Святитель Григорий Палама. Кто совершеннее: ангелы или люди?

by on 11.03.2017 » Add the first comment.

Во второе воскресенье Великого Поста Церковь вспоминает одного из самых глубоких православных мыслителей – святителя Григория Паламу. Чем описанное в его творениях православное состояние безмолвия, исихия, отличается от экстаза сектантов и от буддистского просветления?

Второе воскресенье Великого поста и следующие за ним будние, или «семичные», дни посвящены памяти византийского иерарха и богослова святителя Григория Паламы (1296–1359), архиепископа Фессалоникийского (Солунского).

Назвав его именем следующий за «Неделей Торжества Православия» календарный период, Православная Церковь засвидетельствовала тем самым высшую ценность и отличительную особенность той мистической традиции, которой святой Григорий дал окончательное философское завершение. Эта одна из утончённейших форм христианской мистики, имевшая к тому времени многовековую традицию, носит название «исихазм» (от греческого исихиа – «покой», «безмолвие»), или, в честь его систематизатора, – «паламизм».

«Умное делание» и духовное созерцание исихастов резко отличалось от чисто умозрительного философского («рационалистического») созерцания. Здесь – не пассивное или высокомерное, но деятельное и творческое созерцание, в процессе которого отдавшийся ему человек переформировывает сам себя, становясь на путь бесконечного духовно-нравственного совершенствования.

Достигший высокой стадии просветления человек преображается, становясь проводником зримых божественных энергий, или «фаворского света». Это значит, что в высших проявлениях духовной жизни человека реально участвует и его тело. 

Именно телесность, – утверждает святитель Григорий Палама, – дает человеку преимущество перед бестелесными ангелами! Отсюда и предельно высокая оценка телесной стороны человеческого бытия (и человеческой культуры в целом), резко отличающая истинное Христианство – как религию Боговоплощения и Вочеловечения! – от различных псевдоаскетических («скопческих») течений и тупиковых мистических традиций «развоплощения» и «угасания» (нирваны).

Неудивительно, что исихазм оказывается в центре культуры Православия, а его тесная связь с эстетической сферой хорошо знакома нам не только по византийским образцам.

Исихастами были преподобный Андрей Рублев, Феофан Грек и многие другие. Нить исихастской традиции протянулась вплоть до святого Серафима Саровского, и мы не можем утверждать, что она оборвалась после него.

Преображение Господне. Феофан Грек, 1403г.

Византийская эстетика исихазма после падения Византии многие столетия питала духовную культуру православных стран, и уже в XX веке выдающиеся российские мыслители священник Павел Флоренский и протоиерей Сергий Булгаков пытались решить сформулированные ей задачи.

Литература по теме «Исихазм» огромна; из российских авторов наибольший вклад в ее изучение внесли архиепископ Василий (Кривошеин), архимандрит Киприан (Керн), протоиерей Иоанн Мейендорф, А. С. Позов, С. С. Аверинцев, Г. М. Прохоров.

Кандидат исторических наук, кандидат богословия Юрий Рубан

Источник

АФОНСКИЕ СТАРЦЫ. Вопросы духовной практики

На вопрос о том, могут ли миряне сподобиться увидеть Нетварный Свет, о котором говорил святитель, отвечает настоятель афонской кельи Буразери отец Арсений:

«Это, конечно, трудная тема. Обязанность верующего человека – подвизаться духовно, жить в духе аскетизма. Прежде всего, сохранить практическую сторону духовной жизни , евангельские добродетели. Это подготовка к духовной высокой жизни. Это условие, в общем, потому что никто не достигнет видения Нетварного Света, если не начнёт с евангельских добродетелей и очищения самого себя, своих недостатков: подвизаемся в аскетизме и очищении своей души, молимся всегда, участвуя во всех богослужениях, и через личную духовную жизнь и Иисусову молитву. Даже святитель Григорий Палама просил у Господа просветить его темноту, так же и мы должны просить у Господа, чтобы Он просветил наше сердце и ум, чтобы мы поняли прежде всего, что мы ничто, что мы немощны. Если мы действительно поймём себя, то на основе смирения Господь услышит наши молитвы и может даровать нам какие-то духовные дарования и откровения».

Смотрите также:

Когда христианство утратит свое былое имя…

Исповедание Православной веры святителя Григория Паламы

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *