Воскресение – это страшно

by on 30.04.2023 » Add the first comment.

Почему сюжеты о посещении гроба Господня женами-мироносицами так сильно отличаются между собой в разных Евангелиях?

В третье воскресенье по Пасхе Церковь прославляет святых жен-мироносиц. Рассказывает библеист архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), доцент Санкт-Петербургской духовной академии.

Удивительно, как быстро начали сбываться слова Иисуса о том, что как только Он вознесен будет от земли, Он всех привлечет к Себе (Ин.12:32).

Сначала безвестный римский сотник, потом Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, дерзнувший просить тело Своего Учителя и тем самым высказав отличное от Синедриона мнение, обосновавшего требование смертной казни Христа ссылкой на богохульство. Иосиф, иудей, чаявший Царствия Божия, своим визитом к Пилату ставил себя в очень опасное положение прослыть сообщником казненного преступника.

Чем Иосиф мог объяснить свою просьбу? Может быть, нежелательностью оттягивать погребение из-за климатических соображений; может быть, ссылкой на ветхозаветную заповедь, не позволявшую оставлять казненного на ночь: «Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве, то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве], и не оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел» (Втор.21:22-23).

Возможно, Иосиф хотел предотвратить захоронение Иисуса в общей могиле. Как бы то ни было, он «осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова». Надо сказать, что часто тела преступников не погребали вовсе, их просто снимали с распятия и оставляли на растерзание стервятникам и диким собакам. Возможно, Голгофу потому так и назвали Лобной, то есть «Черепа», что она была усыпана черепами распятых. Но Иосиф, будучи праведным и тайным почитателем Иисуса, решился на Его захоронение. После снятия с креста тело Иисуса было положено в могилу не обмытым и не помазанным. Это следует из слова Самого Господа, сказанного в Вифании, когда некая женщина возлила Ему на голову драгоценное миро: «Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению» (Мк.14:8). Далее мы увидим, что только «по прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его» (Мк.16:1).

Иосиф же «купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба». Иосиф просто не имел времени соблюсти обычай надлежащего приготовления тела к погребению. Ведь Иисус умер в девятом часу, то есть около трех часов пополудни. А примерно в шесть часов вместе с заходом солнца должна была начаться суббота. Как сказано в Евангелии, «уже настал вечер … перед субботою». А по закону о субботе запрещалось выполнять какую-либо работу. Иосиф спешил. Он должен был дойти до дворца Ирода, чтобы там попросить аудиенции у Пилата. А Пилат, чтобы удостовериться в смерти Иисуса, должен был послать за сотником отряда, проводившего казнь, а курьеру нужно было сбегать до казарм в крепости Антония (что неблизко от дворца Пилата) и обратно.

Михаил Нестеров. Жены-мироносицы

Только после всего этого Пилат разрешил Иосифу снять тело Иисуса и предать его погребению. Иосиф же должен был еще позаботиться о гробнице. Вблизи Голгофы тогда были гробницы в скалах. В этом может удостовериться и сегодня, побывав у Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Предположение, будто Иосиф при погребении воспользовался собственной фамильной гробницей, маловероятно. Против этого говорит и сам текст Евангелия, и логика: Сказано просто, что он «положил Его во гробе» (буквально «в некоей гробнице»).

И действительно, с какой стати уважаемый, почтенный (euvsch,mwn), богатый собственник и член Высшего Совета стал бы приобретать фамильную гробницу возле места казней? Скорее всего, Иосиф Аримафейский похоронил Иисуса в одной из тех гробниц, которые уже существовали около Голгофы, и которые по прошествии одного года освобождались: останки захоронений изымались из гробниц и помещались в оссуарии — погребальные урны для костей. Положив тело Иисуса в гробнице, Иосиф привалил ко входу в нее камень.

Итак, времени, для того, чтобы отдать последний долг телу Иисуса, не оставалось – наступила суббота, и Его тело осталось не обмытым и не помазанным. Это знали женщины – стоявшие у креста Мария Магдалина и Мария, мать Иосии, потому что они «смотрели, где Его полагали». И вот, как только прошла суббота, рано утром они решили исполнить печальный обряд. Они «купили ароматы, чтобы идти помазать Его». И когда еще были в пути, беспокоились о том, как они войдут в гробницу, ведь она закрыта большим тяжелым камнем: «кто отвалит нам камень от двери гроба?».

Евгений Демаков. Вестницы Воскресения

Но как только женщины подошли к месту захоронения, их беспокойство перешло в ужас, потому что оказалось, что камень отвален, а в гробнице они увидели «юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду». В отличие от Матфея (Мф.28:2, 5) и Иоанна (Ин.20:12) Марк не пишет об «ангеле», хотя белое облачение юноши символизирует его принадлежность небесному миру. Вспомним одежды Иисуса Христа во время Его преображения: «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» (Мк.9:3).

Марк описывает реакцию женщин словом «ужасались». И здесь не просто показано чувство человека, увидевшего что-то из ряда вон выходящее. Нет, Марк выражает испуг женщин словом, которое в Новом Завете используется только им, Марком, и только в тех случаях, когда люди сталкиваются с миром Божественным. Женщины, увидев пустой гроб и неизвестного человека в белом, «ужаснулись». Так и народ «ужасается» (тот же глагол), когда видит Иисуса Христа, сходящего с горы Преображения (Мк.9:15), так «ужасался» Сам Иисус, когда на Масличной горе Он видел перед Собой Свой страшный долг взойти на крест (Мк.14:33).

Небесная весть была ясной: «Не ужасайтесь! Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен». Это означало: Искать земного Иисуса отныне не имеет смысла. «Его здесь нет, ибо Он воскрес». Воскресение означает не реанимацию земного человека, но переход в иное, неземное бытие.

История о вскрытии пустой гробницы, когда ко гробу рано утром пришли Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия, которой заканчивается наше Евангелие, — самый древний пасхальный рассказ Нового Завета.

Правда, в Первом послании к Коринфянам, которое было написано апостолом Павлом в Ефесе в 56/57 году Р.Х., мы имеем еще более древний список свидетелей Воскресения Христова. Там говорится, что Воскресший «явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам, а после всех явился и мне», то есть апостолу Павлу (1Кор.15:5-8).

Однако этот список оставляет два вопроса: Во-первых, из него мы не узнаем, в каких обстоятельствах происходили все эти явления. Во-вторых, этот список неполный, там совсем нет женских имен. Это неслучайно: согласно иудейским обычаям, свидетельства женщин не могли приниматься во внимание, и потому в списке свидетелей, предназначенном для публичного прочтения, упоминание женщин было невозможно. И это несмотря на то, что в пасхальном событии первое место уделяется именно женщинам! Таким образом, евангельский рассказ ап. Марка говорит о времени, которое предшествовало событиям, отраженным в списке свидетелей Воскресения у апостола Павла. Евангелие ап. Марка напоминает о том, что с откровением Воскресения Иисуса Христа были преодолены общественные порядки и условности, свойственные «ветхому миру».

Правда, новые порядки сразу не утвердились. Вспомним, что ученики Иисуса, мужчины, составлявшие первую христианскую общину, сначала внутренне никак не могли принять свидетельства женщин. Как сказано в Евангелии от Луки, «показались им слова их пустыми, и не поверили им» (Лк.24:11).

При сравнении рассказа о воскресении Христа евангелиста Марка с Евангелиями от Матфея и Иоанна, мы замечаем существенную повествовательную разницу. В Евангелиях от Матфея и Иоанна женщинам является не только небесный вестник (или даже два вестника), но и Сам Воскресший: Евангелие от Матфея: «Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Мф.28:9–10).

А вот как говорится об этом событии в Евангелии от Иоанна: «А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! – что значит: Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей» (Ин.20:11–18). Да и в самом Евангелии от Марка далее сказано, что Мария Магдалина видела Иисуса Христа: «Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, – не поверили» (Мк.16:10–11). Почему же в Евангелиях столь разные рассказы?

Эдвард Бёрн-Джонс. Магдалина, две жены-мироносицы и воскресший Христос у саркофага

Встреча со столь таинственным, запредельным земному опыту событием, как Воскресение, неизменно порождает осторожность и неопределенность в свидетельствах. С этим эффектом мы встречаемся уже в Ветхом Завете, в знаменитом месте Книги Исход. Там Моисей возле неопалимой купины встречается с Господом Богом. Сначала говорится, что Моисей видит Ангела: «И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает» (Исх.3:2). Но потом Ангел в рассказе сменяется Самим Господом Богом: «И воззвал к нему Бог из среды куста… Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога…» и так далее (Исх.3:4–16).

Поэтому, независимо от того, как было истолковано явление женщинам в гробнице, одно остается бесспорным: женщины получили не только весть о воскресении Иисуса Христа, но и поручение к ученикам: «Идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам». Это слово отсылает нас к словам Иисуса во время Тайной Вечери: «И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы. По воскресении же Моем, Я предваряю вас в Галилее» (Мк.14:27–28).

Все это означает, что учеников, которые от страха и слепоты бросили своего Господа на произвол судьбы и отреклись от Него, теперь должны призвать в путь оказавшиеся более верными женщины!

На анонсе: А. Хьюз. Он воскрес. Пасха

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *