Уроки святого апостола Симона Кананита: почему опасно быть современным зилотом?

by on 22.05.2022 » Add the first comment.

23 мая Православная Церковь празднует день памяти святого апостола от двенадцати Симона Зилота (Кананита).

Справиться со злом силой оружия… Кажется, что это так просто. Поколения революционеров сменяют друг друга, но вера в то, что  справедливости  можно добиться насилием, сохраняется. Сколько их было во времена Христа, думающих, что лишь оружием можно победить тотальную машину, которая зовется Римской Империей… Но Христос говорит иначе: Все, взявшие меч, мечом погибнут (Мф 26:52). Меч не прекращает, а продолжает насилие; только слово Любви и Истины может прекратить кровопролитие.

По одной из версий, которую дает церковное Предание, он был одним из сыновей святого праведного Иосифа Обручника, а значит мог бы, подобно святому Иакову, также называться братом Господним. Симон – это его имя. Зилот и Кананит – прозвища. О прозвище Зилот мы поговорим позднее, а Кананитом его назвали потому, что он жил в городе Кана, что находился в Галилее. По церковному Преданию, именно на его свадьбе Господь совершил первое чудо претворения воды в вино. Это настолько поразило Симона, что он оставил все и пошел вслед за Христом. Спаситель его избирает в число двенадцати апостолов. После Пятидесятницы он ревностно исполняет апостольское служение в различных странах, часто отстоящих друг от друга на тысячи километров: Иудея, Египет, Ливия, Британия…

Учитывая современные ему средства передвижения, поражают ревность и пламенность апостола, горение и жизнь в Духе Святом, которые помогали ему преодолевать подобные расстояния, проповедуя Евангелие с риском для жизни среди языческих народов. Сведения о его кончине различны. По одной из версий, он пострадал в Абхазии и погребен в городе Никопсии возле Сухуми. Здесь даже сохранилась пещера, где подвизался апостол. По другой версии, он пострадал от рук язычников в Британии, мученическую кончину принял на кресте. Но есть и другая версия: Симон был перепилен пилой.

Как бы то ни было, святой просветил с Божьей помощью светом Христовой истины множество людей, выполнив свое апостольское служение и увенчавшись мученическим венцом, как и почти все его соратники-апостолы.

Симон Зилот. Картина Хосе де Риберы

Теперь поговорим о прозвище Зилот. Рассуждая на эту тему, можно открыть для себя много любопытного.

Слово «зилот» или «зелот» переводится с греческого языка как «ревнитель». Кстати говоря, слово «кананит», вполне возможно, произошло не от названия города, но от еврейского слова «канаим», что также переводится как «приверженец, ревнитель». С одной стороны, Симона могли так называть за ревностную веру в Господа нашего Иисуса Христа. Но вполне вероятно и несколько иное толкование…

Зилотами или кананитами называли военизированные партии еврейских религиозных националистов, которые усматривали главной своей целью свержение сначала элиннистического господства, а потом римского. Они стремились к созданию иудейского религиозного государства, законами которого была бы Тора, а главой Машиах-Мессия.

За зилотами числятся несколько кровавых восстаний и много терактов против греческих и римских военных. Именно они организовали Великое еврейское восстание, которое закончилось разрушением Иерусалима и уничтожением города как такового осенью 70 года по Рождестве Христовом.

Смотрите также:
Гены добра

Идеология зилотов была чужда христианству. И Господь потихоньку избавлял от нее Своих учеников, чьи сердца во многом были пропитаны ею. Некоторые западные исследователи называют зилотом не только Симона, но и Петра с Андреем, и Иуду Искариота. Этот зилотизм возник у иудеев не вдруг, но развивался на протяжении нескольких столетий. Именно он не позволил святому пророку Ионе сразу повиноваться Господу и пойти к ниневитянам. Ведь, по мнению религиозного зилота, они были нечистым языческим народом, не достойным спасения.

Фактически весь свод Евангелий в некотором смысле можно представить символическим образом как школу, в которой Учитель-Христос переучивал апостолов от неверного истолкования Писания и перековывал их желание земного царства в желание горнего Царствия Небесного.

Ярким представителем зилотов был Иуда Искариот. Он надеялся, что Господь окажется не Богом-Спасителем всех людей, всего человечества, а именно тем зилотским Машиахом, который избавит евреев от римского гнета, установит иудейское царство и подчинит ему другие народы, вплоть до мирового господства. Иуда надеялся, вполне возможно, на «портфель» министра финансов. Когда он понял, что цель у Христа иная, он предал Его.

Но и другие апостолы также были подвержены идеологии зилотов. Вспомним просьбу святой жены-мироносицы Саломии, матери святых апостолов Иакова и Иоанна: «Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем» (Мф. 20:20, 21). Вероятно, женщина эта вначале также имела зилотские представления о Мессии. Она просила для своих детей министерских портфелей в царстве Машиаха.

Что же говорит ей Господь? Прямо противоположную вещь, и она касается не величия, но смирения: «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:25–27).

Почему народ сначала встречал Спасителя с пальмовыми ветвями, а потом распял Его? Потому что во многом встречали земного Машиаха, Который подарит им земную свободу, а с нею власть, деньги. Но пришел Тот, Кто льна курящегося не угасит и тростинки надломленной не переломит, Кто не будет стоять за Себя в Гефсиманском саду, но исцелит ухо своего тюремщика Малха. И это несовпадение мыслей Бога и людей вызвало у последних сначала недоумение, потом раздражение, затем ненависть, нашедшую выход в Распятии.

Картина Джеймса Тиссо

Но и на Древе Господь молился о прощении грехов Своих палачей.

Какой же ответ дает зилотам Спаситель в Евангелии? Вспомним чудесное насыщение пяти тысяч народа (и это без учета женщин и детей!) пятью хлебами и двумя рыбками. Что хотели с Ним сделать зилоты? «Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир. Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один» (Ин. 6:14–15). Т. е. мы видим, что люди захотели сделать Христа земным царем, они признали Его зилотским Машиахом и готовы были поднять ради Него кровавое восстание. Но что делает Господь наш Иисус Христос? Он, узнав, что хотят сделать Его царем, удаляется на гору один. И в этой же главе повествуется: буквально на следующий день в Капернауме многие из тех, кто хотел сделать его царем, отходят от Него, потому что вместо хлеба и манны Он говорит о вкушении Тела и Крови Своих.

Люди хотели сделать Христа царем, но Он удалился от них на гору. Он не захотел этого, ведь это гибельный путь погружения в грех гордыни, властолюбия, сребролюбия, ненависти, превозношения и прочего. Бог хочет от человека одного: чтобы тот отдал Ему душу, т. е. переделал свое сердце в некую небесную чистую муку.

Христос ушел от царской земной короны, поэтому и Православная Церковь в корневой сути своей уходит от того, чтобы быть знаменем земных идеологий, какими бы привлекательными они ни казались. Церковь не может быть игрушкой или разменной монетой в руках политиков или кого бы то ни было. Она должна стоять на горе и вести людей ко спасению. Другой цели у нее нет.

«Дай нам Варавву!», иллюстрация к «Библейским урокам в картинках» 1910 года

А современным зилотам хочется пожелать, чтобы мы учились на уроках истории и помнили, что именно благодаря зилотам да фарисеям, распявшим Христа, был разрушен Иерусалим, разрушен Богом в наказание. Тысячи людей были убиты. Матери ели своих детей.

Может быть, пока не поздно нужно взять вместо камня Библию, вместо автомата – Псалтирь, а вместо спецназовской маски – молитвослов.

В чем да поможет нам святой апостол Симон Зилот, сумевший стать из еврейского националистического экстремиста ревнителем Бога, достигшим святости и приведшим к ней (и продолжающим приводить к ней!) еще тысячи поколений людей.

Иерей Андрей Чиженко

На анонсе: Симон Зилот. Картина Константина Коробова

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *