От «Брата» до «Текста»: возвращение к Пушкину

by on 21.08.2020 » Add the first comment.

Андрей Десницкий о том, какой круг описал российский кинематограф, чтобы вернуться к «маленькому человеку».

«Мы все вышли из гоголевской «Шинели» — эта фраза родилась в разговоре Достоевского с французским критиком Эженом Вогюэ (спорят о том, кто из двоих ее первый произнес или написал)...

Когда я ходил в советскую школу, нас учили, что главная тема классической русской литературы — тема «маленького человека». То есть писали о многом и по-разному, но постоянно возвращались к рассказу о маленьком, даже ничтожном, совсем не идеальном человеке, которого незаслуженно обижают и презирают сильные мира сего, а он не может ни постоять за себя, ни отомстить. И его очень жалко.

На самом деле, конечно, первым о таком человеке написал не Гоголь — «Станционный смотритель» Пушкина был написан еще раньше, тем более — «Бедная Лиза» Карамзина. Да и русская литература далеко не первой в мире заметила, что такие люди существуют на Земле. «Поэма о невинном страдальце», между прочим, была написана на аккадском языке более трех тысяч лет назад.

Но для русских писателей это стало чем-то вроде миссии: рассказать о страданиях тех, кого обычно никто не замечает. Так нам это и в школе объясняли.

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *