Мистическое прозрение

by on 05.10.2022 » Add the first comment.

В среду 17-й седмицы по Пятидесятнице читается послание апостола Павла к Ефесянам Еф., 223 зач., III, 8-21. Рассказывает священник Даниил Сысоев.

«Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что́ широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею».

Что же это такое — широта и долгота, и глубина и высота во Христе? 

Господь вселяется в сердца, чтобы люди укоренились и основались в любви. Христос сращивается с нами, но, чтобы этого добиться, необходимо упражнение в любви, укоренение и утверждение в ней. Любовь Божия должна стать принципом жизни человека. Речь идет не о какой-то эмоции, а о состоянии любви, которое вкладывается в христианина. Начинается это с малого, когда любовь к Богу и ближнему проявляется через внешние дела. Однако постепенно эта внешняя деятельность должна войти в привычку, а любовь должна стать главной составляющей жизни человека. Благодаря этому происходит наше соединение со Христом.

На пути в Дамаск (Обращение Савла). Картины А.Н. Миронова

Человек, в сердце которого поселился Господь, начинает узнавать тайны, которые в противном случае остались бы ему неведомы. В нем начинают действовать иные законы, ему открывается принципиально иное знание, которое неведомо обычным людям. Когда человек утверждается в любви, его дух соединяется с Богом, и в нем открываются иные глаза. Они есть и до того, так как глаза эти вложены в Таинстве Крещения, но сначала человек не видит ими то, что происходит в духовных реальностях, потому что глаза еще не приучены. В первое время эти духовные глаза видят только то, что находится совсем рядом. Они видят грехи, скверну и нечистоту, то есть то, что удаляет человека от Бога. Но потом свет усиливается, и человек видит окружающий духовный мир. Он зрит Ангелов, Божий Промысел и т. д. Главное, что начинает созерцать человек, — это домостроительство Божие. Он видит дела Бога, совершающиеся повсюду.

Заметьте, человек воспринимает все это вместе со всеми святыми. Познание тайн Бога происходит не в отдельности от Церкви, не в каком-то индивидуальном мистическом прозрении, но в единстве со всей Вселенской Церковью и ее святыми. Этим познание и проверяется. Человек входит в ту же реальность, которую имеют святые, видит то же, что и они. Он становится единодушным, единочувственным и единовольным со святыми, а потому начинает созерцать духовные реальности.

Смотрите также:
Бог врагов наших

Вместе со всеми святыми человеку открывается, что такое широта. Речь идет о широте действий Бога. Действия Его охватывают весь мир, не ограничиваясь каким-то одним народом. Некоторые думают, что Господь действует, например, только среди русских. Они говорят: «Мы русские — с нами Бог». Евреи считали, что Бог заботится только о них. На самом деле Бог действует в этом мире повсюду. Домостроительство тайн Божиих распространяется и среди христиан, и среди язычников. И христианин четко видит, как и где это домостроительство проявляется.

Человек начинает видеть, что есть длина. Иначе говоря, созерцает Промысел Бога во временном потоке. Ему открывается, как Бог действовал в прошлом, как Он действует сейчас, как будет действовать в будущем. Он видит всю длину домостроительства Бога.

Видит он и высоту Божию. Человек зрит тайный замысел Господа, созерцает то, что Он приготовил любящим Его, видит, что Бог задумал еще до творения мира. Он находит место себе и другим людям в этом замысле, в этой прекрасной гармонии, задуманной изначально. Словом, человеку открываются тайны Бога, живущего в вечности.

Глубина — это знание, показывающее, как Бог вытаскивает людей из глубин зла. Человек видит, как Господь сошел до ада, чтобы вывести оттуда людей, как Он спасает всех, прибегающих к Нему.

Вот что такое «широта и долгота, и глубина и высота». Все это вместе сводится ко Кресту Господню.

Домостроительство Божие символизируется Крестом. Искупительная жертва Господа является сердцевиной домостроительства Божиего, в котором все сочетается. Если вы обращали внимание, православный крест имеет внизу перекладину, которая означает разделение всех людей перед Христом. Одни идут направо и восходят к небесам, а другие налево сходят к бесам. Поэтому в песнопениях поется: «Мерило праведное обретеся крест Твой». Одних оно низводит в ад тяжестью хуления, а других возводит к небесам на высоту богословия.

Священник Даниил Сысоев. Строительство Дома Божия. Толкование на Послание к Ефесянам — М.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2018. — С. 164-167

На анонсе: обращение апостола Павла

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *