На убивавших христиан «боксеров» китайцы смотрели как на «воинство небесное»

by on 22.06.2023 » Add the first comment.

После Боксерского восстания Китай оказался в еще худшем положении, чем до него. Но на крови китайских мучеников (кстати, многие тела которых остались нетленными) в Поднебесной Империи возросла Православная Церковь.

С криком «Ша!» («убивай!») ихэтуани, дословно — «отряды справедливости и мира», — врывались в христианские кварталы и жестоко убивали мужчин, женщин, детей. Остальные должны были поддерживать «боксеров» криками «Ша!». Если кто-то не кричал, ихэтуани могли наброситься и на этого человека.

Одно из самых жестоких в истории избиений над христианами произошло в Китае в 1900 году, и известно (на самом деле довольно малоизвестно) как восстание ихэтуаней или «боксеров» — по неудачному переводу англичан.

«Это было сообщество, прельщавшее народ своим учением о сверхъестественных силах в целях возвышения Китая и уничтожения иностранцев <…> иностранцы именовались бесами, крещеные китайцы — исчадиями их, а некрещеные, но имевшие с ними сношение — вторыми исчадиями; на боксеров смотрели, как на воинство небесное», — писал об ихэтуанях протоиерей Сергий Чан, единственный оставшийся в живых сын первого православного священномученика отца Митрофана Китайского (память 23 июня).

Сщмч. Митрофан Цзи Чун, пресвитер Пекинский

«Не как я хочу, но как Ты»

Во второй половине 19 века в Китае уже действовала Православная духовная миссия, в середине 1850-х ее возглавлял архимандрит Палладий (Кафаров). В свое время он присмотрелся к китайскому мальчишке Цзи Чун, в крещении Митрофану, способному, серьезному и на редкость беззлобному: Миссии нужны были священники. Но ведь одной надобности Миссии мало – нужно и желание человека. А Цзи Чун на священство всеми силами не соглашался: «Малоспособный и малодобродетельный человек как осмелится принять этот великий сан?!»

В те времена быть христианским священником в Китае значило не просто быть беззащитным, но быть готовым стать беззащитным до смерти: отношение к иностранцам менялось от подозрительности до ненависти.

И однажды, приняв предложение руководителей Миссии как призыв Божий, Митрофан соглашается. Рукополагал его святитель Николай (Касаткин), в Токио в июле 1882 года.

Священник Митрофан сражу же начинает переводить духовную литературу на китайский язык. Очень много помогает людям, и многие, зная его репутацию бессеребреника, его обманывают. Появляются и недоброжелатели – у человека, известного своей редкой добротой, беззлобием. Но, по законам духовной жизни, это как раз нормально и свидетельствует, что лукавому не нравится, как живет священник Митрофан.

После 15 лет напряженного и безотказного служения о. Митрофан переживает сильное нервное переутомление, о нем даже говорят – «впал в тихое помешательство». Тихое – потому что и в состоянии нездоровья душа о. Митрофана оставалась, какой и была, – доброй и беззлобной. С ним рядом была семья — жена Татьяна и три сына. И через три года он возвращается в Миссию. Господь своих не бросает.

«Ша!»

В 1900 году в Пекине началось восстание ихэтуаней или «боксеров». Европейцы восставших назвали боксерами из-за схожести некоторых движений национальной китайской борьбы с боксерскими. Ихэтуани приносили жертвы языческим богам, но до лета 1900 года не получали поддержку правительства. Напротив, императрица Цыси поддерживала иностранные миссии, в том числе и миссию Русской Православной Церкви.

Однако в начале июня 1900 года императрица дала приказ войскам о восставших в столице ихэтуаней. Всех чиновников, заподозренных в связях с иностранцами, казнили.

Ихэтуани хотели освободить Китай от иностранцев и иностранного влияния. Ходили слухи, что представители самых высоких рангов обладают тайным знанием и приемами бесконтактного воздействия: могут одним взглядом зажечь храм, убить человека без всякого оружия, а сами являются неуязвимыми.

С криком «Ша!» что значит «Убивай!», сверхспособные врывались в христианские кварталы и жестоко убивали мужчин, женщин, детей. Остальные должны были поддерживать «боксеров» криками «Ша!». Если кто-то не кричал, ихэтуани могли наброситься и на этого человека.

Варфоломеевская ночь в 1900-м

Начальник Российской Духовной Миссии, архи­мандрит Иннокентий (Фигуровский), так описывал страшные дни:

«Еще накануне по всем улицам расклеены были про­кламации, призывавшие язычников к избиению христиан и угрожавшие смертью каждому, кто осмелится их укрывать.

В ночь с 11 на 12 июня боксеры с горящими факелами, по­явившись во всех частях Пекина, нападали на христиан­ские жилища, хватали несчастных христиан и истязали их, заставляя отречься от Христа.

Многие, в ужасе перед ис­тязаниями и смертью, отрекались от Православия, чтобы спасти свою жизнь, и воскуряли фимиам перед идолами.

Но другие, не страшась мучений, мужественно исповедова­ли Христа. Страшна была их участь. Им распарывали жи­воты, отрубали головы, сжигали в жилищах. Розыски и ис­требление христиан продолжались и все последующие дни восстания.

По истреблении жилищ христиан их самих вы­водили за городские ворота в языческие кумирни боксеров, где производили им допрос и сжигали на кострах.

По сви­детельству самих язычников-очевидцев, некоторые из пра­вославных китайцев встречали смерть с изумительным са­моотвержением. Православный катехизатор Павел Ван умер мученически с молитвой на устах. Учительница шко­лы Миссии Ия Вэнь была мучима дважды. В первый раз бо­ксеры изрубили ее и полуживую забросали землей. Когда она очнулась, ее стоны услышал сторож (язычник) и пере­нес ее в свою будку. Но спустя некоторое время боксеры вновь схватили ее и на этот раз замучили до смерти. В обо­их случаях Ия Вэнь радостно исповедовала Христа перед своими мучителями…»

Ихэтуани

Казнь отца Митрофана, его жены и старшего сына

Одним из первых мучеников за Христа в Китае был отец Митрофан. В начале июня 1900 года «боксеры» сожгли здание Русской духовной миссии. В дом к отцу Митрофану пришли многие православные китайцы. Они пытались у него спрятаться от ихэтуаней. Среди этих людей были те, кто принес отцу Митрофану много горя и страданий. Но он их простил и помогал им также, как и остальным. Он вместе с ними молился, духовно укреплял, поддерживал словами и сочувственным отношением.

Вечером 10 июня (23 июня по новому стилю) возле дома отца Митрофана собралось много «боксеров» и китайских солдат. В доме в это время было около 70-ти христиан. Многие мужчины и юноши, кто был способен убежать, смогли скрыться, в здании вместе со священником остались в основном женщины и дети. Отец Митрофан до последней минуты их укреплял и поддерживал, вспоминая пример страданий христианских мучеников первых веков. Его схватили и искололи грудь подобно медовым сотам. На глазах у жены и детей.

В тот жуткий вечер жена отца Митрофана Татьяна смогла скрыться от ихэтуаней с помощью невесты старшего сына. Но на следующий день ее схватили вместе с другими 18 христианами. Татьяне отсекли голову вместе с другими мучениками. Ей было 44 года.

Старшего сына отца Митрофана и Татьяны звали Исаия. В июне 1900 года он служил в артиллерии, ему было всего 23 года. «Боксеры» знали, что он христианин, нашли и казнили.

Сщмч. Митрофан Цзи Чун, пресвитер Пекинский. Греческая икона (XX в.)

«Тебе больно?»

Младшим сыном отца Митрофана был Иван. Мальчику было семь лет, когда на его глазах жестоко казнили отца, а потом ему самому разрубили плечи и отрубили пальцы на ногах. Невесте его старшего брата Исаии, Марии, удалось спрятать мальчика.

Утром прохожие увидели его, почти голенького, и спрашивали: «Тебе больно?» Семилетний Ваня всем отвечал: «Не больно!» Местные мальчишки дразнили: Эр-мао-цза!», по-китайски «последователь диавола». А Ваня отвечал: «Я – верующий в Бога, а не эр-мао-цза!»

Потерявший много крови мальчик просил соседей дать ему пить, его ругали и прогоняли. Сочувствующие тоже нашлись, им Ваня говорил, что, и правда, не чувствует боли от отрубленных пальцев. Конечно, Господь помог ребенку и «обезболил» раны.

Но ихэтуани снова схватили ребенка и повели убивать. На лице мальчика не было ни страха, ни ужаса. Один старик-китаец пытался защитить Ваню. Он говорил  палачам: «Чем виноват этот мальчик? Виноваты родители, что он стал дьявольским последователем!» Но большинство людей смеялись над ним, выкрикивали ругательства и торопили казнь. Под одобрительные крики ребенка убили.

«Вам не стыдно убивать людей?»

Мария, невеста старшего сына отца Митрофана, Исаии, за два дня до начала восстания ихэтуаней пришла в дом отца Митрофана и сказала, что хочет умереть вместе с семьей своего жениха.

Когда ихэтуани напали на христиан, Мария многим помогла спастись. Напавшие уже разбивали двери дома, а она помогала мужчинам перелазить через стену и убегать, а сама не побежала. Увидев ворвавшихся, Мария даже не спряталась, а прямо заявила: «Как вам не стыдно убивать людей без всякого разбора!?..»

В тот день никто не решился казнить смелую девушку, ей «лишь» повредили руку и прокололи ногу. Средний сын отца Митрофана, Сергей, пытался уговорить Марию скрыться. Она ответила: «Я родилась около церкви Пресвятой Богородицы, здесь и умру». Вскоре ее убили.

Во время восстания из семьи отца Митрофана остался в живых только средний сын Сергей. Он стал священником и оставил воспоминания о днях гонений, страданий, слабости и подвига за веру.

Китайские новомученики, икона

Почитание отца Митрофана и китайских мучеников

Отца Митрофана похоронили вместе с другими христианами, замученными во время восстания. Всего было убито 222 православных китайца. Теперь они почитаются как первые китайские святые-мученики. Прославление состоялось всего через три года, в 1903 году.

Тела мучеников были погребены под алтарем в храме Всех Святых Мучеников Русской духовной миссии в Пекине. Многие останки святых мучеников оказались нетленными.

На месте кончины отца Митрофана был установлен крест. В день празднования памяти китайских мучеников, начиная с 1903 года, к этому месту от храма проходит торжественный крестный ход.

Молитвенное поминовение китайских мучеников началось сразу после их мученической кончины. Архиерейский собор Русской Православной Церкви 2016 года установил совершать общецерковное прославление памяти китайских мучеников 23 июня по новому стилю, в день мученической кончины первого китайского православного священника священномученика Митрофана Пекинского. В этот день в храме Успения Божией Матери в городе Пекине на территории Посольства России в Китае каждый год совершается Божественная литургия.

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *