Итак сыны свободны…

by on 12.08.2023 » Add the first comment.

Христиане, как сыны Царства, свободны от многого внешнего, от законнического. Но провозгласив свободу Христос сделал важное уточнение. Будучи свободны от внешнего закона, сыны Царства не свободны от заботы о ближнем, о его совести, его представлениях о добре и зле.

О смыслах, изложенных в Евангелии, читаемом в субботу десятой седмицы по Пятидесятнице,  Мф., 73 зач., XVII, 24 — XVIII, 4., рассказывает священник Стефан Домусчи.

Когда-то в древности христиан называли «новыми людьми» и христианство называли «новой верой». Это значило, что они говорили о чём-то чрезвычайно новом, о том, что принципиально изменит представления о Боге и жизни. Конечно, иудеев и эллинов удивляли и возмущали разные вещи. Для кого-то была немыслимым был образ страдающего мессии, для кого-то мессии воскресшего.

Особенно, как мы знаем из книги деяний апостольских, иудеев раздражало то, что христиане, с одной стороны, считали себя продолжателями веры в Бога, открывшегося Моисею, с другой, считали необязательным для себя исполнение закона, данного ему Богом на Синае. Христиан обвиняли в том, что они последовали за Христом ради того, чтобы не исполнять закон, чем многие смущались.

Действительно, если внимательно почитать Новый Завет, послушать Спасителя и апостола Павла, становится понятно, что относительность закона выражена ими многократно и однозначно.

Закон не спасает, потому что спасение – это дар Божий.

В то же время, нельзя сказать, что христианство уничтожает всякий закон и проповедует совершенное беззаконие. Просто весь закон, все его запреты и повеления оказываются зависимыми от главного закона – закона любви.

Говоря об этом новозаветные авторы и особенно апостол Павел, постоянно подчеркивают, что мы свободны от внешних требований, при условии, что выполняем главное требование.

Однако сам Христос и апостолы показывали иной пример, зная, что человек очень легко может решить, что от внешнего он уже свободен, хотя не приобрел внутреннего.

В этой связи, Христос призывает своих учеников, помнить, что есть люди, которым трудно вместить христианское понимание свободы, и которые видят путь спасения в самых простых вещах: в том чтобы исполнять правила и повеления. Они не могут вместить того, что для Бога это само по себе не нужно, а нужно нам в контексте нашей работы над собой. Они ещё не могут понять, что правила и отношение к нам Бога не связаны непосредственно и Бог любит нас не за что-то, а просто потому, что мы Его дети. И если сказать им, что Бог ждет от них не исполнения правил, а любви, есть опасность, что они, перестав исполнять правила, не станут от этого духовно богаче, не научатся стразу любить.

В сегодняшнем чтении мы слышим как к Петру подходят двое сборщиков подати. Они собирали на Храм, исполняли закон Моисеев и делали это совершенно искренне. И вот Христос обсуждает исполнение этого закона с Петром. Он как сын совершенно свободен от податей.

Более того, из Его слов ясно, что и христиане, как сыны Царства, также свободны от многого внешнего, от законнического…

Но провозгласив свободу Христос сделал важное уточнение. Будучи свободны от внешнего закона, сыны Царства не свободны от заботы о ближнем, о его совести, его представлениях о добре и зле. И ради того, чтобы твоя свобода не послужила его смущению, необходимо соблюсти закон.

Поразительно но и в более поздней христианской литературе, которая называется святоотеческой, чрезвычайно важным правилом оказывается сохранение совести ближнего. Нарушение правила дурно не только само по себе, но и потому, что смущает совесть ближнего, для которого ты оказываешься примером.

Сыны свободны, но должны умалиться ради немощных.

Неслучайно к этой истории прибавлены несколько стихов из другой главы.

Ученики спрашивают Христа: кто будет большим в Царствии Небесном. Он зовет ребенка и указывая на него говорит:

«Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном». 

Действительно, в поисках первенства апостолы все время думали о себе, в то время как необходимо умалиться и учиться. Учиться как учатся дети, и учиться главному – любви и снисхождению к ближнему.

На анонсе: Иоганн Рафаэль Веле, немецкий художник 19 века. «Они пошли за ним » (фрагмент)

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *