Зачем Богу ангелы

by on 20.11.2020 » Add the first comment.

21 ноября – собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Верующий скажет: ангел-хранитель спас, а неверующий: в рубашке родился. Но суть-то одна: Бог так трепетно оберегает человека, что приставляет спутника, соработника, который нам помогает и охраняет нас… На вопросы про ангелов отвечает иерей Александр Сатомский.

«Я каждому рассказываю только его историю»

– В самом начале книги Бытия (Быт 1:1-2) сказано: «В начале сотворил Бог небо и землю», и под небом здесь понимается мир духовный. Но что же именно было сотворено?

– Действительно, в первом стихе книги Бытия под небом и землей понимается не те небо и земля, о которых упоминается ниже, в стихе шестом, где небо и земля – уже что-то приближенное к нашим понятиям неба как свода над нами, а земли как тверди под ногами.

Дальше говорится: «Земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною. И дух Божий носился над водой» (Быт 1:2). Тьма и бездна – это на умопредставляемом уровне – «ничего» как отсутствие видимого и «ничего» как отсутствие каких-либо объектов, пустота. Нам лишь сообщено, что нечто явлено, творение совершилось, т.е. до акта творения ни тьмы ни бездны не существовало.

Говоря о значении в этом стихе терминов «земля» и «небо», многие толкователи считают, что речь идет о мире некой праматерии, который далее будет преобразовываться в днях творения и мере духовных существ, не облеченных в плоть – ангелов. Что именно происходило в этом духовном творении, мы не знаем, Библия нам об этом не говорит. Мы можем лишь предполагать.

Например, если в Эдемском саду человека искушало разумное существо, а животные разумом не наделены, значит, это существо имеет свою историю, которая, возможно, начинается в том духовном мире.

– Василий Великий в «Шестодневе» на вопрос, а было что-то до земли и мира людей на ней, говорит: «Было нечто, как вероятно, и прежде сего мира, но сие хоть и постижимо для нашего разумения, однако же не введено в повествование как не соответствующее силам новообучаемых и младенцев разумом». 

– Мы верим, что святые отцы – проводники Божественного откровения. Но ряд их мнений усвоены учением Церкви, а ряд остается в рамках теологумена – частного богословского мнения. При этом нет греха в том, чтобы принять эти мнения или не принять. Но мы не можем сказать, что это мнение — учение Церкви.

Например, святитель Феофан Затворник в своих произведениях богословствует на темы естественнонаучного круга: возможна ли жизнь вне Земли и возможна ли она как жизнь разумная; человек был создан из праха земного в прямом смысле или переносном? Мы можем рассуждать относительно этих вещей, но прямого основания к однозначному пониманию таких вопросов в библейском тексте не видим.

Библия – это текст про человека и адресованный к человеку. Как у Льюиса в «Хрониках Нарнии» Аслан говорит: «Я каждому рассказываю только его историю».

Много тем в Священном Писании остаются не затронуты, потому что не имеют отношения к делу спасения человека. Святитель Василий имеет полное право высказываться о том, что существовало до истории человека, но в Библии об этом ничего не сказано.

Спор о природе ангелов свв. Феофана Затворника с Игнатием Брянчаниновым

– Что мы знаем об ангелах из Священного Писания? Являются ли ангелы личностями со своей волей, свободой? Какова их природа, она едина у всех чинов Небесных?

– На эти вопросы отцы Церкви отвечают, исходя из косвенных сведений, почерпнутых из Священного Писания.

Да, ангелы – это личности. Хотя бы потому, что в Писании они упоминаются по именам: архангел Михаил, архангел Гавриил. Это говорит об их концептуальном внутреннем отличии друг от друга, уникальности, отдельности.

Говорить о безусловном единстве природы всех ангелов затруднительно, так как Библия об этом не говорит. Ряд св. отцов предполагает, что у них нет единства природы, как у людей. То есть люди едины в множестве ипостасей — личностей, а у ангелов может быть множество природ во множестве ипостасей.

Некоторые отцы считают, что ангелы бестелесны т.е. не обладают подобным нам телом, а некоторые думают, что они нематериальны вовсе. Об этом, например, заочно спорили святители Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов. Последний высказывал мнение, что ангелы обладают некоторой материальностью, а святитель Феофан – что они безусловно бестелесны и не обладают материальностью (при этом могут принимать какой-то вид, например, являясь людям).

Другие отцы называют ангелов «умной силой», то есть считают, что природа ангелов – это свободный ум, чистое сознание, не связанное материей. Например, архангел Михаил – умная сила, творящая волю Божию; дьявол (павший ангел) – умная сила, противящаяся Богу. 

Если говорить о свободе воли ангелов, то они, как и люди, свободны. Но люди имеют творческую способность изменять мир вокруг и изменяться сами, приближаться или удаляться от своего спасения, от Господа; ангелы же этот главный выбор уже сделали.

В целом принято считать ангелов пребывающими вне человеческого вида и какого бы то ни было вида вообще, и только ситуативно во время исполнения поручения, доставления вести («ангел» от греч. ἄγγελος — вестник) Божией они могут явиться в человеческом (или ином) виде, потому что являются во времени и пространстве, то есть в измерении, в котором живет человек.

Например, Писание говорит, что сатана может принять вид ангела света, то есть тот вид, который ему не характерен и не соприроден на данном этапе.

Динамика духовного мира

– Чем отличаются девять ангельских чинов – Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы? О Серафимах и Херувимах мы слышим во время богослужений, о Началах, Силах и Властях читаем у апостола Павла («Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее» Рим.8:38), но для чего нам дано об этом знать, если это не выражаемо, не представлено в жизни людей? 

– Деление ангелов на девять чинов, объединенных в три триады, приписывают Дионисию Ареопагиту, первому епископу Афин, обращенному в христианство апостолом Павлом. Надо отметить, что на «Ареопагитики», сборник богословских сочинений святителя Дионисия, не ссылается ни один из ранних авторов, то есть этот текст возник поздно. Но он оказал большое влияние на христианскую аскетику и догматику.

Реальное устроение ангельских чинов известно только Богу.

А это, скорее, условное деление, которое призвано подчеркнуть системность, устроенность, упорядоченность и динамику ангельского мира, меры и степени его служения, этапы причастности Богу.

Смотрите также:
Мистика по-христиански

Серафимы приобщаются энергиям Божества непосредственно, Херувимы через Серафимов, Престолы через Херувимов и так далее.

Но это место самое слабое в концепте автора.

С точки зрения Ареопагита, люди могут взаимодействовать только с ангелами, с девятым чином, однако в Писании мы видим, что Серафим сходит к пророку Исайе (Ис. 6:6), что архангелы являются людям.

Ар­хан­ге­лы Ра­фа­ил, Ури­ил, Са­ла­фи­ил, Иегу­ди­ил и Вара­хи­ил упо­ми­на­ются в нека­но­ни­че­ских кни­гах Пи­са­ния. В кни­ге То­ви­та Ар­хан­гел Ра­фа­ил го­во­рит о се­бе: «Я – Ра­фа­ил, один из се­ми свя­тых Ан­ге­лов, ко­то­рые воз­но­сят мо­лит­вы свя­тых и вос­хо­дят пред сла­ву Свя­та­го» (Тов.12-15).

Архистратиг Божий Михаил – умная сила, творящая волю Божию

– Согласно церковному Преданию, над все­ми де­вя­тью ангельскими чи­на­ми по­став­лен Ар­хи­стра­тиг Ми­ха­ил, свергнувший с Неба, еще до создания человека, по Божиему приказу дьявола и послушавших его ангелов. Но в Писании прямо об этом не сказано.

– В соборном послании ап. Иуды (Иуд.1:9) говорится о противоборстве архангела Михаила и дьявола из-за тела пророка Моисея. Дьявол хотел, чтобы место захоронения пророка было известным и сделалось бы культом, святыней самой по себе, не связанной с Богом. Но в итоге Моисей был похоронен на горе Нево, в неизвестном месте на ней.

Смысл слов ап. Иуды в этом послании — о вреде злоречия, о том, что даже в этом случае архангел Михаил не поносил дьявола, а сказал: «Да запретит тебе Господь».

Смотрите также:
“Никто как Бог”

В Апокалипсисе также говорится о Ми­ха­иле (он не назван здесь архангелом), вы­сту­па­ющим как глав­ный противник про­тив дья­во­ла в образе дракона, и послушавших его павших ангелов:

«И про­изо­шла вой­на на Небе: «Ми­ха­ил и Ан­ге­лы его во­е­ва­ли про­тив дра­ко­на, и дра­кон и ан­ге­лы его во­е­ва­ли про­тив них, но не усто­я­ли, и не на­шлось им ме­ста на Небе.

И низ­вер­жен был ве­ли­кий дра­кон, древ­ний змий, на­зы­ва­е­мый диа­во­лом и са­та­ною». (Отк.12:7-9).

В книге пророка Да­ни­и­ла (Дан.10) говорится о по­мо­щи ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла народу Божиему во времена Антихриста: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге» (Дан.12:1).

На основании этих отрывков из Библии и церковного предания святые отцы высказывались на тему низвержения сатаны архангелом Михаилом. Например, у святителя Григория Двоеслова, а позже у святителя Димитрия Ростовского упоминается предание о том, что Архистратиг небесных сил бесплотных примет участие не только в эсхатологической битве добра со злом, но и принимал его во время ниспадения дьявола.

Однако в их текстах прямых причин такого ниспадения мы не видим. И так как мы не обретаем их и в Священном Писании, то должны признать, что перед нами область, про которую что-либо однозначное мы утверждать не можем.

Если говорить о явлении архангела Михаила людям, то одно из самых ярких упоминаний об этом встречается в книге Иисуса Навина (Нав.5:13-16). Перед одной из ответственных битв, когда Иисус Навин ищет помощи и знака от Бога, он получает ее во встрече с архангелом Михаилом. Существует икона – коленопреклоненный Иисус Навин у ног архангела Михаила, который больше его по размеру в несколько раз. Здесь акцентировано внимание на том, что встретились земной военачальник и предводитель Небесных сил. Этот эпизод – прекрасная иллюстрация действия Божия в мире, того, как Господь хранит верных.

Архангел Михаил почитается во много благодаря чудесам, которые он явил в истории и вне контекста библейских событий. Например, чудо в Хонех в IV веке, когда язычники задумали разрушить христианский храм с помощью горной реки, а архангел Михаил ударом своего жезла открыл в горе расселину, в которую устремилась вода, и храм был сохранен.

Или чудеса в известном аббатстве Мон-Сен-Мишель (Нормандия, Франция), которое стоит в зоне приливов. История обители хранит множество свидетельств того, как архангел Михаил спасал паломников, замешкавшихся в пути, от воды.

Кто приходил к Аврааму, когда Сарра засмеялась?

– В Библии ангелы упоминаются в очень разных случаях. Например, к Аврааму пришли «три мужа» (Быт.18:1-3), о которых дальше говорится: «И пришли те два Ангела в Содом вечером» (Быт.19:1). 

– Мы привыкли, говоря о посещении Богом Авраама, воспринимать это как явление Троицы, то есть присутствие перед Авраамом трех лиц Божества. Но тайна Троицы открывается только в Новом Завете, во время Богоявления, когда Христос принимал крещение, на Него сошел Святой Дух в виде голубя и звучал голос Отца. Ветхий Завет не знает явлений Бога как Троицы, Аврааму только приоткрывается ее тайна.

На некоторых древних иконах «Гостеприимство Авраама» изображены Авраам, Сарра и трое мужей, один из которых имеет крещатый нимб. Подразумевается, что это Бог-Слово, а двое других – небесные силы, которые лишь символизируют троичность Божества.

Мы видим это через продолжение истории: когда двое из трех мужей, явившихся Аврааму, оказались в Содоме, они спрашивают Лота про тех, кого еще нужно спасти, вывести из города (Быт.19:13), то есть являют незнание. Значит, это ангелы, т.к. они в отличие от Бога, не всеведущи.

Один же из этих трех мужей знает о том, что в мысли рассмеялась жена Авраама Сара, этот один и есть Господь – единственный сердцеведец, которому открыта и всякая мысль человеческая.

Он остался с Авраамом, когда двое других отправились в Содом, и Его молил Авраам о пощаде города, ведя торг о количестве необходимых для этого праведников. А когда этот диалог закончился,  мы читаем — «И отошел Господь».

.
Ангелы-оборотни или каиниты

– Вот еще одно загадочное место в Библии (Быт. 6:1-2), где говорится о неких «сынах Божиих», которые в толкованиях некоторых св. отцов оказываются ангелами-оборотнями: «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал».

– Существует две авторитетные версии ответа на вопрос, кто такие «сыны Божии». Одной придерживались учителя Церкви Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Кирилл Иерусалимский, блаженный Августин. В соответствии с ней, мир, который мы знаем сейчас – это мир после потопа, до потопа мы имеем дело скорее с метаисторией – предысторией известного нам мира.

В это время, по мнению отцов Церкви, произошло пересечение двух линий человечества – потомков Каина и потомков Сифа.

Смотрите также:
Имя им — легион

Каин после убийства брата Авеля и изгнания отправляется в землю Нод и основывает там новую цивилизацию. У Адамы и Евы рождаются другие дети, один из которых — Сиф, чьи потомки названы сифитами.

Между Каином, его потомством и потомками других детей Адама и Евы не было общения из-за памяти происшедшей катастрофы.

Но со временем людей становится все больше, и встреча потомков Каина и потомков других детей Адама и Евы происходит.

Эта встреча и описана в начале шестой главы Бытии. Согласно этой версии, сыны Божии – скорее всего, потомки Сифа.

Но смешиваясь с потомством Каина – «дочерями человеческими» они начинают постепенно терять свою устремленность к горнему, забывают о родине – Эдеме и начинают воспринимать существующий мир как единственно возможную реальность.

Другой концепции придерживались мученик Иустин Философ, святитель Кирилл Александрийский. В соответствии с ней, нечистые духи — падшие ангелы вступали в физическую близость с женщинами. Но исходя из того, что мы знаем об ангельской природе, женщины не могли зачать от бесплотных духов.

У каждого из нас есть спутник жизни

– Как ангелы связаны с нашей жизнью? Кто такой Ангел-хранитель?

– Учение об Ангеле-хранителе опирается на библейский текст, но снова опосредовано. В книге Товита мы видим ангела, сохраняющего главного героя повествования.

Ангелы-хранители есть не только у каждого человека, но и, по милости Божией, у каждого народа, причем безотносительно к тому, христиане это или нет.

Израиль считает, что архангел Михаил покровительствует ему. А отцы Церкви считают, что теперь архангел Михаил покровительствует новому Израилю, то есть Церкви.

Тема участия ангелов в жизни людей очень развита в святоотеческой литературе. У многих святых «Лавсаика» ангел – персонаж повседневной жизни.

Одного старца-пустынника, упавшего и зажатого между перекладинами, нашел ученик, помог освободиться и спросил: «Отче, а ведь если бы я не пришел, кто бы тебя освободил?» – «А ангел-хранитель на что? Он бы пришел и помог мне», – ответил старец.

Ангел, сопровождающий человека всю жизнь, не оставит его и в час смерти. Иоанн Дамаскин говорил, что ангелы распоряжаются нашими делами и помогают нам, то есть сопутствуют нам в наших житейских заботах.

Главная мысль, выраженная в идее ангела-хранителя, в том, что у Бога, Промыслителя и Творца всего мира, есть внимание ко всякому человеку. Это подтверждает и мысль Христа о том, что ни один волос с головы человека не пропадет без воли Отца Небесного (Лк.21:18).

Сейчас моден тезис деистического формата: «Неужели вы думаете, что Творцу мира есть дело, что вы едите и где вы спите? Бог занимается более важными делами».

Но все Божественное откровение, все Предание Церкви говорит об обратном – Бог деятельно вовлечен в жизнь любимого Им творения, всего творения вообще и каждого человека в частности.

Причем, заметить это могут и люди, далекие от христианства: сколько бывает по-человечески совершенно непостижимых случаев спасения в особых каких-то обстоятельствах. Верующий скажет: «Ангел-хранитель спас», а неверующий «В рубашке родился».

Но суть-то одна: Бог так трепетно оберегает человека, что приставляет спутника, соработника, который нам помогает и охраняет нас.

При этом важно знать, что, хотя сами ангелы имеют некую силу, но сделать повеленное они могут только благодатью Божией.

– Что значат слова Христа «В воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф. 22:30)? В чем именно мы уподобимся ангелам, когда воскреснем в новом теле?

– Речь идет о продолжении жизни, о деторождении. Как ангелов не становится больше, чем уже есть, так и людей, когда наступит полнота времен, будет определенное число, столько, сколько  родилось, начиная с Адама и Евы до последнего дня.

Интервью: Татьяна Цветкова

Иллюстрации: картины Александра Простева

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *