Быть или не быть войне?

by on 21.02.2022 » Add the first comment.

Призрак войны уже давно и вполне ощутимо витает в воздухе. Что мы с вами можем сделать для ее предотвращения?

Последние две недели самый задаваемый вопрос — «будет ли война?» Действительно, если посмотреть новостную ленту, то кажется, что угроза мировой войны неизбежна. При этом большинство экспертов сходится во мнении, что эта война однозначно закончится поражением. Поражением для всех. Война – это страшный детонатор злобы, и разгул этой злобы хуже всего.

В той ситуации, что сегодня сложилась в мире, вся надежда на нас, христиан — «соль земли». На нашу любовь, здравомыслие и хладнокровие. Можем ли мы противостоять злу? Как бы это странно ни звучало, но именно от нас зависит быть или не быть войне. Мы определяем ее начало, и мы же обозначаем ее конец. Место боевых действий – наше сердце и душа. 

Складывается ощущение, что современный человек – существо без памяти, которое просто не помнит, сколько миллионов жизней унесла Вторая мировая война. То была «война моторов», в которой практически не применялось оружие массового поражения (если не считать Хиросимы). Сегодняшняя война – это противостояние баллистических ракет и ядерной мощи. Впрочем, почему «противостояние»? Если она начнется, то, скорее, это будет «параллельное уничтожение…»

В этой связи многие вспоминают так называемый «Карибский кризис» и отмечают, что сегодня ситуация сложнее. Тогда, напомним, СССР решил разместить свои ракеты в непосредственной близости к США – на Кубе. И избежать ядерной войны удалось только чудом. А если точнее – Промыслом Божиим.

Василий Верещагин. Апофеоз войны

Война и христианство

Почему-то во всех подобных ситуациях мы нередко забываем о Боге. Нам кажется, что вопросы войны и мира решаются в Нью-Йорке, Вашингтоне, Базеле, Мюнхене или Москве. На самом деле, они решаются на Небесах. В Небесной канцелярии, а не в канцеляриях НАТО, Евросоюза или еще где… Точно так же и ответ на вопрос «а будет ли война» мы ищем в Google или Facebook, а не там, где он единственно может быть – в Священном Писании.

Война возможна только в том случае, если ее попускает Бог. А Библия четко нам говорит, что Бог попускает ее за грехи человека. Попускает, не совершает по Своей благой воле. Так, у апостола Павла читаем: «нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного», «гортань их – открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их». «Уста их полны злословия и горечи», «ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира», «нет страха Божия перед глазами их» (Рим. 3:10-18). Но это не означает, что близость (в определенных случаях) войны христианин воспринимает как неизбежность. Наоборот – он всегда молится о мире.

Вообще, само христианство – это религия мира, а Церковь – место Любви в котором нет войны. Например, уже Климент Александрийский (жил в третьем веке) противопоставляет языческим «воинственным» народам «мирное племя христиан». Современник Климента Ориген писал: «Мы не поднимаем оружия ни против какого народа, мы не учимся искусству воевать, ибо через Иисуса Христа мы сделались детьми мира».  В четвертом веке Лактанций пишет, что «не должно быть никакого исключения в заповеди Божьей, что убить человека всегда грех. Носить оружие христианам не дозволено, ибо их оружие – только истина».

В актах Первого Вселенского Собора (325  г.) читаем: «Благодатию призванные к исповедыванию веры и первый порыв ревности явившие и отложившие воинские поясы, но потом, аки псы, на свою блевотину возвратившиеся… таковые 10 лет да припадают к церкви, прося прощения, по трилетнем слушании Писания в притворе», а святитель Василий Великий полагал, что за участие в войне – нужно отлучать от Причастия на три года. Даже если эта война была оборонительного характера.

Я это говорю для того, чтобы было понятно, что отношение Церкви к войне всегда было отрицательным. Причина того – сама природа нашего Творца. «Бог есть Любовь», – говорит святой апостол Иоанн, а значит – Он не инициирует войну. Война – это всегда инициатива человека. Следовательно, в силах человека и ее отменить. И речь не только о «вершителях истории», но и о «простых смертных». О нас с вами. Мы тоже можем влиять на мировые события. И что самое интересное – влияем. Как? Давайте вспомним Ниневию.

Ассирийский царь на боевой колеснице врывается в захваченный город (рисунок XIX века с ассирийского барельефа)

Война и покаяние

Смотрите также:
Бог врагов наших

Как повествует Писание, пророк Иона получил от Бога повеление идти в город Ниневия, столицу Ассирии, с проповедью покаяния и предсказанием скорой гибели, если его жители не раскаются в своих грехах и злодеяниях. Пророк решил не исполнять повеление Божие (бывает и такое), и отправился в Фарсис, но через бурю и чрево кита Господь все же вынудил его исполнить свою миссию.

Иона отправился в Ниневию, где он стал ходить по улицам и проповедовать, что город будет разрушен через 40 дней. Эта проповедь поразила ниневийский народ и его царя. Жители города покаялись в своих грехах, оделись в рубище и объявили 40-дневный пост. Увидев их истовое желание исправиться, Господь помиловал город и не навел на него те бедствия, о которых предвозвещал устами пророка Иона. В свою очередь, пророк огорчился тем, что Божественный суд не совершился над Ниневией, и некоторое время даже скорбел об этом перед лицом Божиим. Что же он сказал Богу?

«Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моейПотому я и побежал в Фарсис; ибо знал, что Ты Бог благой и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый» (Иона. 4, 2). Это ключевые слова во всей книге Ионы. Наш Бог – благой и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый. Он не хочет войны. А значит, через свое покаяние, через изменение своей жизни, мы можем предотвратить катастрофу.

«Бог есть Любовь», – говорит святой апостол Иоанн, а значит – Он не инициирует войну. Война – это всегда инициатива человека. Следовательно, в силах человека и ее отменить.

Война за сердце и умы

Возможно, правы эксперты, заявляющие, что на данный момент мы с вами являемся свидетелями начавшейся третьей мировой войны. Только не ядерной (как предполагалось), а информационной, и не за территорию, а за умы. Это война не боеголовок, а клавиатур. Но она не менее разрушительна. Одна отдельно взятая клавиатура может унести сотни тысяч реальных жизней, почти как всего одна бомба в Хиросиме.

Обратите внимание, как искусно с помощью технологий в сознание людей внедряется ненависть. Достаточно создать образ врага и при помощи несложных манипуляций заставить человека убить его. Сначала в сердце своем. Например, лишив его личности и превратив в бездушный субъект. А там и до физического уничтожения рукой подать.

Возможно, правы эксперты, заявляющие, что на данный момент мы с вами являемся свидетелями начавшейся третьей мировой войны. Только не ядерной (как предполагалось), а информационной, и не за территорию, а за умы.

Так, в Руанде в 1994 году, для того, чтобы вырезать за несколько месяцев 1 миллион человек (!!!), их нужно было всего лишь назвать «инъензи» (inyenzi) – тараканами. Тараканов легче ведь убивать, чем людей. И «колорадов» легче. И «укропов». Вот и обзываем мы «врагов» различными прозвищами. «Москаль», «бандера», «вата», «совок», «западэнэць»… и все только для того, чтобы не посмотреть в глаза и не увидеть в другом – человека. Такого же, как я сам.

В вопросе обезличивания незаменимое подспорье сегодня – цифровые технологии. Точнее, соцсети. Сколько там ненависти и агрессии, сколько оскорблений и зла! Создается впечатление, что фейсбук, твиттер, телеграм и прочее – это территория, где уже идет самая настоящая война. Пока в головах, но от этого – не менее опасная. И бывает, что встречаешь своего «заклятого» фейсбучного «врага» в реале – и удивляешься. Милейший человек, хороший семьянин, добрый и отзывчивый коллега. Разве он мог? Мог, оказывается. И все только потому, что спрятался за экраном монитора.

Конечно, виноват не монитор, потому что это – инструмент. А кто тогда? Ротшильд-Рокфеллер-Гейтс-Безос? Нет, они тоже инструменты, хоть сами и думают по-другому. Так кто же? Каждый человек, который клюет на приманку, брошенную сатаной.

Именно от сатаны – злоба к тому, кого нарисовали врагом, желание зла тем, у кого другой, не похожий на наш, взгляд на мир. И только мы можем решить – принять нам эту приманку или нет. И тот, кто принимает – вступает в войну, ведь это так просто и никакой ответственности. И тут часто не ненависть на первом месте, а эгоизм. Желание самоутвердиться и реализовать себя, свой, так сказать, «скрытый потенциал». Наверное, именно поэтому самые большие «патриоты» в Украине – это те, кто живет за границей, или тут, на месте, бессовестно грабят свою «нэньку». Христианин таким быть не должен.

В той ситуации, что сегодня сложилась в мире, вся надежда на нас, «соль земли». На нашу любовь, здравомыслие и хладнокровие. Можем ли мы противостоять злу? Да. Своей верой в Благого Бога. Верой в то, что Бог «хочет всем человекам спастись и в познание истины прийти» (1 Тим. 2, 4).

Так что, как бы это странно ни звучало, но именно от нас зависит быть или не быть войне. Мы определяем ее начало, и мы же обозначаем ее конец. Место боевых действий – наше сердце и душа. Враг – сатана. Защита – молитва и пост. Оружие – покаяние. Помните, как у апостола Павла:

Смотрите также:
За что Каин убил Авеля

«Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6, 14-17).

Вооружившись так – мы должны победить. Ведь с нами будет Сам Христос, а глубина нашего покаяния, в конечном итоге, влияет на судьбу всего мира. И в начале поста об этом очень неплохо вспомнить.

Назар Головко

(публикуется в сокращении)

На анонсе: Папко Валентин Фёдорович. «Даже не снилось. 22 июня 1941»

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *