«Моровое поветрие»

by on 08.04.2020 » Add the first comment.

Как Россию убивала чума, которой «не было». И как во время «чумного бунта» мятежники убили архиепископа Амвросия, запретившего молебны перед чудотворной иконой…

На фоне пандемии коронавируса 2020 года в обществе проснулся интерес к аналогичным событиям, имевшим место в прошлом. При этом выяснилось, что многие довольно смутно представляют себе историю собственного государства.

«Киевский мор» как «премьера» чумы на Руси

При обсуждении великих эпидемий прошлого в Рунете довольно часто звучит мнение, что Россия пострадала от буйства инфекций меньше, чем, к примеру, страны Европы. Утверждается, например, что эпидемии чумы, уничтожавшие от 30 до 60 процентов населения Старого Света, практически не сказались на России.

Это неверно. Чума не просто нанесла серьезный ущерб, но и изменила ход истории Российского государства.

Разразившаяся в 541 году эпидемия «Юстиниановой чумы», унесшая жизни десятков миллионов в Европе и на Востоке, действительно не затронула Русское государство.

По той простой причине, что его на тот момент просто не существовало.

Причиной появления чумы на Руси, как ни странно, стало укрепление Древнерусского государства и успешное развитие торговли с другими странами. Вместе с караванами купцов в страну проникала и зараза. В 1090 году в русской столице вспыхнула эпидемия, известная как «Киевский мор». Жертвами чумы стали около 10 000 горожан. Те, кто имел возможность, бежали. Киев обезлюдел, в нем, по утверждению современников, не было слышно «ни разговоров, ни дыхания».

Вместе с тем эпидемия в Киеве была локальной вспышкой, не получившей серьезного распространения. Более суровые испытания были впереди.

700 лет назад, в XIV веке, люди год за годом истребляли котов, кошек и котят, будучи уверены, что истребляют «демонов». На самом же деле они расчищали место для настоящих «демонов»– чёрных крыс. Миллионы крыс заселили городские помойки и подвалы, погреба и сточные канавы, амбары и портовые склады. Крысы безнаказанно бегали по комнатам, по телам и лицам людей, спящих в собственных кроватях!  Это, в свою очередь, увеличило распространение «Черной смерти»…

Регионы, охваченный чумой к 1350 году. Автор карты символично отразил то, что главными распространителями заразы были крысы

Удар «черной смерти»

В 1346 году в Европе вспыхнула эпидемия «Черной смерти» — вторая достоверно известная в истории пандемия чумы.

Начавшись в Монголии, эпидемия шла на Запад вместе с купцами и воинами. Добравшись до Золотой Орды, зараза через Крым добралась в итальянские земли, а затем охватила весь Старый Свет. 

Воскресенская летопись от 1346 года гласит: «Того же лета казнь была от Бога на люди под восточною страной на город Орнач (устье Дона ) и на Хавторо-кань и на Сарай и на Бездеж (ордынский город в междуречье Волги и Дона) и на прочие грады во странах их; бысть мор силен на Бессермены (хивинцы) и на Татары и на Ормены (армяне) и на Обезы (абазинцы) и на Жиды и на Фрязы (жители итальянских колоний на Черном и Азовском морях) и на Черкасы и на всех тамо живущих». 

Парадокс состоит в том, что на пути в Европу чума лишь слегка затронула русские земли, несмотря на зависимость Руси от Золотой Орды.

Свой главный удар по нашей стране «Черная смерть» нанесла в 1352 году, придя с Запада, скорее всего, из Польши. Первым крупным русским городом, пережившим беду, известную у нас как «моровое поветрие», стал Псков. Люди гибли целыми семьями, целыми улицами. Жители, потрясенные бедой, обратились за помощью к архиепископу Новгородскому Василию. Тот не побоялся приехать в пораженный чумой город и провел там крестный ход, дабы избавить псковитян от напасти. 

На обратном пути в Новгород владыка почувствовал себя плохо. Он скончался в обители Архангела, при устье реки Узы, впадающей в Шелонь, 3 июля 1352 году.

Симеон Гордый

Гибель великого князя и его наследников

Вслед за Псковом эпидемия поразила и Новгород. Белоозеро и Глухов вымерли почти полностью.

В конце концов чума дошла до Москвы. Главной ее жертвой стал сын Ивана Калиты, великий князь Московский Симеон Гордый. Он умер 27 апреля 1353 года, находясь в полном отчаянии. Князя страшила не собственная смерть, а то, что в марте 1353 года чума унесла жизни двух его маленьких сыновей — Ивана и Симеона. В итоге умирающий Симеон Гордый написал завещание, не имевшее аналогов — власть и все свое имущество он завещал жене для передачи сыну, в том случае, если супруга является беременной.

Надежды князя не оправдались, княгиня Мария Александровна не была беременной. В итоге власть перешла к брату Симеона Ивану Ивановичу Красному, чей сын Дмитрий Иванович разобьет ордынцев в Куликовской битве и получит прозвище Донской.

Локальные вспышки «морового поветрия» в России продолжались. Одна из них в 1428 году в Москве унесла жизнь иконописца Андрея Рублева.

«Пустоты московские»

В 1654 году на Россию обрушилась новая масштабная эпидемия чумы, охватившая Москву и целый ряд других русских городов. По сути, в течение трех лет страна пережила две вспышки заболевания — первая охватила Москву, центральную часть России, затем распространилась на Казань и Астрахань. Вторая вспышка в 1656-1657 годах затронула низовья Волги, Смоленск и снова Казань.

Ситуация осложнялась тем, что на момент начала эпидемии Россия вела войну с Речью Посполитой. Правда, поляков чума тоже не обошла.

Царь Алексей Михайлович находился с войскам, а его жену и детей патриарх Никон уже после первых смертей в Москве вывез в Троице-Сергиев монастырь. Там же спасались и другие представители знати.

Вскоре в Москве начались паника и массовое бегство. Для нераспространения заразы дороги, ведущие из города, блокировали войсками. В самой столице все погрузилось в хаос: на улицах валялись трупы умерших, банды мародеров, которые не боялись ни стражи, ни чумы, грабили брошенные дома элиты и торговые лавки.

Бежавшие из Москвы купцы и ремесленники приносили болезнь в другие города. 

Спад эпидемии в столице наметился в конце осени 1654 года. Но представители элиты в Москву не спешили. Патриарх прибыл лишь 3 февраля 1655 года, царь Алексей Михайлович — неделей позже.

Никон оставил такое описание увиденного: «Непрестанно плакал смотря пустоты Московския, пути и домов, идеже преж соборы многие и утеснение, тамо никаково, великия пути в малу стезю и потлачены, дороги покрыты снеги и никем суть не следими, разве от пес. Ох, ох!».

«Моровое поветрие» 1654-1657 годов стало крупнейшей русской эпидемией XVII века.

Данные о жертвах в различных источниках крайне противоречивы, однако современники заявляли, что смертность была чрезвычайно высокой. В масштабах страны речь может идти о сотнях тысяч человек.

«Чумной бунт»: недовольство карантином довело москвичей до убийства архиепископа

В 1770 году, в период русско-турецкой войны, вместе с товарами и трофеями из Османской империи в город пришла чума.

Город к тому времени перестал быть столичным, а потому чрезвычайных мер для борьбы с чумой сразу принято не было.

Более того, главнокомандующий Пётр Салтыков, московский гражданский губернатор Иван Юшков и обер-полицмейстер Николай Бахметев предпочли вообще уехать из города.

Среди москвичей прошел слух, что избавить от чумы может прикосновение к Боголюбской иконе Божьей матери. У храма, где находилась икона, началось столпотворение.

Московский архиепископ Амвросий, понимая, что это может не спасти, а погубить москвичей, запретил молебны, а икону повелел спрятать подальше от глаз страждущих. 

15 сентября 1771 года недовольные верующие подняли бунт, который быстро превратился в вооруженное восстание. 16 сентября мятежники схватили и убили архиепископа Амвросия. Начались грабежи и погромы, коснувшиеся в том числе больниц и карантинных домов. Врачей, пытавшихся остановить эпидемию, зверски избивали. Московский гарнизон во главе с генерал-поручиком Петром Еропкиным с огромным трудом отразил атаку на Кремль. Остановить бунт удалось лишь после того, как были убиты около 100 мятежников.

Убиение высокопреосвященного Амвросия во время московской чумы

По личному приказанию императрицы в Москву для наведения порядка прибыл с четырьмя полками лейб-гвардии Григорий Орлов. Ему удалось справиться с эпидемией в городе и покарать участников бунта. К возвращению Орлова в Петербург Екатерина II повелела возвести триумфальную арку с надписью «Орловым от беды избавлена Москва».

Смотрите также:
Епитимья

Согласно отчётам, предоставленным Орловым в Государственном совете, с момента начала эпидемии до конца ноября 1771 года в Москве от чумы умерло порядка 50 тысяч человек.

С развитием медицины вспышки чумы в регионах центральной России удалось прекратить. Что касается южных областей и Средней Азии, то там это заболевание было взято под устойчивый контроль в период СССР с созданием имеющей широкие полномочия санитарно-эпидемиологической службы.

Андрей Сидорчик

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *