«Для всех я сделался всем». Памяти преподобного Амвросия Оптинского

by on 10.07.2022 » Add the first comment.

10 июля — память преподобного Амвросия Оптинского. В этот день в 1998 году были обретены честные мощи старца.

Преподобный Амвросий – один из самых известных русских старцев-духовников, к нему за утешением и практическим советом, духовной поддержкой и наставлением, а кто-то – и за обретением потерянной веры, шли тысячи и тысячи русских людей самых разных сословий.

Предлагаем нашим читателям очерк о старце Амвросии русского богослова, деятеля русского зарубежья во Франции Владимира Лосского.

Отец Амвросий искал непосредственного общения с людьми. Его живой и проницательный ум, обогащенный знанием аскетической литературы, интересовался всем, что относилось к человеку, – как сокровенной жизнью его души, так и внешней его деятельностью. Под действием непрестанной молитвы природная проницательность отца Амвросия претворилась в прозорливость – дивный благодатный дар, преобразовавший его в одну из изумительнейших личностей русского старчества.

Под действием непрестанной молитвы природная проницательность отца Амвросия претворилась в прозорливость

Вскоре для старца Амвросия уже не оставалось ничего тайного в человеке: он читал в душах, как в книге. Какой-нибудь посетитель мог молчать, стоять в сторонке, прятаться за спинами других, а старец знал его жизнь, его душевное состояние, причину, приведшую его в Оптину. Не желая обнаруживать своего дара, старец обычно задавал желавшим видеть его вопросы, но самый способ их ставить выдавал, что все ему уже известно.

Преподобный Амвросий Оптинский. Худ. С. Ивлева, 2002 г. (фрагмент)

Иногда природная живость старца Амвросия заставляла его неосмотрительно открывать то, что он знал. Так, однажды он быстро ответил жалующемуся на боль в руке молодому человеку: «И будет болеть – зачем мать обидел?» Тут же он спохватился и, смущенный, стал задавать ему вопросы: всегда ли хорошо его поведение? хороший ли он сын? не обижал ли он когда-нибудь своих родителей?

Очень часто старец пользовался туманными намеками – почти всегда в виде шутки, давая тем самым понять, что все скрытые недостатки ему известны: только то лицо, к которому шутка эта относилась, понимало подразумеваемое. Так, одна дама, тщательно скрывавшая свое пристрастие к картам, как-то попросила у старца его «карточку» (фотографию). Старец с упреком улыбнулся: «Что вы говорите?! Разве мы в монастыре в карты играем?» Поняв намек, дама призналась в своей слабости.

Молодая девушка, московская студентка, никогда старца не видевшая, проявляла по отношению к нему большое недоверие и называла его «старый лицемер». Движимая любопытством, она однажды приехала в Оптину и стала у двери позади других ожидающих посетителей. Старец вошел в приемную, прочел краткую молитву, всмотрелся в присутствующих и, обращаясь к девушке, сказал: «А! Это Вера пришла смотреть лицемера!» После длительной беседы наедине с отцом Амвросием девушка изменила свое мнение. Впоследствии она стала одной из монахинь основанного старцем Шамординского монастыря.

Для старца не существовало дел «неинтересных»: все, что составляло заботу вопрошавшего, было важным и для него

Смотрите также:
Просто преподобный

С безразличными отец Амвросий времени не терял, после краткой беседы он их отпускал, причем всегда очень учтиво. Уходя, пришедшие из одного любопытства подобные посетители обычно говорили: «Это очень умный монах». «Умным» старец Амвросий действительно был. Это природное свойство, благодаря обретенному дару духовного рассуждения, ничем уже не ограничивалось в естественном своем действии. Он умел оценивать каждое отдельное явление в соответствии с его значительностью. Как «духовный», по слову апостола Павла (1 Кор. 2: 15), он мог «судить о всем». Это качество и давало отцу Амвросию необъятную широту видения: не было такой области, которая, ввиду отсутствия специальных знаний, была бы для него закрытой. Так, один помещик, чьи сады ничего ему не приносили, получил от старца точные указания для создания усовершенствованной системы орошения. Активный и изобретательный, отец Амвросий любил людей смелых и решительных и всегда давал свое благословение на трудное и рискованное, только бы оно было честным. В делах денежных, в самых запутанных судебных ситуациях совет его всегда был точным. Для него не существовало дел «неинтересных»: все, что составляло заботу вопрошавшего, становилось объектом его внимания. Одна крестьянка пришла к нему со своей скорбью: дохли одна за другой индюшки ее хозяйки, и та собиралась ее прогнать. Старец терпеливо расспросил бедную женщину о том, чем она своих индюшек кормит, и дал ей несколько практических советов. Свидетели этой сцены смеялись или возмущались старухой, осмелившейся приставать к старцу со своими индюшками. Отпустив крестьянку, отец Амвросий обратился к присутствующим: «Что поделаешь, вся ее жизнь – эти индюшки».

Оптина пустынь

Никогда старец Амвросий не сказал никому из приходящих простых людей, оказывавшихся в затруднительном материальном положении: «Это меня не касается, я занимаюсь только душами». Он прекрасно знал, что до того, как говорить о праведности, надо умирающих от голода накормить. У него было отзывчивое, внимательное сердце. Он обладал способностью, самого себя забывая, безгранично любить каждого человека. Это непрестанное забвение самого себя перед ближними и было жизнью, избранной для себя старцем. Он говорил: «Всю свою жизнь всем крыши крыл, а свою не покрыл!» Но человеческая личность может достигнуть своего высшего совершенства, только перестав существовать для самой себя, только себя всем отдавая. Это и есть обоснование слов Евангелия, которые – опытно прожитые до самой их глубины – соделывают истинных христиан подобными Богу – «преподобными», потому что Бог и есть личностный Очаг всяческой любви.

До того, как судить, отец Амвросий сострадал и любил. Поэтому грешные шли к нему с доверием и надеждой

Никакой человеческий недостаток, никакой грех не мог стать препятствием для любви отца Амвросия: до того, как судить, он сострадал и любил. Поэтому грешные люди шли к нему безбоязненно, с доверием и надеждой. Богатый купец проклял и выгнал из дому свою собственную дочь. Молодая девушка, ища пристанища, пришла к старцу Амвросию. Он ласково ее принял и поместил в соседний город к друзьям, где она могла родить своего ребенка. Старец регулярно посылал деньги молодой матери, которая не раз приходила к нему со своим сыном, и, по совету старца, став писать иконы (девушка умела рисовать), этим зарабатывала себе на пропитание. Через несколько лет купец помирился с дочерью и привязался к внуку.

Иеромонах Даниил (Болотов). Портрет прп. Амвросия. Оптина Пустынь, 1902 г.

Отец Амвросий старался прежде всего помочь людям в их скорбях, а потом уж вести их путем праведности; к концу жизни он часто тихо, покачивая головой, говорил: «В начале своего старчества я был строг, а теперь смягчился: у людей столько скорбей». Принимая новых посетителей, старец всегда шел к самым удрученным, выбирая тех, кто больше всего нуждался в утешении, и находил нужные слова, возвращавшие мужество, надежду, жизнерадостность. Ко всем одинаково добрый, он проявлял свою любовь предпочтительно к людям неприятным, трудно выносимым, закоренелым грешникам, презираемым обществом, и никогда не приходил в отчаяние от бездны человеческой греховности, никогда не сказал: «Я ничем не могу помочь».

Близкие к старцу Амвросию люди по своему личному опыту знали, что надлежит свершиться всему тому, о чем говорит старец, и что бы он ни сказал – надо слушаться и никогда не прекословить. Сам старец к своим советам часто прибавлял: «Когда говорю, надобно слушать с первого слова; тогда будет послушание по воле Божией. Я мягкого характера, уступлю, но не будет пользы для души».

Тайна прозорливости отца Амвросия таилась в его сострадании. Он не только любил всех, кто к нему приходил, но и обладал способностью с ними отождествляться и поэтому так же любил их близких и все, к чему они были привязаны, все, что составляло их жизнь. Своим умом отец Амвросий так охватывал всю внутреннюю и внешнюю жизнь человека, что с твердостью мог окормлять его волю – волею Божией. Ему были открыты судьбы человеческие. Советы старца Амвросия своим духовным чадам направляли их тем путем, на котором их личности могли бы полностью раскрыться.

Из книги: Лосский В.Н. На страже истины / Сост. М.В. Осиповой, предисл. А.В. Ведерникова. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *