Слово на воскресное Апостольское чтение священника Димитрия Барицкого в неделю 21-ю по Пятидесятнице.
В читаемом сегодня Апостольском послании звучит одна из центральных тем посланий апостола Павла, — тема соотношения дел закона и веры. Она весьма актуальна, как для первых христианских общин, так и для современных. И причина тому наше отношение к сути и цели религиозной жизни. Речь идет о спасении. Спасении от смерти, от греха, от страданий. Не для этого ли мы обращаемся к Творцу, становимся Его учениками и посещаем церковные собрания? Так вот ключевой вопрос: как достичь этого спасения?

Смотрите также:
Анафема за иное благовествование
Весь опыт нашей жизни подсказывает нам: чтобы получить вознаграждение, я должен качественно выполнить какую-либо работу. Так, например, чтобы родители меня похвалили, я должен принести домой пятерку.
Именно эта модель переносится и на религиозную жизнь. Я выполняю правила религиозной традиции, читаю утром и вечером молитвы, держу пост по определенным дням, хожу каждое воскресенье в церковь, раз в месяц исповедуюсь и причащаюсь, и в ответ на мою верность традиции Бог дает мне спасение.
Апостол Павел решительно восстает против такого отношение к сути религиозной жизни. Его мысль такова: сколько бы ты ни исполнял закон, он никогда не сможет насытить твое сердце. Более то, чем тщательнее ты стараешься выполнить все его предписания, тем больше и больше понимаешь, что просто не в силах этого сделать во всех подробностях и нюансах. А потому ты обречен на то, чтобы оставаться нарушителем закона. Отсюда апостол и говорит, что «законом он умер для закона», то есть попытавшись его исполнить весь, понял, что это невозможно и не гарантирует спасения.
На пути в Дамаск (Обращение Савла). Художник Андрей Миронов
Неужели апостол хочет сказать, что нам следует отказаться от своих обрядов, ритуалов и других предписаний устава. Нет. Он просто верно расставляет акценты. Речь идет о том, что спасение не даруется человеку единственно за верность традиционным формам религии, которые он принял по инерции, но в первую очередь за живую веру в Бога. У меня должно быть личное отношение к Истине, которая была явлена во Христе.
Ведь само слово религия переводится с латинского как «связь», живая связь между Богом и человеком. Это общение, которое бывает подобным тому, какое возникает между двумя любящими друг друга людьми. В этом смысле, например, христианин верит не потому что так верили его отцы. Но потому, что он сам имеет опыт подобный своим отцам. Опыт личной встречи со Христом.

Смотрите также:
Игольное ушко размером с верблюда
Именно об этих глубоко личных отношениях и говорит апостол Павел, когда утверждает, что «сораспялся Христу». По сути, насколько это возможно человеку, сделал Его опыт страдания и смерти своим собственным.
Именно это сердечное состояние и открывает нам доступ к Божественной благодати, ведь в этом случае, как говорит апостол Павел, «не я живу, но живет во мне Христос».
А где Христос там нет уже греха, страдания и смерти. Там бывает лишь одна радость Его светлого воскресения.
На анонсе: Рембрандт. Апостол Павел в темнице
Find more like this: АНАЛИТИКА