Святой, которому дважды писал апостол Павел

by on 04.02.2021 » Add the first comment.

Всем нам хорошо знакомо словосочетание «Первое/второе послание апостола Павла к Тимофею». Кто этот Тимофей, и почему ему писал апостол Павел? Рассказывает протоиерей Владимир Долгих.

На юго-западе Малой Азии лежат развалины древнего города Эфеса, просуществовавшего две с половиной тысячи лет, из которых полторы тысячи – связаны с христианской историей. Первым его епископом был апостол Тимофей, имя которого большинству христиан известно благодаря двум соответствующим посланиям апостола Павла. Есть повод сказать несколько слов об апостоле Тимофее, так как 4 февраля Православная Церковь почитает его память.

В самом центре современной Турции когда-то находилась римская провинция Ликаония, именно здесь и родился будущий апостол из 70-ти, здесь, скорее всего, его обратил в христианство апостол Павел, когда посещал ликаонские города с евангельской проповедью во время своего первого миссионерского путешествия. Вот, что о Павле и Варнаве говорит книга Деяний:

«Когда же язычники и Иудеи со своими начальниками устремились на них, чтобы посрамить и побить их камнями, они, узнав о сем, удалились в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их, и там благовествовали» (Деян. 14, 5-7).

Посеянное апостолом Павлом зерно дало прекрасный плод и уже во второе миссионерское путешествие местные христиане посоветовали ему взять с собой Тимофея. Впоследствии он становится не только ближайшим учеником Павла, но  другом и сподвижником, разделяющим с ним и дело проповеди, и аресты, и прочие страдания.

До того как сам Тимофей стал адресатом Павловых посланий, он сыграл решающую роль в появлении Первого послания к Фессалоникийцам. Вначале Тимофей, совместно с евангелистом Лукой, был спутником Павла в Македонии и Ахайи (сегодня больше принято произношение Ахея – юг современной Греции). Когда апостолы прибыли в Афины, Павел посылает Тимофея в Фессалоники, а сам отправляется в Коринф. В результате принесенных Тимофеем новостей и появилось упомянутое послание, текст которого и свидетельствует об этом:

«Теперь же, когда пришел к нам от вас Тимофей и принес нам добрую весть о вере и любви вашей, и что вы всегда имеете добрую память о нас, желая нас видеть, как и мы вас, то мы, при всей скорби и нужде нашей, утешились вами, братия, ради вашей веры; ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе» (1 Фес. 3, 6-8).

Как видим, фессалоникийские христиане отличились благочестием и стойкостью в вере, однако апостол Павел их не только хвалит, но и укоряет, ведь Тимофей сообщил ему еще и о проблемах общины. Проблемы эти были как нравственного, так и вероучительного характера. В отношении первых нужно сказать, что это были такие довольно распространенные пороки как блуд, корыстолюбие и идолопоклонство. А вот в отношении вторых все было немного интересней.

Некоторые христиане стали распространять мнение о скором Втором Пришествии Христа и надеялись встретить Спасителя еще при жизни. Из-за этого они отказывались заниматься полезным трудом. Ситуация еще усугубилась в результате того, что тех, кто умер, не дождавшись Христа, стали считать отвергнутыми Богом. Наставлениям для исправления указанных недостатков апостол Павел уделяет немало текста в своем послании. Так, например, свят. Иоанн Златоуст говорит, что о всеобщем воскресении Павел пишет не потому, что фессалоникийцы в него не верили, а потому, что сильно оплакивали умерших, предаваясь тем самым неумеренной скорби.

Из Коринфа апостол Павел отправляется в Сирию, а затем в Палестину, так как планировал передать материальную помощь бедным христианам. В этом путешествии Тимофей сопровождает Павла до города Филиппы, что на севере современной Греции. Здесь мы наталкиваемся на пробел в сведениях о жизни Тимофея, а дальнейшее о нем упоминание относится уже к первому аресту (узам) Павла в Риме.

Об освобождении апостолов из заточения мы читаем в послании к Евреям:

«Знайте, что брат наш Тимофей освобожден, и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас» (Евр. 13, 23).

Произошло это в 64 году, после чего Павел решает осуществить свое давнее желание и посетить основанные им христианские общины.

Приблизительно в 65 году он прибывает в Эфес где, согласно уже Преданию, и посвящает Тимофея в епископы:

«По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2 Тим. 1, 6).

Из слов:

«А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его. Постарайся прийти ко мне скоро» (2 Тим. 4, 8-9),

– мы видим, что Павел, во время повторного ареста, предчувствуя скорую кончину, просит близкого друга прийти к нему на последнее свидание. Очень вероятно, что Тимофей действительно был рядом со своим учителем во время его мученической кончины.

Предание нам говорит, что Тимофей около пятнадцати лет возглавлял эфесскую общину и погиб около 80 года. Произошло это либо в царствование императора Веспасиана, либо его преемника – Домициана. В Эфесе происходило празднование в честь богини охоты и плодородия Дианы. Как часто бывает в языческих торжествах и здесь не обошлось без разврата. Апостол Тимофей мужественно пытался остановить толпу идолопоклонников посредством обличительно-назидательной проповеди, за что и был забит насмерть палками и камнями.

Мученическая кончина и погребение свяого апостола Тимофея. Книжная миниатюра, X в. Менологий Василия II

Давайте теперь сосредоточим наше внимание на двух посланиях апостола Павла к Тимофею. Браться за подробный анализ, по понятным причинам, я не стану, но, так как речь идет о личности Тимофея, то, думаю, стоит сказать о том, что же стало поводом и целью их написания.

Итак, после того, как Тимофей принял управление над эфесскими христианами, Павел отправляется в Македонию. Молодой епископ довольно скоро столкнулся с еретическими идеями, вышедшими как из иудейской, так и из языческой среды. Впоследствии именно они легли в основу гностицизма.

Из Первого послания мы видим, что эти лжеучителя отвергали Божественное достоинство Христа и воскресение мертвых, почитали человеческое тело началом зла, а от того презирали брак и семейные отношения. Аскетика их была лицемерной и напускной. Дабы помочь Тимофею в этом всем разобраться и преподать ему Истинное учение, апостол Павел и пишет рассматриваемое послание. Кроме того, в нем также содержится ряд пастырских наставлений, сохраняющих свою непреходящую актуальность для современных священнослужителей.

Вероятнее всего послание было написано из Македонии в год рукоположения Тимофея.

В отношении причин и целей написания Второго послания я уже кратко упомянул – это было время второго ареста апостола Павла. На тот момент с ним оставался лишь Лука. Павлу было тяжело, не имея возможности продолжать свои миссионерские труды, переносить одиночество заточения, но он не только просит Тимофея прийти к нему, но и мужественно наставляет его продолжить ревностное пастырское служение, воодушевляет на борьбу за свою паству перед лицом надвигающихся испытаний:

«Итак, укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом… Переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа… Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца» (2 Тим. 2, 1…8…22).

Как нельзя актуально и для нашего времени звучат слова апостола Павла из последующей главы:

«Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3, 1-5).

Только вот сегодня многие люди даже вида благочестия не имеют, а многие пороки почитают за норму. С одной стороны, это немного пугает, с другой же – воодушевляет проявлять все большую верность Истине, носителями Которой нас Господь благословил быть.

Нам есть на кого равняться. Примером нам служат наши мученики, исповедники, преподобные и святители. Но вначале был Христос и Его апостолы, воплотившие в своих образах все последующие христианские подвиги. Осталось только нам, насколько хватит сил, быть достойными их последователями и учениками.

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *