Православие и Царь

by on 27.05.2016 » Add the first comment.

120 лет назад,14 (27) мая 1896 года, состоялась Коронация Их Величеств Государя Императора Николая II и Государыни Императрицы Александры Федоровны.

Представляем Вашему вниманию главу из книги «Значение Православия в жизни и исторической судьбе России» профессора Алексея Александровича Царевского. Эта работа была издана  в 1898 г. и является лучшим трудом на тему влияния Православной веры на русскую жизнь и культуру. Книга профессора Царевского  особенно ценная, так как дает нам взгляд на русских людей и Россию того времени. С тех пор прошло более 100 лет, и Россия и русские пережили несколько катастроф, в которых потеряли свыше ста миллионов душ. Многое что изменилось, и сам русский человек тоже изменился, но все-таки несмотря на все это многое, то что написано профессором Царевским, все еще применимо и относится и к нашему времени.

Внешнее обоснование и укрепление русского царства, с одной cтороны, и изменение внутреннего строя общественных и семейных отношений в народе русском, с другой, явились только результатом и ествественным следствием того благотворного воздействия, которое произвело Православие на личность русского человека.

Православие облагородило и образовало все лучшие инстинкты русской души, улучшило и возвысило ее духовные качества, существенно изменило весь нравственный облик русского человека. На всем поведении и деятельности последнего легла неизгладимая печать Православного христианства: русский человек стал мыслить о всем на свете с точки зрения своей святой веры и делал всякое дело «по писанному», по церковному; интересы веры стали на первом плане в его сознании, а учение, взгляды, предписания и советы церкви Православной сделались единственно руководственными в его жизни.

Религиозность явилась типическим свойством, специальной особенностью русского человека и качества православного христианина — главными национальными чертами русского характера. Иностранный обозреватель России Леруа Болье на основании наблюдений даже и над современной русской жизнью, пришел к заключению, что русский человек «носит крест не на груди только, а и в сердце своем», что у него «душа христианская», что между Евангелием и русскою душою есть какое-то внутреннее родство, в силу которого трудно бывает решить, что доброго идет у русского человека от знакомства его с Православною верою и что прямо от его души.

Коронация: Въезд процессии во главе с Николаем II на Тверскую через Триумфальные ворота. Фото 1896 года

Православие установило взгляд на Царя как на избранника, помазанника и слугу Божия

Созидая единство России племенное, национальное, церковь Православная больше всего содействовала укреплению России и политическому объединению государственному. Великую и незаменимую услугу делу русской государственности Православие оказало прежде всего в том отношении, что подняло и освятило в глазах народа авторитет власти царской. В язычестве эта власть основывалась только на силе, а потому и могла иметь только условное и ограниченное значение: всякий сильный дружинник считал себя вправе не подчиняться князю, как, с другой стороны, и князь, уступая силе, вынуждался иногда отказываться от своей власти.

Недаром дальновиднейшие из древних языческих правителей, для возвышения своего авторитета в глазах подданных, искусственно прибегали к помощи религии, то выдавая себя посланниками какого-либо высшего существа (напр. Нума Помпилий), то заставляя себя включать в число богов (напр. последние римские императоры).

Только в христианстве носители власти не имеют нужды заимствовать для себя силу в суеверии народном: сама небесная истина освятила власть царскую, усвоив ей высокое духовное значение и божественную санкцию. Православие поведало русским людям учение о Промысле Божием, правящем судьбами царей и народов; Православие установило взгляд на царя как избранника и помазанника Божия, который владеет царством «милостию Божиею» и «молитвами Церкви», правит людьми по велению Духа Святого, просвещающего его совесть и направляющего его волю на благо всенародное. Слово библейское, что только «Богом царие царствуют» (Притч. 8, 15) и что «противящийся царю — Божию велению противляется» (Рим. 13, 2) глубоко внедрилось в убеждения и помышления русского человека, уже в древности совершая иногда чудодейственные превращения в мнениях и поступках народных.

В старых рукописных житиях Бориса и Глеба рассказывается, например, случай, как новгородцы, не сочувствуя Ярославу в его желании идти в Киев, где Святополк тогда избивал, по смерти родителей, братьев своих — «не хотяху ему помогати». Но, повествует далее житие о новгородцах, «вспомянуша слово апостольское: братие, Бога бойтеся, а князя чтите, Божий бо слуга есть и не туне меч носит, но в месть злодеем, в похвалу же добродеем; и рекоша новгородцы: можем, княже, пособствовати тебе!» — и собрали из себя большое ополчение, пошли за Ярославом.

Коронация: Въезд процессии через Спасские ворота в Кремль. Фото 1896 года

Царь пользуется большим авторитетом, любовью и преданностью у народа

В течение многовековой исторической жизни эта преданность народа русского власти царской окрепла, упрочилась и особенно часто и рельефно обнаруживала себя в годины великих испытаний народных. Любовью русского народа к царям своим и благоговейным отношением к имени их, например, больше всего нужно объяснять в нашей истории, с одной стороны, быстрые и невероятные успехи самозванцев, которым уже одно имя царя, присвояемое ими, пролагало в народе русском путь к престолу, как, с другой стороны, и жестокую расправу с ними, когда святотатственный обман их вскрывался пред народом.

Также и спасение России от бедствий междуцарствия, без сомнения, многим обязано было в своем успехе тому обстоятельству, что избран был на престол царский Михаил Федорович, законная отрасль древнейшего великокняжеского рода, т.е., значит, лицо, уже в силу своего происхождения, в высшей степени авторитетное и самое желанное в глазах всего народа.

Коронация: Шествие под балдахином. Фото 1896 года

Религиозное воззрение на Царей

Сама русская церковь Православная, освящая торжественнейшим миропомазанием вступление государей России на престол прародительский и клятвенными обетами пред Богом вводя всех людей русских в подданство им, а также и ежедневными усердными молениями о них, поставлять народ русский в те теснейшие родственные, истинно сыновние отношения любви и высокого благоговейного уважения к царям своим, каких не в состоянии бы было сообщить никакое земное средство.

Русский человек привык в царе своем видеть избранника и помазанника Божия, а в суде, велениях и распоряжениях его — волю самого Царя небесного, — это так решительно и убежденно выразил народ наш во множестве пословиц и во всей своей словесности. В силу религиозного именно воззрения на царей своих народ русский, например, безропотно и покорно в течение 24 лет выносил страдания от больного душою грозного царя своего Иоанна Васильевича, благочестиво усматривая в том испытание Божие, как, с другой стороны, всегда беззаветно предан был и благоговейно подчинялся всем прочим государям своим, благим и кротким. Любовь народа русского к царю своему православному составляет предмет удивления для иностранцев; она сделалась, действительно, как бы особенным природным и типическим свойством русского человека.

Коронация: Проезд кареты Александры Федоровны по Красной Площади. Фото 1896 года

Воспитанная Православием, преданность власти царственной на Руси есть мощная опора нашей государственности в прошлом и надежнейший залог величия Российской державы в будущем. Только проникнутый полным и основательным сознанием этой несомненной и теснейшей родственной связи с народом своим, один из белых царей святорусских мог воскликнуть: «да познает свет весь, что как мыслит царь русский, так мыслит и так дышит с ним вся семья русская, т.е. верный Богу и Единородному Сыну Его, Искупителю нашему Иисусу Христу, Православный народ русский!»

Царевский Алексей Александрович

Профессор Царевский Алексей Александрович родился в 1855 г., сын протоиерея Тамбовской губернии. Образование получил в Казанской духовной академии, где затем занимал кафедры славянских наречий и истории иностранных литератур, а также кафедру славянского языка, палеографии и истории русской словесности.

На анонсе: Туксен (Tuxen), Лауритс-Регнер (1853-1927). Коронация Николая II и Александры Федоровны

Источник

Кинохроника царствования императора Николая II

Смотрите также:

Венчание на царство Николая II — не только ходынская трагедия

Николай Блохин. Без Царя Россия погибнет

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *