Светлана Копылова. Пост про пост

by on 28.11.2019 » Add the first comment.

Однажды где-то под Воркутой, а, может, и не под Воркутой, в монастыре, а, может, и в скиту подвизались монахи. Шёл пост. Может, Великий, а, может, и Рождественский. В тех краях ничего не растёт, даже картошка, и еда у них была очень скудная. Практически её не было...

Но было много рыбы — живой — в реке, а, может, в озере — не суть важно! Но монахи постились очень строго и рыбу не ели. А она была единственным источником витаминов и микроэлементов, способным противостоять цинге, которая тогда свирепствовала. Но они соблюдали пост. И умерли от цинги. И их не причислили к лику святых. Их вышестоящее начальство осудило за самоубийство.

Пост. Каким он должен быть? Что нести? Эти вопросы я задавала себе на протяжении 25 лет — столько времени я нахожусь в лоне Церкви — и все эти годы неукоснительно следовала букве закона, отцеживая комаров в виде молочных или яичных порошков в составе печенья.

Стала ли я от этого духовнее? Нет, не стала. Разве веганцы, которые вообще не едят животных жиров, могут называться духовными? Разве их за этот подвиг уже можно причислять к лику святых? Значит, дело вовсе не в еде.

К сожалению, когда речь заходит о посте, сразу начинаешь думать о запретах в еде. Всё это уводит от главного, на мой взгляд. Мысли о том, что купить и приготовить начинают занимать большее время в твоей жизни, чем вне постов. Готовки превращаются в длительные процессы, либо приходится ходить откровенно голодным, а следовательно — злым. Покажите мне голодного и доброго! Я, например, не могу молиться, когда мой ни в чём не повинный желудок, привыкший хоть к какому-то распорядку, начинает испытывать стресс. А вы?

Посты, которые мы сейчас пытаемся соблюдать, изначально были установлены для монахов, и то не всех, а тех, кто мог взять на себя такой подвиг. Но со временем они вошли в Устав. Может, поэтому так унылы лица у православных? Ведь раньше, если почитать того же Гоголя, Чехова, Шмелёва да и многих других классиков, можно же просто слюной захлебнутся! Взять хотя бы мучные продукты — всякие пироги, кулебяки, шанежки и проч.! Из какой муки они стряпались! Это же была настоящая мука из-под мельничных жерновов!

А у нас что? С рыбьей чешуёй и непонятно откуда взявшейся клейковиной? А овощи! Разве выращенные не на собственном огороде — это овощи? А рис? Я смотрела видео, где китайцы его делали из полиэтилена! А фрукты без единой червоточины? Разве в нынешней колбасе есть мясо, а в молочных продуктах — молоко? А мы, и без того натруженным желудкам, переваривающим всякую лабуду, предлагаем пост из пластиковых помидоров и пестицидной кукурузы? Не уподобляемся ли мы тем монахам, которые гробят своё здоровье, а, может, и жизнь, думая, что этим мы угождаем Богу, продолжая поедать своего ближнего?

Однажды я ездила в Бари к Святителю Николаю. С нами в группе была одна Матушка, настоятельница одного из монастырей. Нас угощали в дорогом ресторане, где подавались гады. Как известно — морские продукты — постная еда. И она прям вожделела над этими свежайшими дарами моря, смаковала, запивая хорошим белым вином /тоже постный продукт/. Но зато грозила пальчиком, когда мы хотели попробовать сыру, который я, кстати, не очень- то и люблю. И вот вам вопрос. В чём же настоящий пост? Понятно, что монахи тоже люди со всеми их человеческими слабостями, и им тоже хочется поесть вкусненького. Но тогда давайте не будем фарисеями!

Помню, я приехала во время поста в Бразилию. А там, как известно, самое лучшее мясо, ибо там самая лучшая экология и луга, где пасётся скот. И вот прихожу я на завтрак, а там… каких только нарезок этого мяса нету! И моё самое любимое — сырокопченое, прозрачное, ароматное…

Я сдержалась. Даже не попробовала. Ах, как я была собой горда! А что я приобрела? И, кстати, вряд ли я когда-нибудь ещё туда поеду…

Раньше, когда я ездила на гастроли и приходила в гостинице на завтрак, в постные дни выбрать было совершенно нечего — безвкусные огурцы с помидорами, хлеб, джем. Это всё, что можно было выбрать. Ну, и какой-нибудь молотковый киви в лучшем случае. Или деревянное яблоко, от которого у меня оскомина. А мне ехать полдня в другой город, там неизвестно чем обедать и вечером давать концерт. Сейчас смотрю на фотографии тех времён и не верю, что я была такой измождённой. ЭТО надо Богу?

Господь сказал: «Дай мне твоё сердце!» Всё! Ему нужно только сердце! Любящее сердце! А как поститься — каждый для себя выберет сам.

Если он деревенский, и у него погреб полон квашеной капустки, которую он вырастил на своём огороде, груздей да рыжиков, соленых огурчиков-помидорчиков да мочёных яблочек из своего сада, где в рядок лежат кабачки с тыквочками, морковочка со свёколкой по мешочку, картошечка-рассыпушечка, варенья-соленья, морозильник забит рыбонькой, выловленной где-нибудь в Дону собственноручно, да вы ещё к тому же и пенсионер — спешить некуда — то вам Сам Бог велел поститься по-монашески.

Ну, а нам, горожанам, бегущим за временем и не успевающим по состоянию здоровья впрыгнуть в последний вагон несущейся со скоростью света жизни, может, стоит отказаться от тех же устриц? Если вы их, конечно, любите так, как люблю их я…

Хотя… ведь это живой белок, и не использовать возможность напитать им свой организм, привыкший к макаронам с тушёнкой, когда тебя угощают — тоже глупо.

И как же нам быть, православные? С постом приятным!


Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *