1700 лет свободы Церкви: как был принят Миланский эдикт

by on 18.06.2013 » Add more comments.

26 июня исполнится 1700 лет обнародования решения императоров св. Константина и Лициния дать христианам свободу по всей Римской империи. Накануне этой даты и накануне дня рождения Церкви – Пятидесятницы – рассказываем о том, как принимался Миланский эдикт.

Главное в Миланском эдикте: язычество потеряло статус государственной религии

Самым существенным новшеством эдикта было не прекращение гонений на христиан, а признание всех религий Империи равными в правах. Лактанций в сочинении «О смерти гонителей» цитирует документ: «Мы даруем и христианам, и всем прочим возможность свободно следовать той религии, какую кто пожелает, с тем, чтобы божественность, какая б то ни была на небесном престоле, могла бы пребывать в благосклонности и милости к нам и всем тем, кто находится под нашей властью. Поэтому мы решили хорошо и самым взвешенным образом обдумать это мероприятие, поскольку сочли вообще никому ни отказывать в возможностях, обратил ли кто свой разум к христианскому обряду или же посвятил его той религии, какую он счел наиболее подходящей для себя, чтобы вышнее божество, чей культ мы соблюдаем душой и сердцем, могло бы оказывать нам обычные благосклонность и одобрение во всем».

О свободе веры договорились на свадьбе

Решение дать христианам свободу собраний по всей Римской империи, было принято на свадьбе Констанции, сводной сестры св. Константина, и его соправителя Лициния. Флавия Юлия Констанция была одной из шести детей императора Констанция Хлора и Феодоры, дочери (или падчерицы) императора Максимина. Ради женитьбы на Феодоре, важной для его политической карьеры, Констанцию пришлось оставить св. Елену. Свадьба проходила в Медиолане (современном Милане). Дата рождения Констанции неизвестна, но ко времени свадьбы ей было не более 18 лет. Возраст Лициния приближался к 50 годам.

Решение было принято зимой 313 года

Вероятно, торжество проходило в феврале 313 года. За несколько месяцев до того, 28 октября 312 г., произошла знаменитая победа войск Константина над преторианцами узурпатора Максенция у Мульвийского моста, накануне которой св. Константин увидел на небе знамение Креста и надпись «Сим победиши» (In hoc signo vinces, Εν Τούτῳ Νίκα). Константин торжественно вступил в Рим. Бракосочетание скрепляло политический союз соправителей. Решение о свадьбе было принято еще до победы, вероятно в 311-312 гг. В Милан Константин прибыл из Рима и оставался в городе примерно до апреля.

На свадьбу мог быть приглашен главный гонитель христиан

По одной из версий историков, на свадьбу могли пригласить Диоклетиана. Ушедший на покой император в то время болел, до смерти ему оставалось меньше года, и покидать свое уединение в Далмации он не стал. В противном случае возник бы исторический курьез: главный преследователь христиан, присвоивший себе имя Юпитера, присутствовал бы при утверждении гонимой им веры. Версия о приглашении Диоклетиана строится на том, что в 313 году у него испортились отношения с Константином и Лицинием. По сообщению, Аврелия Виктора бывший правитель даже был отравлен. Отказ приехать мог быть воспринят как проявление нелояльности новой власти и привел к неприязни.

Миланский эдикт был обнародован в Никомедии

Когда именно был подписан Миланский эдикт и был ли он подписан вообще или между соправителями была достигнута устная договоренность, не известно. Для историков опорной является дата 13 (26 по новому стилю) июня 313 года. Этот день указан Лактанцием: в июньские иды, по римскому календарю, Лициний отдал приказ президу Никомедии (ныне Измит, город в Турции) обнародовать постановление о новом положении христиан в империи.


Миланский эдикт был не первым законом в пользу христиан 

В 311 году в Никомедии уже был выпущен эдикт о терпимости к христианам. Миланский эдикт расширил положения другого указа о веротерпимости, который был издан в Никомедии 30 апреля 311 года Галерием, в прошлом самым жестоким гонителем христиан. Никомедийский эдикт в отличие от Миланского не распространялся на всю территорию империи (соправитель Галерия Максимин Даза не принял эдикт), не приравнивал христианство к язычеству, лишь оказывал христианам «снисходительнейшую милость», не возвращал христианам конфискованную собственность, позволял собираться вместе на молитву, не опасаясь преследований и предписывал молиться о процветании Империи.

В конце Девятой книги «Церковной истории» Евсевий Кесарийский приводит текст другого закона, предоставлявшего христианам свободу исповедовать свою веру, рескрипта Максимина 312 г. Русский церковный историк Василий Болотов видит в нем либо рисовку тирана своим благородством, либо реакцию на ничтожность результатов гонения против христиан, устроенного самим Максимином.


Текст Миланского эдикта не сохранился

Как говорилось выше, письмо Лициния никомедийскому президу приводит Лактанций, но в Кодексе законов Феодосия (Codex Theodosianus 438 г.) текст эдикта отсутствует. О существовании эдикта упоминает и кратко пересказывает его Евсевий в «Церковной истории».

Был ли вообще Миланский эдикт?

Ряд исследователей оспаривают сам факт договора между соправителями и издания особого закона и полагает, что имело место лишь уточнение и толкование прежних императорских рескриптов. Приведем аргументацию классика русской церковной истории Василия Болотова в пользу существования Миланского эдикта: «Императорские эдикты сообщались не особенно быстро. Они рассылались (предъявлялись — perfulgere) сначала префектам, которые отсылали их низшим начальникам. Префекты сопровождали эти рескрипты своими комментариями. Этих уяснений в конце получалось достаточное количество. Каждый действовал в пределах своей власти. Можно думать, что первый эдикт Галерия вызвал такое массовое движение в пользу христианства, что правительство сочло нужным обставить этот переход некоторыми условиями, чтобы воспрепятствовать распространению христианства.

Это обстоятельство уясняет нам истинный смысл миланского эдикта 313 года. Может быть, основываясь на тексте эдикта Галерия, который дозволял христианам возвратиться лишь к древним учреждениям, установлен был строгий status quo, чтобы те, которые принадлежали к христианству, держались его, но чтобы вновь не смели принимать эту религию. Текст этого эдикта не дошел до нас в подлинном виде. Часть его сохранилась только в рескрипте на имя презида Никомедии. На этом основании профессор Seeck доказывает, что никакого (миланского) эдикта 313 г. и не существовало. Тем не менее факт остается твердым сам по себе: императоры издали эдикт в Милане».

«Сращивание с государством»?

Согласно Эдикту, христианам возвращалась конфискованная во время гонений собственность, также были предусмотрены выплаты компенсаций пострадавшим. После Миланского эдикта св. императором Константином были приняты и другие акты, упрочившие материальное положение Церкви. Клирики были освобождены от муниципальных повинностей, а Церковь в целом от налога на недвижимое имущество (кроме земельных наделов). Церковь смогла давать вольную рабам при согласии их хозяев, христианские храмы получили право предоставлять убежище, что раньше было привилегией языческих святилищ. Сбор с определенной части земли каждого города передавался местным церквям, т.е. они получили прямое регулярное финансирование от государства.

Невеста стала защитницей ариан

Как сложились судьбы главный действующих лиц той миланской свадьбы? Меньше, чем через год вспыхнула война между св. Константином и Лицинием. К 324 году последний он был окончательно разбит и укрылся вместе с женой Констанцией и 9-летним сыном в Никомедии. Констанция попросила у брата милости для мужа – жить в ссылке в Фессалонике. Св. Константин уступил ее просьбам, но через год Лициний был задушен, будучи обвинен в подстрекательстве гарнизона к бунту. Констанция стала духовной дочерью епископа Никомедийского Евсевия, одного из ревностных ариан, и сама стала их покровительницей при дворе и поддерживала их во время Первого Вселенского собора.

Арсений ЗАГУЛЯЕВ

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

2 Responses to 1700 лет свободы Церкви: как был принят Миланский эдикт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *