Святость как высшая степень свободы

by on 26.06.2021 » Add the first comment.

Слово протопресвитера Александра Шмемана в неделю Всех святых.

Сейчас, в наши дни, в дни нового восстания против Христа, всего нужнее вспомнить самую глубокую, самую удивительную черту, роднящую между собою святых всех времен, – их СВОБОДУ. Быть может, только святых и можно назвать по-настоящему свободными – они свободны, потому что вся их жизнь укоренена в высшем и абсолютном.

Праздник Всех святых – праздник лучшего и высшего в человечестве, праздник откровения о подлинной природе, о подлинном назначении и призвании человека.

Опять вспоминается, негодованием и болью отзываясь в сердце, нечестная, истинно подлая уловка всех пропагандистов казенного безбожия, той злополучной идеологии, что держит в плену миллионы людей, уловка, сводящая религию к внешним недостаткам при умолчании о подлинной ее сущности.

А подлинная ее сущность как раз и раскрывается, как раз и сияет в святых, т.е. в людях, которые до конца, всерьез, всем существом своим претворили собственную веру в жизнь.

К. Флавицкий. Христианские мученики в Колизее

Но нам скажут: святые – это исключения, отдельные взлеты. И сколько же их по сравнению с миллионами простых верующих, которые не только никакой особенной святостью не отличаются, а напротив, так часто являют веру половинчатую, слабенькую, или, как говорил Ницше, «человеческую, слишком человеческую»?

На это следует ответить: да, это было бы возражением законным, не будь сама христианская вера сплошным призывом к святости. Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5:48) – другого призыва, другой заповеди христианство не знает.

И потому мерять и судить христианство можно только по святости. Ибо, как говорил французский писатель-христианин Леон Блуа, «есть только одна печаль – не быть святым». Думаю, что в наши дни мало кто услышит, мало кто поймет эти слова…

И не вина христианства, если люди извращают его, приспосабливают к своим мелким масштабам, к своим низменным нуждам, превращают в быт, суеверие. Да, конечно, таких всегда и всюду большинство. И хорошо сделал Бердяев, назвав одну из своих статей «О достоинстве христианства и недостоинстве христиан».

Христианские мученики на арене Колизея

Но вот остается фактом и то, что никогда, ни в одну эпоху, ни при каких обстоятельствах не выветривалась, не исчезала в христианстве жажда святости, не иссякали святые. И у них, только у них нужно спрашивать: «В чем ваша вера, что означает для вас Христос, почему всему в жизни вы предпочли Его, Его учение, Его заповеди?» И какой потрясающе светоносный сонм этих святых!

Генрих Семирадский. Светочи христианства (Факелы Нерона) (1876)

Вот на самой заре христианства, во II веке мучают в Лионе перед тысячами людей в цирке совсем юную христианку Бландину, требуя, чтобы она отреклась от Христа. И эта девочка в страшных мучениях только повторяет: «Я христианка, мы не делаем ничего плохого!»

Вот в далекой Малой Азии епископ Николай Мирликийский обличает нечестного и жестокого судью.

Вот через несколько десятилетий ведут в изгнание, на смерть Константинопольского епископа Иоанна Златоуста за то только, что в своей проповеди обличил он разврат и жестокость царя.

Вот душат в подземелье Московского митрополита Филиппа, посмевшего в лицо осудить Иоанна Грозного за его террор. И так всегда, во все времена, вплоть до наших дней.

Ибо все чаще просачиваются вовне и распространяются по всему миpy рассказы о верующих в лагерях смерти и террора, об их радостном, светлом мужестве, вдохновленном словами Христа: И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить (Мф. 10:28).

Смотрите также: Мы гордимся тем, чего надо стыдиться

И может быть, сейчас, в наши дни, в дни нового восстания против Христа, всего нужнее вспомнить самую глубокую, самую удивительную черту, роднящую между собою святых всех времен, – их свободу.

Быть может, только святых и можно назвать по-настоящему свободными – они свободны, потому что вся их жизнь укоренена в высшем и абсолютном. Сколько вокруг нас говорят о свободе, но кто же по-настоящему свободен? Все остаются рабами чего-нибудь или кого-нибудь, хотя бы самих себя. Но святой годами освобождает себя и достигает той духовной свободы, в которой уже нет страха, нет мучения. Святой и в себе, и в других, и во всей жизни видит только вечное, только самое главное. Пронизанный любовью, он воспринимает все в свете вечности, и потому ничто в этом миpe не имеет над ним власти.

Праздновать память святых – значит признавать их мерою жизни, видеть в них пример, перенимать у них жажду совершенного и подлинного, вечного и божественного, и это, далее, утверждать, что именно святые – образ нашей веры, нашей надежды, нашей любви, что они – путь, по которому и мы хотели бы идти, что религия и для нас – не только помощь и утешение, не только «компенсация» за всевозможные страдания (в чем обвиняют ее враги), но прежде всего – согласие на подвиг, на высокую, трудную жизнь, на узкий, но радостный путь служения Богу и людям.

Вот почему, завершив пасхальные дни, утвердившись в памяти Христа, Его страданий, смерти и воскресения, приобщившись огню и силе Святого Духа, христиане начинают новый круг своей жизни праздником Всех святых – радостной встречей с теми, про кого сказано, что их «не был достоин весь миp» (ср.: Евр. 11:38), с теми, кто помогают нам возвыситься над собой, вдохновляют на подвиг, утверждают в мужестве и свободе.

Праздник Всех святых – праздник лучшего и высшего в человечестве, праздник откровения о подлинной природе, о подлинном назначении и призвании человека.

И когда празднует Церковь это воскресенье Всех святых, когда через неделю после Троицы вступает она в новый цикл воспоминаний всего главного и лучшего, что делает нас христианами, то на первом месте ставится ею сонм мучников, пророков, праведников – всех тех, кто в этом преходящем и падшем миpe выбрали высокий и славный путь к небу и к Богу.

Протопресвитер Александр Шмеман. Беседы на Радио «Свобода» (1953 – 1983г.г.)

На анонсе: Б.Ривьер, Даниил в логове льва (1872)

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *