Чем занимается комиссия по чудесам. Об этом рассказывает ее председатель доктор наук Павел Флоренский

by on 07.10.2011

 

Павел Васильевич Флоренский —  доктор геологических наук, профессор Российского государственного университета нефти и газа, внук выдающегося русского философа и богослова Павла Александровича Флоренского — возглавляет комиссию при Московской Патриархии по изучению чудесных явлений. Он рассказал нашему корреспонденту о том, где проходит граница между научным явлением и чудом, насколько для православных важны чудеса, а также о проблеме «чудобесия».

20697 Чем занимается комиссия по чудесам. Об этом рассказывает ее председатель доктор наук Павел ФлоренскийДерево спасло икону

— Как вы понимаете чудо?

— Это когда плоскости и сферы мира иного соприкасаются с нашим миром — так говорил мой дед.

— Есть ли тут противоречие с наукой?

— Нет, научные знания не влияют на веру. Проблема в невежестве и когда вера оказывается в руках идиотов, когда пытаются доказать, что мир был создан буквально за шесть дней. Нужно учить древнееврейский и читать Книгу Бытия в подлиннике, чтобы знать, что «день» — это не буквально день, а определённый период. Причиной травли науки всегда была не вера, а необразованность некоторых верующих.

— Где проходит грань между чудом и наукой?

— То, чего наука не может объяснить, идёт в разряд чуда. В будущем наука сможет объяснить многие ныне непонятные явления, но от этого они не перестанут быть Божьим чудом. Например, рождение человека. Наука никогда не опишет до конца, как получается человек. Она опишет очень многое, но от этого рождение не перестанет быть чудом. Или вот характерный случай в Ивановской области. В 30-е годы на дерево повесили икону, чтобы спрятать её от коммунистов. Дерево заросло и все долгие годы прятало икону. Пять лет назад его спилили, и обнаружилась икона, на деревяшке — оттиск. Чудо это или нет? Для неверующего просто ботаника. А для верующего — символ.

Не мироточение, а маслопоявление

— Когда и как появилась ваша комиссия?

— Десять лет назад, инициатором был учёный-физик Александр Московский. Мы долго сомневались, но потом я позвонил отцу Валентину Асмусу, и он благословил. Первым председателем комиссии был отец Иоанн Экономцев. Сейчас мы называемся так: рабочая группа по чудесным знамениям РПЦ при богословской комиссии Московской Патриархии.

— Кто входит в состав комиссии?

— Александр Московский, писатель и языковед Татьяна Шутова, палеонтолог Александр Агаджанян. Иногда к нам примыкают новые люди, но они в состав не входят. Мы изначально отгородились от всех. Мы не клуб по интересам, мы рабочая группа, и мы самодостаточны. У нас определённый настрой, чувство локтя, взаимной ответственности, тем более что всех нас связывает многолетняя дружба.

— Что входит в круг ваших интересов?

— Нас интересуют пограничные явления. Конечно, существуют колдовство, магия, экстрасенсы, но там опасно работать, а здесь, в ограде Церкви, всё спокойно — никаких серьёзных неприятностей не получишь, так что с бесами мы гарантированно не связываемся. Поскольку мы все естественники, то мы ограничили себя только теми вопросами, которые можно измерить, зафиксировать, сфотографировать и т.д. С самого начала мы отделились от врачей. Мы не занимаемся человеком, его душой. Пусть духовными вещами занимаются иереи, медицинскими — врачи. С человеком должен работать профессионал: врач, иерей или психиатр.

— Какие же явления вы изучаете сейчас?

— Пытаемся заниматься мироточением. Точнее будет сказать — маслопоявлением, потому что это не миро, а масло, елей, и оно не источается, а появляется на иконе извне в большинстве случаев. Существует ещё обновление икон — привычное явление в православии, которое и раньше испокон веков описывалось, но которое очень легко объяснить: бабушка старую икону маслом протёрла — маслице смыло грязь. Больше всего нас удивляет появление иконы на стекле. Попытки объяснить это явление есть, но они сомнительны.

— Не видите ли вы святотатства в таком подходе к чудесам — с линейкой и микроскопом?

— Считаю, что нет, так как всё это можно изучать и описывать, любое чудо, кроме причастия, — тут и вправду было бы святотатство. Как говорила моя покойная бабушка, «если с любовью и благочестиво, то можно».


Охота за чудесами — признак маловерия

— Насколько чудеса важны для православного человека?

— Мания чудес и повышенный интерес к ним — показатель больного кризисного состояния нашего общества. В здоровом обществе чудомании не бывает! Для православного главное чудо — это причастие. Ну, если нужен цирк, фокусы, то Господь может это сделать, показывает по милости своей, но это крайняя периферия. В России главные чудеса другие. Это возвращение в Церковь миллионов людей, это воссоздание храма Христа Спасителя.

— Нужно ли уповать на чудо больным людям?

— Уповать нужно на Бога, а попытка лечиться при помощи чудес — опасное заблуждение. Я видел, как старцы принимают таблетки, перекрестив. Необходимо обращаться к врачам и избегать всякой «чудомании». Святейший патриарх Алексий II однажды употребил более жёсткий термин — «чудобесие». Такого рода чудеса, исцеления и прочее прекрасно проявляются и у экстрасенсов, и в других конфессиях, и у шаманов. По-видимому, это просто явления, которые сопровождают духовный процесс.

— Значит, чудеса бывают не только в православии?

— Мы сосредоточились в ограде Церкви и не высовываемся за неё. Представьте, что мы приедем с желанием изучать чудеса в синагогу или мечеть… Нельзя лезть в чужие храмы, как нельзя идти в чужой дом со своими порядками.

Беседовал Артём БУРЦЕВ

http://www.krest-most.ru/?c=article&id=121

.


.


Комиссия по чудесам

Павел  Флоренский, Огонёк, журнал

16.03.2006

 В конце февраля в храме Успения Пресвятой Богородицы под Ярославлем «заплакали» сразу две иконы. Причем не старинные, а заводские – отпечатанные на бумаге и наклеенные на деревянную основу. «Огоньку» удалось найти исследователя, который не первый год изучает подобные чудеса. Работает он в Российском госуниверситете нефти и газа им. Губкина. А зовут его так же, как знаменитого деда, религиозного ученого и философа, ПАВЕЛ ФЛОРЕНСКИЙ.

.
Вы исследовали не один случай мироточения…
.
Мироточение – не совсем правильно. Миро – вещество, которое приготавливается во время особо торжественной службы с участием патриарха. Один раз в несколько лет и на всю страну. А все остальное – елей, масло. Капельки масла как бы возникают из ничего на поверхности иконы. Если икона помещена в киот, то масло может появиться одновременно и внутри киота, и на поверхности стекла. Думать, что это нечто вроде конденсации насыщенных паров масла, невозможно: плотность насыщающих паров органических масел столь мала, что для образования на поверхности иконы капли масла необходимо, чтобы над ней присутствовал столб паров в несколько километров. Каждая хозяйка знает – когда на кухне что-то жарится, на стенах капель сконденсированного масла нет. Масляный налет появляется на стенах и потолке, только если помещение не промывать много лет подряд. Так что самая гипотеза конденсации не проходит. Масло, которое мы исследовали в разных местах, – разное. В одном случае очень похоже на оливковое. В другом – на подсолнечное.Удивительным кажется и то, что неизвестны случаи, чтобы мироточили великие иконы.
.
При Богословской комиссии Московской патриархии есть экспертная рабочая группа по чудесным знамениям. Вы – ее председатель. Для чего она нужна?


Начиная с 90-х годов сообщения о чудесных событиях становятся все более частыми: в храмах, монастырях, в домах простых людей мироточат и обновляются иконы, нередки случаи их чудесного обретения. Если верить сообщениям, изобилие их, небывалое в истории России. Пока что Церковь не выработала взвешенного подхода ко множеству спорных вопросов, которые возникают, когда речь идет о чудесных событиях. Это работа православных богословов. Чтобы она смогла начаться, необходимо собрать фактический материал. Этим мы и заняты.

Как бы отнесся ваш дед, узнай он, чем вы в комиссии занимаетесь?

Я думаю, что он очень бы беспокоился о том, чтоб я не наделал глупостей и сильно себя не скомпрометировал.

По какому принципу подбирались люди, входящие в комиссию?

В основном это ученые, специалисты в области естественных наук. Так как чудесные знамения в основном происходят в стенах церкви, приходится привлекать к работе и батюшек. Хочу предупредить сразу: мы исследуем только научную сторону дела и собираем только факты.

Нам охотно и безвозмездно помогают многие специалисты по разного рода аналитическим методам из академических институтов Москвы, криминалисты МВД и Министерства обороны. Без их помощи мы мало что смогли бы сделать.

Как относится Церковь к сообщению о чудесных событиях?

Со вниманием, но и со взвешенной осторожностью. Для церковного человека чудеса суть нечто второстепенное и периферийное, как ни странно это звучит. Опытного батюшку часто смущает, когда у него в храме начинает твориться что-то необычное.

Как сочетаются ваш материализм и православная вера?

Я православный человек. Убежден, что Бог создал землю и все живое на ней. И, знаете что, вот вам материалистическая задачка. Если взять стакан воды и пометить в нем все молекулы, потом вылить его, а через некоторое время черпануть стаканом в любом месте земного шара, то сколько меченых молекул воды будет во втором стакане? Десятки тысяч. Поэтому в каждом из нас есть миллиарды молекул Богочеловека, жившего когда-то на этой земле тридцать три года. А если мы признаем, что это Богочеловек, значит, вся материя на земле священна и одухотворена. Советский материализм – богоборчество. А если так относиться к веществу, как я только что рассказал, то и я материалист. Верю в священность материи и при этом не испытываю никакого дискомфорта.

Какое, по вашему мнению, самое знаменательное чудо в новейшей истории?

А вот хотя бы то, что в одночасье наш «дурной глупый» народ, который грабил церкви, теперь вдруг повернулся к религии.

Да я не про то…

Почему?! Неужели вы считаете чудесами только то, что происходит с неживым веществом? Чудеса в истории – самые наглядные manifestatio Dei, проявления Бога. Происшедший поворот по скорости и массовости соизмерим с крещением Руси. Вот это великое чудо, величайшее из всех – духовное спасение наше. Причем сделал это народ – носитель атеизма, каковыми мы были.

Надо ли толковать знамения?

Конечно. Надо попытаться понять их смысл, без этого все превращается в околоцерковную суету.

Но как сделать это?

Знамения – свидетельства воли Божьей, Божьей благодати. Естественно, они происходят в церкви, для церкви, ею удостоверяются и признаются как таковые. Кстати, церковь сама по себе – слошное чудо, поскольку она во всем стоит против законов природы. Павел Флоренский еще в 29-м году написал, что, возможно, существует область вещества, проработанного духом. А храмы, я занимался охраной памятников как геолог, геохимик, гораздо более устойчивы, чем в

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Обсуждение закрыто.