Семь отроков Ефесских

by on 17.08.2020 » Add the first comment.

17 августа Церковь отмечает день памяти семи отроков Ефесских. Предлагаем вниманию читателей две главы, посвященные святому граду Ефесу и семи отрокам, из книги Александра Трофимова «Икона Божией Матери Одигитрия Ефесская в судьбах России».

Церковь Ефесская в конце I века

Ефесская икона Божией Матери XVI в. Спасо-Евфросиниевский монастырь

Памятниками Церкви Ефесской в каноне Нового Завета являются пять писаний, носящих имя святого апостола Иоанна: Четвертое Евангелие, три послания и Апокалипсис. Если первыми читателями Евангелия от Иоанна были ефесские христиане, мы должны признать, что их духовный уровень был чрезвычайно высок. Ефес в I веке был главным городом провинции Асии. В то же время Ефес стал и центром христианской жизни в Малой Азии. Это ясно даже из словоупотребления апостола Павла. Находясь в Ефесе (1 Кор. 16, 8), он посылает привет от «всех Церквей Асийских» (1 Кор. 19, ср. 2 Кор. 1, 8 и Деян. 19, 10). Церковь Ефесская и называется на первом месте в перечне (Апок. 1, 11), и обращения к семи Церквам (Апок. 2–3) начинаются с обращения к Церкви Ефесской (2, 1–7).

Усиленное внимание апостолов и их преемников к Церкви Ефесской, говорит о ее особом значении. Важность Ефесского центра подтверждается способностью ефесских христиан вместить возвышенное догматическое учение. Эта способность должна быть поставлена в связь с преизобильным излиянием Святаго Духа в первые же годы Ефесской Церкви (ср. Деян. 19, 1–20). Она подтверждается учением Послания к Ефесянам, представляющим, вершину мистического богословия апостола Павла. Возвышенная христология апостола Павла является основанием учения о Святом Духе и учения о Церкви. Это положение Ефесской общины в христианском мире таинственно: не будучи положением иерархического центра, оно, тем не менее, было настолько заметно, что не могло не содействовать росту церковного сознания первых христиан.

Эфес (Сельчук). Церковь святой Богородицы. Алтарь

В Откровении Иоанна Богослова (2, 1-11) Церковь Ефесская похваляется за свои первые дела,– за труды, терпение и противление ложным учителям. Но вместе с тем содержится грозное вразумление Ангелу (предстоятелю) Церкви Ефесской за ее холодность и за то, что она оставила первую любовь свою, и что ее светильник будет сдвинут со своего места, если она не покается. Но эти же апостольские писания свидетельствуют о распространении еретических заблуждений в Ефесе. Ереси были неизбежным следствием центрального положения Ефеса в жизни общекультурной и в жизни церковной. Есть и особая опасность высоты. Чем больше духовный успех человека, тем большим опасностям тонкого обольщения он подвергается. Этих опасностей не избежали и Ефесские христиане. Как и возвышенная христология, Ефесские ереси говорят о том же исключительном значении Ефесского центра.

Это предсказание, по свидетельству многих путешественников, исполнилось с совершенной точностью: от прежнего величия Ефеса и Церкви Ефесской в настоящее время не осталось ни малейших следов. После разрушения города готами в 262 году слова предупреждения в Апокалипсисе исполнились буквально; во всех окрестностях близ обширных развалин не встретишь ни одного христианина, а на месте бывшего храма св. Иоанна Богослова ныне стоит мечеть. Великий светильник начала христианства угас безвозвратно. Однако память о нем хранится в Русской Православной Церкви прежде всего через чудотворный образ Ефесской Божией Матери.

В V–VI веках Ефес был важнейшим городом Византийской империи после Константинополя. При императоре Константине I Великом город был в значительной степени перестроен. К IV веку большинство ефессян стали христианами, и в 401 году храм Артемиды был окончательно разрушен. Камень, из которого он был построен, пошел на строительство других зданий, в том числе собора Святой Софии.

Эфес (Сельчук). Церковь Семи отроков Эфесских

Семь отроков Ефесских

Семь Ефесских отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин, жили III веке. Святой Максимилиан был сыном ефесского градоначальника, остальные шесть юношей – сыновьями других знатных ефесских граждан. Юноши были друзьями с детства, все они состояли на военной службе и были христианами. Когда император Декий (Деций Траян) (249–251 гг.) прибыл в Ефес, он повелел всем гражданам явиться для принесения жертвы языческим божествам; непокорных же ожидали мучения и смерть.История распространения христианства оставила в Ефесе еще одно замечательное свидетельство. Это пещера-памятник христианским мученикам, который называют «Семь спящих отроков».

Император Декий (Деций Траян) (249–251 гг.)

Юноши ушли из города и скрылись в пещере горы Охлон, где проводили время в молитвах, готовясь к мученическому подвигу. Самый младший из них – святой Иамвлих, одеваясь в нищенское рубище, ходил в город и покупал хлеб. В один из таких выходов в город он услышал, что император вернулся, и их ищут, чтобы представить на суд.По доносу искавших расположения императора к ответу были призваны и семь ефесских отроков. Представ перед императором, они исповедали свою веру во Христа. С них немедленно были сняты знаки воинского отличия – военные пояса. Однако Декий отпустил их на свободу, надеясь, что они изменят решение за то время, пока он находится в походе.

Святой Максимилиан воодушевил друзей выйти из пещеры и добровольно явиться на суд. Их приговорили принять смерть в своей пещере – император приказал заложить вход в нее камнями, чтобы отроки умерли от жажды и голода. Два сановника, присутствовавших при закладке входа, были тайными христианами и, чтобы память о мучениках сохранилась, они вложили в кладку ковчежец с двумя оловянными дощечками, где были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти.

Но Господь навел на отроков чудесный сон, продолжавшийся почти два столетия. К тому времени гонения на христиан прекратились, хотя при святом благоверном царе Феодосии Младшем (408–450 гг.) явились еретики, отвергавшие воскресение мертвых во Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Одни из них говорили: «Как может быть воскресение мертвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они уничтожатся?» Другие утверждали: «Только одни души будут иметь воздаяние, так как невозможно телам восстать и ожить после тысячи лет, когда не останется от них и праха». Тогда-то Господь и открыл тайну ожидаемого воскресения мертвых и будущей жизни через Своих семь отроков.

Владелец участка (встречается вариант его имени Adolios), на котором находилась гора Охлон, начал строительство, и его рабочие разобрали вход в пещеру (вариант – чтобы использовать пещеру в качестве загона для скота). В этот момент Господь оживил отроков, и они проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло почти двести лет. Тела их и одежды были совершенно нетленны.

Эфес (Сельчук). Церковь Семи отроков Эфесских

У входа в пещеру епископ вынул из груды камней запечатанный ковчежец и открыл его. Он прочел на оловянных дощечках имена святых отроков и причину их нахождения в пещере. Войдя в пещеру и увидев в ней живых отроков, все возрадовались и поняли, что Господь, через пробуждение их от долгого сна, открывает Церкви тайну воскресения мертвых. Вскоре сам император прибыл в Ефес и беседовал с юношами. После этого святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до всеобщего воскресения.Готовясь принять мучения, друзья поручили Иамвлиху еще раз купить им хлеба в городе для подкрепления сил. Подойдя к городу, юноша поразился, увидев на воротах святой крест – время гонения на христиан уже давно прошло. Расплачиваясь за хлеб, Иамвлих подал торговцу монету императора Декия и был задержан, как скрывший клад старинных монет. Его привели к градоначальнику, у которого в то время находился Ефecский епископ. Священник понял, что Бог открывает через юношу какую-то тайну, и отправился вместе с народом к пещере.

Эфес (Сельчук). Церковь Семи отроков Эфесских. Могилы отроков

Православная церковь совершает память семи отрокам дважды: 4 августа и 22 октября (по юлианскому календарю). По одному преданию, которое вошло в русский Пролог, отроки вторично уснули в этот день; по заметке греческой минеи 1870 года, они в первый раз уснули 4 августа, а пробудились 22 октября. Святые отроки упоминаются и в службе церковного новолетия – 1 сентября.Император хотел каждого из отроков положить в драгоценную раку, но, явившись ему во сне, святые отроки сказали, чтобы тела их были оставлены в пещере на земле. Так было показано, что Господь, через пробуждение их от долгого сна, открывает Церкви тайну воскресения мертвых – чудо их пробуждения способствовало укреплению веры в воскресение плоти.

Изображение семи спящих отроков в России достаточно распространены. В народе они почитались как целители животворящим сном. Их образы были особенно распространены в мелкой пластике, на небольших образках и змеевиках, которые использовались как амулеты от бессоницы. В них встречается особая иконография – семь спящих отроков располагаются вокруг образа Спасителя или свт. Николая. Зачастую Спаситель изображается в небесах, а отроки, лежащие по кругу, внизу. Изображение отроков иногда совмещается и с образом Богоматери.Об отроках упоминает в своем «Хождении» в Святую землю русский игумен Даниил (начало XII века). Посетив Ефес, он записал в своей книге: «И ту есть пещера, идеже лежат телеса семи отрок, иже спали 300 и 60 лет; при Декии цари успоша, а при Феодосии цари явишася». (Сообразуясь с хронологией правления императоров, срок сна подчас сокращают до 193 или 187 лет.)

На территории Древней Руси и современной России было 6 храмов, посвященных святым отрокам Ефесским, два из них не сохранились.Считается, что повествование «Пещера» 18-й суры Корана есть не что иное, как вариант христианского предания о семи спящих отроках, спасенных Господом от преследований за веру. Благодаря восточному происхождению история спящих отроков популярна и в мусульманском мире – ее использует Мухаммед в Коране.

На анонсе: Валерий Шишков. Святые отроки (фрагмент)

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *