В Сент-Женевьев-де-Буа торжественно открыли мемориальную доску русской героине французского Сопротивления монахине Марии

by on 01.07.2020 » Add the first comment.

24 июня на территории русского некрополя в г. Сент-Женевьев-де-Буа состоялся молебен и торжественное открытие кенотафа (надгробия в месте, где нет захоронения) в память о св. Матери Марии (Скобцовой).

Надгробный памятный знак в честь матери Марии был установлен в мемориальном комплексе, посвященном русским воинам, погибшим в рядах французской армии в годы Второй мировой войны. Мать Мария – православная монахиня, поэтесса, богослов, благотворитель, участница русского Сопротивления во Франции. Она мученически погибла 31 марта 1945 г. в нацистском концлагере Равенсбрюк, пепел ее сожженного тела был перемешан и развеян вместе с пеплом других узников, поэтому у матери Марии нет могилы.

Но есть память!

Торжественная церемония открытия кенотафа началась с молебна, который отслужил митрополит Дубнинский Иоанн (Реннето). «Мать Мария была провозглашена святой, и этой церемонией мы отдаем дань памяти ее участию в движении Совпротивления», – сказал глава архиепископии западноевропейских приходов русской традиции.

О важности российско-французских связей, проверенных временем и суровыми военными событиями, говорила, обращаясь к присутствовавшим на открытии многочисленным российским соотечественникам и французским гостям, заместитель мэра Сент-Женевьев-де-Буа по вопросам культурного наследия и сотрудничества Алис Себбаг.

По мнению советника-посланника А.И.Студенникова, представлявшего на церемонии российское государство, Св. Мать Мария, несомненно, является одной из выдающихся фигур русской эмиграции, и что ее подвиг и заслуги был отмечен даже в советский период, когда в 1985 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР мать Мария (Скобцова) была посмертно награждена орденом Великой Отечественной войны II степени за антифашистскую деятельность. «Никогда не должен быть забыт подвиг русских участников Сопротивления. Они сражались и умирали за свободу Франции и за свободу России», сказал высокий дипломат.

Создание и установка памятного знака на известном парижском кладбище стали возможными благодаря супругам Кривошеиным – Никите Игоревичу и Ксении Игоревне, глубоко переживающим историю этой героической женщины и взявшим на себя как инициативу его создания, так и все материальные затраты.

Ксения Игоревна Кривошеина много лет посвятила подробному изучению судьбы и подвига Марии Скобцовой. Его результатом стало издание в 2015 г. ее полной биографии в книге К.И.Кривошеиной «Мать Мария (Скобцова), святая наших дней», а 2019 г. в серии «Жизнь святых» вышла ее монография «Как девочка Лиза Пиленко стала святой Марией Парижской».

Монография Ксении Кривошеиной «Как девочка Лиза Пиленко стала святой Марией Парижской»

Переводчиком этих трудов успешно выступил муж автора исследований – Н.И.Кривошеин. «Никита Кривошеин помнит праздник Победы на улицах Парижа. Народ ликовал! Его отец, герой Сопротивления вскоре вернулся из лагеря Дахау. Он чудом выжил. Игорь Александрович Кривошеин был хорошо знаком с монахиней Марией. Когда Игорь Александрович оказался в СССР, то именно он был практически первым, кто стал рассказывать и писать о героях Сопротивления – Вики Оболенской, Борисе Вильде, Левицком, матери Марии и многих других. Игорь Александрович лежит здесь, на кладбище Сент Женевьев де Буа, его могила недалеко от этого Мемориала» – рассказала К.И.Кривошеина.

Усилиями русской общественности в 2016 году Мэрия XV округа Парижа присвоила одной из улиц имя матери Марии. Здесь когда-то находился храм, построенный усилиями монахини – героини Сопротивления. Сейчас, недалеко от этой улицы расположен небольшой домовой приход Св. Серафима Саровского, скрытый от шума парижских улиц в тихом городском дворе, который служит Центром по изучению Св. Матери Марии. Каждый может сюда заглянуть и познакомиться с иконами и вышивками Матери Марии, многие из которых были переданы К.И.Кривошеиной.

Для участия в церемонии собрались уважаемые представители русской общины и организаций, занимающихся захоронениями на «русском каре» в Сент-Женевьев-де-Буа: Комитета по поддержанию православных захоронений в «русском каре», Русского дома, Координационного совета российских соотечественников во Франции. Были возложены цветы от имени российского Посольства, Постпредства России при ЮНЕСКО, Российского центра науки и культуры в Париже, Российского православного духовно-культурного центра и др.

На мраморной плите кенотафа выбита надпись на французском языке: «Святая мать Мария Скобцова (1891–1945). Монахиня, поэт, художник и Сопротивленец. Уничтожена нацистами в лагере Равенсбрюк. Место захоронения неизвестно».

О матери Марии снят ряд документальных и художественных фильмов, проводятся международные конференции, выставки, установлены мемориальные доски. В частности, такая доска недавно была установлена в Ялте на доме, где была гимназия, в которой училась Елизавета Пиленко, будущая святая.

В январе 2004 года канонизирована Константинопольским патриархатом как преподобномученица.

В установке памятного знака не последнюю роль сыграл и Российский центр науки и культуры в Париже, взявший на себя необходимые формальные обоснования и согласования.

Они с полным пониманием были восприняты в муниципалитете знаменитого русской историей французского города, оказавшего все необходимое содействие.

Отныне на территории самого крупного русского некрополя в Сент-Женевьев-де-Буа появилось новое символическое захоронение, которое, несомненно, будет иметь большое значение для духовного единения соотечественников и станет еще одним важным ритуальным местом для русских и международных мемориальных событий во Франции.

Хроники Дома русского зарубежья.

К 25-летию со дня основания

Сегодня мы вспомним о мероприятиях, связанных с членами семьи друзей Дома, русских эмигрантов Кривошеиных (Франция, Париж) — наверное, одной из самых «пишущих» семей наших соотечественников.

Книга Кирилла Александровича Кривошеина «Судьба века: Кривошеины» послужила материалом для А.И.Солженицына (отец автора Александр Васильевич Кривошеин и его сыновья стали действующими лицами эпопеи «Красное колесо»), Нина Алексеевна Кривошеина — автор воспоминаний «Четыре трети нашей жизни», которые легли в основу известной киноленты «Восток — Запад», ее сын Никита Игоревич Кривошеин презентовал в стенах ДРЗ книгу «Дважды Француз Советского Союза», а его жена Ксения Кривошеина — работу «Мать Мария (Скобцова). Святая наших дней».

Презентация книги «Дважды Француз Советского Союза» (Нижний Новгород: Христианская библиотека, 2014) в Доме русского зарубежья состоялась 8 октября 2014 года. Приведем фрагмент статьи автора этих строк об этом событии:

«…Итак, отчего же советский гражданин, сын патриотов-репатриантов, возвратился во Францию, став “дважды Французом” Советского Союза? Ответ на этот вопрос — в самой биографии автора…

Прибыв с родителями в СССР в 1947 году, тринадцатилетний Никита продолжил свое образование: вечернюю школу рабочей молодежи сменил серьезный вуз — Московский институт иностранных языков. В августе 1957 года молодой специалист был арестован КГБ за напечатанную в газете “Le Monde”, неподписанную статью о вторжении советских войск в Венгрию. Осужденный по печально известной 58-й статье, Никита Кривошеин отбывал наказание в мордовских лагерях для политзаключенных, где встретил, по его выражению, настоящих, мыслящих, интересных людей — священников, поэтов, инженеров разных национальностей и политических предпочтений.

В течение последующего “свободного” десятилетия Никита Игоревич работал письменным и синхронным переводчиком, сотрудничал с журналом “Новое время” и в 1971 году эмигрировал во Францию. Его отец оказался в лагерях гораздо раньше и, отсидев пять лет из “положенных” “английскому шпиону” десяти (в 1954 году он был реабилитирован), вернулся к семье. Родители, вспоминает Никита Игоревич, уехали во Францию в 1974 году, где и закончили свой долгий и трудный жизненный путь…

Во Франции Никита Кривошеин работал синхронным переводчиком в ЮНЕСКО, ООН, Совете Европы (возможно, отсюда — его особенная интонация — мерное, негромкое “раскачивание” на полутонах, завораживающее и подчиняющее внимание слушателя), публиковал свои статьи и воспоминания в “Русской мысли” и “Звезде”, выступал на радио “Свобода”, принимал участие в подготовке к изданию духовного наследия архиепископа Василия (Кривошеина)… Он был знаком со многими яркими представителями русского изгнания, — к примеру, с героем Франции, представителем старой дворянской фамилии Николаем Васильевичем Вырубовым, — о чем тоже рассказал в своих воспоминаниях…»

Через год, 24 ноября 2015 года, в ДРЗ состоялась презентация книги супруги Никиты Игоревича — Ксении Кривошеиной «Мать Мария (Скобцова). Святая наших дней» (М.: Эксмо, 2015). Автор этих строк была свидетелем произошедшего, о чем и написала читателям нашего сайта — приведем фрагмент текста:

«…Представляемое издание — квинтэссенция исследования жизненного и творческого пути матери Марии (Скобцовой), проделанного Ксенией Кривошеиной за многие годы работы с этой темой: в 2004 году выходила в свет первая книга автора о творчестве монахини “Красота спасающая”, а авторский сайт К.Кривошеиной о матери Марии mere-marie.com существует уже несколько лет. “Я почувствовала, что могу написать эту книгу так, как надо написать с исторической точки зрения, — признается исследовательница, — поскольку мать Мария — типичная русско-европейская фигура конца XIX — начала XX века: как и вся русская интеллигенция этого периода, она жаждала перемен, но когда их увидела — ужаснулась и «отрезвилась»…”

Икона с изображением новопрославленных мучеников, пострадавших в немецких концлагерях. Третья слева — монахиня Мария Скобцова. Икона находится в православном храме в Париже

Так кто же это — монахиня мать Мария, одним известная как “социалистка и партизанка”, а другим — как канонизированная святая?.. Мария Скобцова (в девичестве Пиленко) родилась в Риге, в аристократической семье “достаточно левых взглядов”, детство провела в Анапе, юность — в Петербурге. Как и многие ее ровесницы, одаренная и любознательная девушка посещала философско-литературные собрания. Со смертью отца, от которого, по словам К.Кривошеиной, унаследовала бунтарский характер, отошла от веры, увлеклась социализмом, “курила, влюблялась, не единожды была замужем”… Самой сильной, но безответной ее земной привязанностью был Александр Блок…

Мария Кузьмина-Караваева (по первому мужу) стала свидетелем революции и Гражданской войны, была городской головой Анапы, комиссаром по здравоохранению и народному образованию. Пережив арест и угрозу казни, бывшая эсерка эмигрировала из Советской России в Европу, где ей предстояло встать на монашеский путь и принять смерть в нацистском концентрационном лагере Равенсбрюк…

По словам автора, цель представляемого издания — рассказать не только о жизненных вехах матери Марии, но и о времени и окружавших ее современниках. Помимо летописи жизни монахини, в книгу вошли интереснейшие архивные материалы, среди которых свидетельства окружающих ее людей, воспоминания родных матери Марии, исследования ее литературного творчества, отрывки из номеров “Вестника” участников французского Сопротивления. Свой труд Ксения Игоревна называет “самым подробным исследованием жизненного и творческого пути матери Марии”, со дня гибели которой в этом году отмечается 70 лет…

812

Лагерная косынка матери Марии (Скобцовой)

Икона матери Марии (Скобцовой)

В 1985 году в СССР Марию (Скобцову) наградили орденом Отечественной войны II степени, отметив заслуги монахини в борьбе с нацизмом. Недавно Константинопольский патриархат причислил мать Марию к лику святых новомучеников, однако, отмечает К.Кривошеина, спор о ее личности идет до сих пор: некоторые возмущаются ее “мнимой святостью”, другие — подчеркивают мужество и самоотверженность, кто-то говорит о ее “странном” монашестве, а кто-то — об истинно христианском пути. Русская православная церковь, дополнила Ксения Игоревна, в свое время собирала материалы о матери Марии, и, возможно, святая Константинопольского патриархата станет и святой РПЦ…

“Нетрадиционность” монашеского пути матери Марии, объясняет исследовательница, заключается в том, что она “не заперлась в келье, не ушла в затвор: наоборот, она активно проповедовала, открывала приюты, бесплатные столовые, дома для престарелых и бездомных”. В последнее время, по мнению К.Кривошеиной, в России много говорят о новомучениках, однако “у нас нет к ним молитв…” “Надо просить у них, чтобы никогда не вернулся в Россию тоталитарный режим, — уверена Ксения Игоревна, — чтобы не повторились в нашей стране «окаянные дни»…”

Икона «Блаженны изгнанные за правду». Автор — Ксения Кривошеина

Выступление супруги поддержал и Никита Игоревич Кривошеин, поделившись своими детскими впечатлениями от встречи с матерью Марией, обладавшей “великой силой духа”. ”В настоящее время, — отметил Никита Игоревич, — я единственный, кто может свидетельствовать об этой удивительной женщине”…»

Книги семьи Кривошеиных находятся в библиотечном фонде Дома русского зарубежья и доступны всем желающим погрузиться в историю семьи, историю страны и Европы в целом.

Мемуары очевидцев по-прежнему остаются самым захватывающим, самым эффективным способом изучения исторического наследия нации, — пожелаем представителям творческой династии Кривошеиных здоровья и новых встреч в их Доме — Доме русского зарубежья!..

Ирина Тишина

 

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *