Стенька Разин, идейный разбойник

by on 16.06.2023 » Add the first comment.

16 июня 1671 года в Москве на Лобном месте был казнен предводитель крестьянской войны донской атаман Степан Разин, ставший чуть ли не былинным героем в народной памяти. Казнь была чудовищной. На глазах у толпы палач сначала отрубил ему часть правой руки, потом – часть левой ноги…

Суть советского отношения к его деятельности, пожалуй, выражена в известных стихах Евгения Евтушенко:

«Голова моя повинна.
Вижу, сам себя казня:
я был против — половинно,
надо было — до конца.
Нет, не тем я, люди, грешен,
что бояр на башнях вешал.
Грешен я в глазах моих
тем, что мало вешал их.
Грешен тем, что в мире злобства
был я добрый остолоп.
Грешен тем, что, враг холопства,
сам я малость был холоп.
Грешен тем, что драться думал
за хорошего царя.
Нет царей хороших, дурень…
Стенька, гибнешь ты зазря!»

Казалось бы, где певец хрущёвской «оттепели», стиляга Евгений Евтушенко и где Иосиф Сталин. Но в сочинениях последнего мы найдём примерно ту же оценку «атамана голытьбы»…

«Я был против — половинно, надо было — до конца»…

В 1931 году Сталин давал интервью немецкому писателю Эмилю Людвигу. Людвиг спросил: «Прошу Вас извинить меня, если я Вам задам вопрос, могущий Вам показаться странным. В Вашей биографии имеются моменты, так сказать, “разбойных” выступлений. Интересовались ли Вы личностью Степана Разина? Каково Ваше отношение к нему, как “идейному разбойнику”

Под «моментами разбойных выступлений» подразумевались, конечно, «эксы» большевиков. На это Сталин не возразил ни единым словом, а вопрос Людвига вошёл в официальное собрание сочинений Сталина. Что же касается Разина, то Сталин ответил:

«Мы, большевики, всегда интересовались такими историческими личностями, как Болотников, Разин, Пугачёв и др. Мы видели в выступлениях этих людей отражение стихийного возмущения угнетённых классов, стихийного восстания крестьянства против феодального гнёта. Для нас всегда представляло интерес изучение истории первых попыток подобных восстаний крестьянства. Но, конечно, какую-нибудь аналогию с большевиками тут нельзя проводить. Отдельные крестьянские восстания даже в том случае, если они не являются такими “разбойными” и неорганизованными, как у Степана Разина, ни к чему серьёзному не могут привести. Крестьянские восстания могут приводить к успеху только в том случае, если они сочетаются с рабочими восстаниями, и если рабочие руководят крестьянскими восстаниями. Только комбинированное восстание во главе с рабочим классом может привести к цели. Кроме того, говоря о Разине и Пугачёве, никогда не надо забывать, что они были царистами: они выступали против помещиков, но за “хорошего царя”. Ведь таков был их лозунг. Как видите, аналогия с большевиками никак не подходит».

Кузьма Петров-Водкин. Эскиз панно «Степан Разин». 1918

Переоценка середины 30-х годов коснулась многих исторических деятелей: например, царя Петра I, Ивана Грозного, Александра Невского, Суворова, многих царских военачальников (их стали оценивать положительно), Сергея Нечаева (его стали оценивать, наоборот, отрицательно), но никак не затронула крестьянских вождей Степана Разина и Емельяна Пугачёва. Отношение к ним было и осталось положительным — с указанными выше оговорками.

В 1939 году был снят художественный фильм о Степане Разине.

Афиша фильма о Разине. 1939

«Грешен я в глазах моих тем, что мало вешал их»…

В 1670 году Степан Разин начал главное дело своей жизни и одно из главных событий в жизни всей Европы: Крестьянскую войну. За ее ходом следили даже в тех странах, с которыми у России не было тесных политических и торговых связей.

Разин призывал к борьбе с существующим строем, планировал идти на Москву с целью свержения, но не царя, а боярской власти. При этом он надеялся на поддержку запорожских и правобережных казаков, отправлял к ним посольства, но результата не добился: украинцы были заняты собственной политической игрой.

Тем не менее война стала всенародной. Бедняки видели в Степане Разине заступника, борца за их права, называли отцом родным. Города сдавались без боя.

Тому способствовала агитационная кампания, проводимая донским атаманом. Используя присущую простому люду любовь к царю и набожность, Разин распустил слух, будто с его войском следуют наследник царя Алексей Алексеевич (на деле умерший) и опальных патриарх Никон. Первые два корабля из плывших по Волге были накрыты красной и черной материей: на первом якобы находился царевич, на втором Никон.

Расходились по всей Руси разинские «прелестные письма».

«За дело, братцы! Ныне отомстите тиранам, которые до сих пор держали вас в неволе хуже, чем турки или язычники. Я пришел дать всем вам свободу и избавление, вы будете моими братьями и детьми, и вам будет так хорошо, как и мне, будьте только мужественны и оставайтесь верны», — писал Разин.

Его агитационная политика была настолько успешной, что царь даже допрашивал Никона о связи того с бунтовщиками.

В.И. Суриков. Стенька Разин

Накануне Крестьянской войны Разин захватил фактическую власть на Дону, нажив себе врага в лице собственого крестного отца атамана Яковлева.

После осады Симбирска, где Разин потерпел поражение и был тяжело ранен, домовитые казаки во главе с Яковлевым смогли арестовать его, а затем и его младшего брата Фрола.

В июне отряд из 76 казаков доставил Разиных в Москву. На подходе к столице к ним присоединился конвой из ста стрельцов. Братьев одели в лохмотья. Степана привязали к позорному столбу, установленному на телеге, Фрола приковали так, чтобы он бежал рядом. Год выдался засушливым. В разгар жары арестантов торжественно провезли по улицам города.

Сергей Кириллов. Разина везут! Эскиз к картине «Степан Разин». 1986

До казни Разин вместе с братом был подвергнут жестоким пыткам.

«В темнице его, — сообщает курляндский дипломат Якоб Рейтенфельс, — били кнутом, жгли огнем, капали ледяную воду на голову и подвергали ещё многим другим утончённым пыткам. Тело его было уже всё изъязвлено, так что удары кнута падали на обнажённые кости, а он всё-таки так пренебрегал ими, что не только не кричал, но даже не стонал и упрекал брата, разделявшего с ним страдания и менее выносливого, в малодушии и изнеженности».

Когда на Красной площади прочитали длинный приговор. Разин выслушал его спокойно, потом повернулся к церкви, поклонился на три стороны, минуя Кремль с царём и сказал: «Простите». Палач сперва отрубил ему правую руку по локоть, потом левую ногу по колено.

Его брат Фрол, видя мучения Степана, растерялся и закричал: «Я знаю слово и дело государево!». Это обещание «чистосердечных показаний» на время выводило осуждённого из-под власти палача (и действительно, дало ему ещё 5 лет жизни). «Молчи, собака!» — прохрипел в ответ Степан. Это были его последние слова: после них палач спешно отсёк ему голову…

Казнь Степана Разина — Рис. Медведев, грав. Р. Бонг

«Нет царей хороших, дурень… Стенька, гибнешь ты зазря!»

Большевики оказывали почёт имени знаменитого бунтовщика. В.И. Ленин в 1919 году лично открывал его памятник на Красной площади.

Вообще, имя Разина и его память оказались в центре общественного внимания. В 1918 году либеральный журнал «Новый Сатирикон» публиковал рисунок В. Лебедева: маленький Маркс скромно притулился в тени огромного, самоуверенно подбоченившегося колосса Разина.

Рисунок В. Лебедева. Журнал «Новый Сатирикон». 1918 год. «Национальное заблуждение. В Москве решено поставить много памятников. Между прочим проектируется постановка памятника Карлу Марксу и Стеньке Разину.
Памятник Маркса: — Мы с Разиным, кажется, не похожи друг на друга, но как нас поразительно смешивает добрый русский народ…»

Кстати, карикатура нарисована в типичном для начала ХХ века жанре рисования «уродов», который в 1910-е годы считался модным, передовым и наиболее современным. Потом эта манера рисования оказалась позабыта…

На открытии памятника Разину 1 мая 1919 года Ленин сказал: «Этот памятник представляет одного из представителей мятежного крестьянства. На этом месте сложил он голову в борьбе за свободу. Много жертв принесли в борьбе с капиталом русские революционеры… И мы сделаем всё для этой великой цели, для осуществления социализма!»

Ленин выступает на митинге по случаю открытия памятника Степану Разину. Эпоха до появления микрофонов — видно, как оратору приходится напрягать голосовые связки

Скульптор С. Т. Конёнков у памятника «Степан Разин с ватагой», 1919 год, Красная площадь

Ленин произносит речь на Красной площади на фоне памятника Степану Разину. Май 1919 года

В 1921 году в одном из рассказов в сборнике Аркадия Аверченко «Дюжина ножей в спину революции» иностранец с удивлением спрашивал у русского эмигранта: «Правда ли, что разбойнику Разину поставили на главной площади памятник?»

Ох, уж эта непостижимая русская душа

Александр Майсурян

На анонсе: С. А. Кириллов. Степан Разин

Что не конский топ, не людская молвь,
Не труба трубача с поля слышится,
А погодушка свищет, гудит,
Свищет, гудит, заливается.
Зазывает меня, Стеньку Разина,
Погулять по морю, по синему:
«Молодец удалой, ты разбойник лихой,
Ты разбойник лихой, ты разгульный буян,
Ты садись на ладьи свои скорые,
Распусти паруса полотняные,
Побеги по морю по синему.
Пригоню тебе три кораблика:
На первом корабле красно золото,
На втором корабле чисто серебро,
На третьем корабле душа-девица»…
.
Александр Пушкин. Песни о Стеньке Разине
.

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *