Пандемия как задание от Бога

by on 30.04.2020 » Add the first comment.

Какие вопросы поставил перед христианами коронавирус COVID-19. 

Все происходящее в мире осмысляется христианами как задание от Бога — что Господь ждет от нас здесь и сейчас, в этот момент, при этих обстоятельствах? И нынешняя пандемия проявила многое, что должно быть понято современными христианами — чтобы исполнить волю Божию.

Рассказывает Виктор Судариков.

Время катаклизмов, бедствий, кризисов приводит к тому, что в людях проявляются противоположные состояния души: и высота святости, и впадения в грехи существуют рядом — и также должны быть замечены, осмыслены. Мы не изменим произошедшее, но можем сделать выводы, изменить себя и свою жизнь.

Предлагаю подумать об этом и предполагаю, что это только начало разговора. Думаю, что размышлений об уроках проживания пандемии предстоит увидеть еще немало.

Жизнь вне храма

Смотрите также:
Епитимья

Внезапно, причем в период самых больших христианских праздников, церковное богослужение оказалось недоступно для большинства верующих — и многие почувствовали это как явное лишение участия в жизни Церкви, как утрату важнейшей стороны жизни. И возникает вопрос — как христианам, оставшись вне храма, не потерять устроение церковной, молитвенной жизни?

Да, если церкви недоступны, то каждый дом, где живут христиане, может превратиться в малый дом молитвы. Но ведь этому трудно появиться без подготовки.

Значит, это может и должно быть устроено заранее. 

И чтобы богослужебное наследие Церкви хотя бы в некоторой степени было освоено каждым — об этом стоит позаботиться. Выпускать книги, которые позволили бы мирянам совершать дома адаптированный круг богослужебных чтений (примеры таких чтений для Страстной и Светлой седмиц публиковались, например, на официальном церковном сайте).

Да, в этом есть некоторый риск — что домашнее богослужение кому-то придется по душе и у кого-то будет меньше потребности ходить в храм. Особенно если путь до него связан с затратами времени и ресурсов. И значит, надо продумать, как в то же время обустроить общую молитву в храме — чтобы радость этой молитвы была явлена зримо. 

Молитва на расстоянии

Время пандемии и проведения богослужений без прихожан привело к горькому для христиан явлению — длительному пребыванию без Литургии, без причащения Святых Тайн, причем в важнейшие дни церковного года — на Благовещение, Вход Господень в Иерусалим, Великий Четверг, Пасху.

Да, в некоторых общинах священники взяли на себя большой труд посещения и причащения христиан дома. Вполне естественно, когда это касается немощных и пожилых прихожан, но всех желающих, тем более в современном городе, так не объехать.

В некоторых храмах были налажены трансляции богослужения — и это хорошо. Но трансляция не дает возможности активного участия в богослужении и тем более причащения.

И вот, стали возникать различные идеи, как возможно участвовать в Литургии в виртуальном пространстве, читать и петь, связываясь через интернет.

С одной стороны, действительно, расстояния молитве не помеха. С другой — причащение — это все же вкушение от единого Хлеба и единой Чаши и совершается епископом или пресвитером Церкви вместе с общиной, собранной вместе. 

Думаю, христианам надо продолжать осмысливать возможность молитвы «на расстоянии» — и то, какие молитвенные собрания возможны в «виртуальном пространстве», а какие только в реальном. Вообще, молитва не просто по соглашению в одно и то же время, но общая молитва с использованием средств связи — одна из примет нынешнего «постпандемичного» времени.

Другая форма взаимодействия христиан, которая стала возможна благодаря современным средствам связи – проведение различных встреч и вебинаров. В условиях мегаполиса такая форма вполне возможна и вне ограничений пандемии.

В таких встречах могут принимать участие и те, кто по разным причинам не может в данный момент быть в храме. Подобные семинары могут стать органичной частью приходской жизни и помогать в устроении прихода. Само понятие прихода в этом случае приобретает новое измерение, уже не настолько связанное с физическим присутствием человека в данном храме.

Просвещение сохраняет веру

Достаточно традиционным является мнение, что если человек совершил грех, то, конечно, надо каяться. Но если он чего-то в Церкви не понимает, не знает Священное Писание или основы вероучения — то ничего страшного, главное — «отстоять службу» и пребывать в послушании.

Но если прихожане оказываются в ситуации, когда служба недоступна, то особое значение приобретает знание своей веры.

Просвещение помогает сохранить веру, когда кажется, что привычный порядок рушится, когда оказывается, что даже в храме можно заразиться.

Просвещение помогает отделять веру от суеверий и различных ложных пророчеств, особенно широко распространяющихся в дни бедствий — что мы видим и сейчас.

Значит, в приходской жизни необходимо уделять постоянное внимание изучению вероисповедания, Священного Писания, основ литургики.

Храм закрыли власти, а община уцелела

Сейчас мы в городах столкнулись с ситуацией, немного напоминающей ту, с которой 80–90 лет назад столкнулись многие православные христиане в нашей стране — когда храм закрывался властями и прихожане оказывались разобщены.

Но при этом некоторые общины сохранялись — несмотря ни на беззаконное отнятие храма, ни даже на репрессии.

Например, община церкви святого Николая на Маросейке, основанная святым праведным отцом Алексием Мечевым и окормлявшаяся затем его сыном священномучеником Сергием и другими священниками — уцелела несмотря на закрытие храма и даже после ареста священников и расправы над отцом Сергием.

До конца своей жизни общинники поддерживали связи друг с другом.

Конечно, сейчас жить гораздо проще — во-первых, потому что нет преследований православных за веру, а во-вторых, потому что есть много способов связи. И значит, остается только захотеть налаживать «горизонтальные» связи. Видеть друг друга не только в храме или за чашкой чая после службы. Но знать друг о друге, помогать, заботиться, не терять и не теряться. Это поможет преодолеть трудные времена без разобщения и потерь.

Как епархии и монастыри восприняли ограничения

Если говорить о жизни Русской Православной Церкви и епархий, то характерным стало критическое отношение ряда епархий и монастырей к распоряжениям Патриархии.

Если в «Инструкции настоятелям приходов и подворий» содержались весьма серьезные изменения правил совершения таинств в условиях пандемии, то, скажем, Духовный собор Троице-Сергиевой лавры констатировал, что «меры, являющиеся ответом на запросы органов государственной власти, не должны подвергать сомнению нашу веру и убеждение в невозможности заражения какой-либо болезнью через принятие Святых Таин Христовых или при участии в иных таинствах Церкви» и потому «высказано пожелание о сохранении обрядовой стороны причащения мирян в прежней форме». То есть нечто противоположное тому, что содержится в инструкции Священного Синода.

Результат нам известен — значительная часть насельников лавры во главе с ее наместником владыкой Парамоном и ректором МДА владыкой Питиримом перенесли заболевание.

Еще одна тема — отношение к Церкви со стороны общества и власти. Что такое жизнь веры — способ традиционного проведения досуга либо базовая потребность жизни свободного человека? Если первое — значит, без него можно легко обойтись, если второе — значит, выход в церковь должен рассматриваться и обеспечиваться обществом наряду с медицинской помощью и покупкой пропитания.

Одни идут в храм несмотря ни на что, другие — берегут ближних

Другая тема, связанная с пандемией, касается поведения христиан. Нередко приходится слышать и читать, что самые верные и ревностные христиане — это именно те, кто игнорирует опасность пандемии.

Они считают, что в храме заразиться невозможно. Они смело и свободно идут в храмы несмотря на возможность заразиться самим и заразить священнослужителей. Ведь «все в руках Божиих». А священники ведь не наемники, они же не за деньги, это их служение. Заболеют — значит, Бог так судил.

На этой почве происходят многочисленные ссоры и разделения. Для одних христианство — это «Я хочу быть с Богом в храме», для других на первом месте — бережность друг к другу и снижение риска заразить ближних, в том числе священнослужителей.

Думаю, что современным христианам еще предстоит осознать, где проходит граница между ревностью, радостью о Боге, с одной стороны, и искушением Бога — с другой. Вспоминая, что не что иное, но именно забота о благе ближнего и милующее устроение сердца названы Спасителем как основные условия решения участи человека на Страшном Суде (Мф. 15:31-46).

Православные помогают врачам

Отдельная тема – и это также результат преодоления пандемии — отношение к врачам, помощь и поддержка их служения.

Православные собирали средства для помощи больницам в обеспечении врачей защитными средствами. Несмотря на возражения чиновников, что все и так хорошо, и принимая во внимание запросы от медучреждений, где защитных средств явно не хватало.

Внимание к обращению священноначалия, поддержка врачей, помощь пострадавшим, молитва о здравии заболевших и о упокоении умерших, солидарность в сопротивлении недугу и бережность по отношению друг ко другу смогут помочь всем нам прожить время пандемии и стать чуть ближе к Богу и ближним.

На анонсе: Бертрам фон Минден. “Триптих Апокалипсиса” (фрагмент). Ок. 1380

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *