«Вы можете не искать дальше. Его сбил я» – как погиб Антуан де Сент-Экзюпери

by on 29.07.2020 » Add the first comment.

31 июля 1944 года над Средиземным морем, недалеко от французского Марселя, погиб в воздушном бою Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери, французский писатель, поэт, философ и профессиональный лётчик

Он «умирал» не однажды. Первая авиакатастрофа произошла в январе 1923 года. Спустя 9 лет он едва не погиб при испытаниях нового гидросамолета. 29 декабря 1935 года, пытаясь поставить рекорд при перелете Париж – Сайгон, потерпел аварию в Ливийской пустыне. Умирающих от жажды пилота и механика спасли бедуины. Еще через три года он потерпел тяжелую аварию при перелете Нью-Йорк – Огненная Земля. По точному плану Экзюпери не летал – рассчитывал лишь на свою интуицию. Провожая его в полет, друзья молились, чтобы рассеянный, так часто витающий в облаках товарищ вернулся целым и невредимым.

И вот настало время последнего задания. Ему недавно исполнилось 44 года. Майор, причисленный к группе разведчиков, имел очевидные «противопоказания» для полетов: больное сердце, неправильно сросшиеся кости, множество травм и переломов.

«Я обязан участвовать в этой войне, – писал он. – Все, что я люблю, – под угрозой. В Провансе, когда горит лес, все, кто не сволочь, хватают ведра и лопаты. Я хочу драться, меня вынуждают к этому любовь и моя внутренняя религия».

Его вылет лежал с Корсиканского аэродрома в направлении родного и так любимого Лиона для аэрофотосъемки.

С задания он не вернулся.

31 июля 1944 года земной полет Сент-Экса – только так называли его близкие друзья – закончился. Он словно исчез: ни тело пилота, ни обломки самолета по горячим следам обнаружить не удалось.

Спустя 54 года после гибели Экзюпери, 7 сентября 1998 года, рыбацкое судно «Горизонт» недалеко от Марселя вышло в Средиземное море. Рыбаки разбирали очередной трал и среди тины заметили сверкающий на солнце браслет. Было высказано предположение, что эта вещь принадлежала Экзюпери, ведь на браслете были выбиты надписи: «Antoine», «Consuelo» (имя его жены) и «c/o Reynal & Hitchcock, 386, 4th Ave. NYC USA» (адрес издательства, в котором выходили книги писателя).

Браслет Экзюпери

Спустя два года ныряльщик Люк Ванрель на 70-метровой глубине обнаружил разбросанные по дну части самолета, которые были подняты только в 2003 году.

На обломке кабины сохранился серийный номер, благодаря чему удалось установить: за штурвалом самолета действительно находился Антуан де Сент-Экзюпери. Ввиду того, что с даты крушения прошло более пятидесяти лет, тело пилота обнаружить не представлялось возможным. Единственная вещь летчика, уцелевшая в этой катастрофе, – тот самый серебряный браслет.

Истребитель P-38 Lightning, на котором летал Сент-Экзюпери

На этом открытия не закончились. Архивные данные позволили исследователям составить список немецких пилотов, осуществлявших вылеты 31 июля 1944 года в районе крушения самолета.

Когда поисковики дозвонились до Хорста Риппера и назвали имя писателя, бывший летчик ответил: «Вы можете не искать дальше. Его сбил я».

31 июля 1944 года Риппер вылетел с немецкого аэродрома. Над морем он обнаружил самолет с французскими опознавательными знаками и принял решение атаковать его. Через пару минут самолет противника рухнул в море.

Вечером того же дня из радиоперехватов переговоров союзников немцы узнали об исчезновении Антуана де Сент-Экзюпери. Риппер понял, кого именно он сбил.

Хорст Риппер

«В годы моей молодости все читали и обожали его книги. Если бы я знал, что это он – я бы не стрелял», – рассказал 88-летний Риппер исследователям.

Сент-Экс очень много писал о связующих нитях, неведомым образом соединяющих совершенно незнакомых людей. В его собственной судьбе нити в очередной раз причудливо сплелись: писателя сбил человек, который благодаря именно его творчеству полюбил небо и стал пилотом.

***

Присутствие Экзюпери на страницах его книг настолько очевидно, что после прочтения остается явственное ощущение диалога. Размышления автора призывают читателя к соработничеству. Становится невозможно молчать, и рождается чудо общения человека давно умершего и человека, соприкасающегося с его мыслями. Время и пространство стираются. Есть только двое беседующих друг с другом.

«…Знаете, есть один образ, – писал Сент-Экс, – мне кажется, он очень вдохновляет. Лодочники курсируют в сплошном тумане, каждый на борту своего суденышка. Каждый затерян в белой пустыне, ничего не видно за двадцать метров, можно поверить, что ты один на свете. Но время от времени кто-то из них окликает: «Эгей!» И другие лодочники отвечают ему тем же. И каждый ободрен и обнадежен живым дружеским присутствием. Нет больше ни тумана, ни одиночества.

Эгей! – летят навстречу друг другу чудесные оклики. Каждому лодочнику принадлежит богатство – эти перекликающиеся возгласы, и когда среди них возникает, доносится откуда-то из глубины тумана новый голос, а значит – там, в тумане, рождается новое чудо человеческого присутствия, – тогда лодочник налегает на весла с сердцем, полным тепла»…

«Быть человеком — это и значит чувствоват­ь, что ты за всё в ответе: сгорать от стыда за нищету, хоть она как будто существует­ и не по твоей вине, гордиться победой, которую одержали товарищи, и знать, что, укладывая камень, помогаешь строить мир».

Людмила Кириллова

(Публикуется в сокращении)

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *