Амос — пророк Суда Божия

by on 28.06.2022 » Add the first comment.

28 июня — память пророка Амоса (VIII до Р.Х.).

Амос — один из величайших пророков ветхозаветной Церкви. В учении Амоса Синайский Завет получил наиболее полное после Моисея выражение. Он первым из пророков записал свои речи, и все последующие пророки испытали на себе его влияние.

Это произошло где-то в середине VIII века до н.э. в Вефиле, в одном из полуязыческих святилищ Северного царства. Местный священник по имени Амасия заметил, что народ не довольствуется простым исполнением ритуалов, он прислушивается не столько к привычным словам молитвы, сколько к тому, что говорит некий странный пришелец, кажется, и вовсе южанин по имени Амос. И что же он говорит? Предвещает царю гибель, а всему народу – плен в далекой земле! Нет, такое никак нельзя было потерпеть.

«И сказал Амасия Амосу: “Провидец, ступай отсюда в землю Иудеи, там ешь хлеб, там и пророчествуй. А в Вефиле больше не пророчествуй, ведь это царское святилище”». Амос отвечал так: «Я не пророк, не пророческий сын, я ухаживал за скотом и собирал смоквы. Но Господь взял меня от стад и сказал: “Ступай, пророчествуй народу Моему, Израилю”».

Смотрите также:
Гробницы пророкам

Священник говорит на языке «канонических территорий»: дескать, тут у нас свои святыни, нечего тебе тут делать, ступай, откуда пришел.

А пророк отвечает ему, что он не обучался пророческому ремеслу, он не профессионал. Он вообще никто – то ли пастух, то ли земледелец. Дело вообще не в нем, а в той вести, которая передана ему. И если есть что-то особенного в его личности – это неумение молчать, когда ему открыто Слово Господне. Сам он говорил об этом так: «Если в городе в рог трубят – разве не испугается народ? Если бедствие пало на город – разве не Господь его послал? Ведь не делает Владыка Господь ничего, не открыв замысла Своего служителям Своим – пророкам. Лев заревел – кто не устрашится? Владыка Господь заговорил – кто сможет не пророчествовать?

И о чем же он так пламенно возвещал израильтянам? Если особо не прислушиваться, то на первый взгляд как будто призывал их к неукоснительному соблюдению религиозных обрядов:

Хоть каждое утро приносите свои жертвы, хоть раз в три дня – десятины… повсюду кричите о дарах добровольных, вы же любите это, сыны Израилевы!

Да, эти люди были очень благочестивы… на свой лад. Чем больше религиозных обрядов, тем больше благочестия, не так ли? Тем угоднее они Богу?

Только Бог устами Амоса возвещал им совсем другое:

Ненавижу, отвергаю праздники ваши
и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших.
Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение,
Я не приму их
И не призрю на благодарственную жертву
из тучных тельцов ваших.
Удали от Меня шум песней твоих,
ибо звук гуслей твоих Я не буду слушать.
Пусть, как вода, течет суд
и правда — как сильный поток!
Приносили ли вы Мне жертвы и хлебные дары в пустыне в течение сорока лет, дом Израилев?

Ам 5:21-25

Оказывается, с Богом невозможно «договориться», принося Ему щедрые дары. Нужно еще и праведно жить, причем эта праведность касается не только личного благочестия, но и отношений с другими людьми. Справедливость и милосердие намного важнее для Него, чем неукоснительное исполнение обрядов – тем более, что и обряды становятся всё более языческими там, где люди забывают о главном.

Ибо так говорит Господь дому Израилеву: ищите Меня и будете живы!

– такой универсальный призыв обращает к израильтянам Амос. Закон предписывал, как совершать богослужение и как строить жизнь внутри общины, но никакой закон, конечно, не мог предусмотреть всех тонкостей и деталей.

Вместо того, чтобы дополнять детали, которых нет у Моисея, пророки, начиная с Амоса, напоминают о главном принципе: неустанно искать Бога, стремиться к Нему, познавать Его.

И только так может выжить народ Божий, только этим может жить человек.

Они ненавидят обличающего в воротах
и гнушаются тем, кто говорит правду.
Итак, за то, что вы попираете бедного
и берете от него подарки хлебом,
Вы построите домы из тесаных камней,
но жить не будете в них.

Ам 5:10-11

Впрочем, Амос говорил не только об израильтянах. У него впервые прозвучала и весть о том, что Господу дороги все народы, что избранничество Израиля – вовсе не повод для гордости, а особая ответственность. Да, Господь некогда создал этот народ для Самого Себя, когда Он вывел толпу рабов из Египта и даровал ей Закон… но разве только об израильтянах его забота?

Сыны Израилевы, не то же ли вы для Меня, что и сыны Эфиопии? – пророчество Господа! – Израильтян Я вывел из земли египетской, а филистимлян – с Крита, а сирийцев – из Кира.

Вот еще одна очень важная тема пророческой проповеди: единство человечества, всеобщность спасения. Израиль играет особую роль в этом замысле Божьем, но замысел касается не одного только народа, а всех людей.

Андрей Десницкий

На анонсе: Разговор с пророками Ветхого завета о будущем Израиля. Автор: Арсени Виктор

Основные мысли пророчеств Амоса
  • Всемогущество Бога и праведность божественного суда. Амос говорил, что вопреки расхожему мнению, Бог – не только Бог Израиля, но Бог для всего мира. Амос полагал, что Бог — Господь над всей человеческой историей, что все люди равны в Его глазах. Под этим пророк подразумевает, что нация может обратится к Богу и получить Божью заботу и любовь без какой-либо дискриминации. Для Бога нет ни географических границ, ни рас.
  • Для Амоса религия и вера заключается не в ритуале, а в праведности. Яхве, Бог справедливости, требует правильной жизни, а не даров и жертвоприношений.
  • Амос провозгласил этического и духовного Бога. Такой подход, естественно, подразумевает поклонение, которое включает в себя весь процесс общения человека с Богом.
Учение пророка Амоса

Некоторые из основных учений:

  • Молитвы и жертвоприношения не компенсируют плохие поступки.
  • Внутренняя вера гораздо важнее, чем ритуал. Торжественное и пафосное поклонение не имеет никакой ценности. Единственное подлинное служение Богу состоит в справедливости и праведности.
  • Амос верит в экономическую справедливость. Экономическое равенство, по мнению порока Амоса, необходимо для сохранения нации.
  • Амос был бескомпромиссный монотеистом. Он не допускал существования других божеств.
  • Связь Бога и народа Израиля основана на морали. Если народ Израиля падет ниже нравственных требований Бога, то их Завет, безусловно, будет распущен.

ФОМА

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *