«Крещение Иоанново с небес было или от человеков?»

by on 06.10.2022 » Add the first comment.

6 октября Церковь празднует зачатие Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

«И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?» (Мф. 21:23-27)

Святые отцы обращают наше внимание на дар духовной рассудительности, который являет Господь в Своем ответе первосвященникам. Рассудительность – дар, мало известный сегодня, но Сам Господь учит нас ему. Он смотрит прямо в сердце Своих совопросников, и знает, что смысл их ответа – в лицемерной попытке самооправдания.

Как часто мы приходим ко Господу, исполненные самооправдания, и удивляемся, когда Он в Своей бесконечной премудрости показывает, где мы находимся…

Рассказывает протоиерей Александр Шаргунов.

Если бы первосвященники и старейшины народа со смирением принимали Его чудеса и силу, которой Он совершал их, не было бы нужды задавать этот вопрос. Хорошо всем облеченным властью спрашивать себя: «Кто дал нам такую власть

Христос часто свидетельствовал словом и делом, что Он пришел от Бога, но для учителей Израиля этого оказывается недостаточно.

С каким надмением они вопрошают: «Кто дал Тебе такую власть?» Разве может у Него быть какая-то власть, если Он не получил ее от них?

Их цель – уловить и погубить Его.

Если бы Он ничего не ответил, они сказали бы народу, что это – молчаливое признание восхищения не принадлежащей Ему власти. Если бы Он указал на власть Бога, они, как и раньше, потребовали бы от Него знамения с небес или обвинили бы Его в богохульстве.

Христос отвечает на вопрос первосвященников вопросом, давая им возможность самим дать ответ.

Он спрашивает их о крещении Иоанновом – откуда оно было, с небес или от человеков. Если они ответят на Его вопрос, то получат ответ и на свой.

Они могли бы сказать – вопреки своей совести, – что крещение Иоанново было от людей, и это выглядело бы убедительным, потому что «Иоанн не сотворил никакого чуда» (Ин. 10, 41). Но в таком случае, как они могут объяснить, что Христос совершил много чудес?

А если они скажут, что крещение Иоанново было с небес, то и ответ на вопрос о власти Христа будет также очевиден – ибо Иоанн свидетельствовал о Христе.

Иудеи – в явном замешательстве. «Они же рассуждали между собой». Разумеется, не о том, как найти истину, а о том, как выставить себя в выгодном свете перед людьми. Они боятся потерять доверие народа, ибо если они признают, что крещение Иоанново было от Бога, то Христос, а за Ним и весь народ, скажут: «Почему же вы не поверили ему?»

Они боятся за собственную безопасность, потому что объявить, что крещение Иоанново было от человеков, – значит вызвать на себя гнев народа, «ибо все почитают Иоанна за пророка».

У тех, о ком они говорили: «этот народ невежда в законе, проклят он» (Ин. 7, 41), оказывается, может быть большее познание Бога, чем у них, ученых богословов.

Мы говорим, народ – хранитель благочестия, и знаем из истории, какую ревность может являть верующий народ в отстаивании чистоты православия и хранении церковных святынь.

Смотрите также:
Идущий впереди

Первосвященники и старейшины уклоняются от открытого отвержения истины – не из-за страха Божия, а исключительно из-за страха перед народом. Сколь многие отступники от правды явили бы еще большее нечестие, если бы только осмелились!

«И сказали в ответ Иисусу: не знаем». И это звучит как «и знать не желаем». Они не хотели исповедать то, что они знали, и не смогли признаться в своем лукавстве. Говоря «не знаем», они лгали, потому что знали, что крещение Иоанново было от Бога.

«И Я вам не скажу, какою властью это делаю», – говорит им Христос. Для чего им было знать о природе Христовой власти, если истина и правда для них не имели значения?

Те, кто не дорожит правдой, которая им открыта, в неправедности своей отвергнут большую правду, которую они как будто ищут. Возьмите талант от закопавших его в землю. Кто не желает прозреть, тому не будет дано прозрения.

Святые отцы обращают также наше внимание на дар духовной рассудительности, который являет Господь в этом Своем ответе первосвященникам. Рассудительность – дар, мало известный сегодня, но Сам Господь учит нас ему. Он смотрит прямо в сердце Своих совопросников, и знает, что смысл их ответа – в лицемерной попытке самооправдания. Как часто мы приходим ко Господу, исполненные самооправдания, и удивляемся, когда Он в Своей бесконечной премудрости показывает, где мы находимся.

Каковы побуждения первосвященников и старцев? Они не на стороне Бога, они и не заодно с так называемым общественным мнением. Единственное, что их заботит – их собственная репутация. Что же отвечает Господь таким людям? Он спокойно являет им Свою высшую власть, в глубины которой никто не может проникнуть. «И Я не скажу вам».

Смотрите также:
Слова народу

Может быть, первое, о чем нам следовало бы задуматься, когда мы слышим такой ответ, – имеет ли какое-либо отношение наш вопрос к той жизни, которую предлагает нам Господь.

С какой легкостью мы иногда думаем, что Царство Божие принадлежит нам по праву!

Подобно книжникам и фарисеям, и второму сыну из притчи о званых потрудиться в Христовом винограднике (Мф. 21:30), мы говорим правильные слова, механически повторяя то, что напечатано в наших молитвословах. Но Бог ждет не ответа наших уст, но ответ нашего сердца.

Надо, чтобы слова истины и правды проникли к нам в сердце, и мы приняли от Господа дар рассудительности, веры и покаяния.

Иллюстрации Джеймса Тиссо

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *