Призвание Апостолов

by on 17.06.2023 » Add the first comment.

Слово на воскресное Евангелие св. праведного Иоанна Кронштадтского в неделю 2-ю по Пятидесятнице.

Мф., 9 зач., IV, 18-23.

Сегодня, возлюбленные братья, читано было за литургией Евангелие о призвании Господом в апостольский сан род­ных братьев — Петра и Андрея и еще родных братьев — Иако­ва и Иоанна, сынов Заведеевых, тоже рыбарей. Затем говорит­ся о хождении Иисуса Христа по Галилейской области, проповедании Евангелия царствия и исцелении всяких болезней и немощей людских.

Призванием Петра и Андрея, Иакова и Иоанна Господь по­ложил в Церкви Своей начало апостольскому званию — зва­нию высокому, небесному, евангельскому, даже выше — сану Христову, ибо апостолы и священнослужители продолжают дело Самого Иисуса Христа Спасителя, т. е. дело спасения людей, дело примирения их с Богом. Побеседуем же ныне для общей нашей пользы о том, почему Иисус Христос призвал к апостольству людей простых и неученых, бедных.

Итак, почему же Господь призвал к апостольскому званию не знатных и сильных или богатых мира сего, не премудрых и ра­зумных, или ученых, а людей низкого состояния, неученых и бедных? Святой апостол Павел, призванный к апостольству из гонителей Церкви Божией и из ученых, объясняет причину, по­чему Господь призвал простых людей к званию апостольскому.

Андрей Рябушкин. Призвание апостола Матфея

Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и не­мощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнат­ное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтоб упразднить значащее; для того чтобы никакая плоть не хва­лилась пред Богом (1 Кор. 1, 27-29). Сам апостол Павел гово­рит о себе, призванном из мудрых мира, что и его Бог послал благовествовать не в премудрости слова, а в простоте, чтобы не упразднить Креста Христова (1 Кор. 1, 17), т. е. силы кре­стных заслуг Христа, Спасителя нашего, которые и без нашей суетной мудрости сильны спасти верующих.

Итак, вот почему Господь призвал апостолов из простых лю­дей, т. е. для того, чтобы всем очевидно было, что христианская вера и спасение, ею подаваемое людям, ее чудесное распростра­нение по земле есть сила Божия, но не дело мудрости и силы человеческой. Это первая причина.

Вторая причина — та, что поелику Господь пришел в мир во плоти нашей уврачевать нашу природу, падшую гордостью и лукавством врага и невоздержанием чрева, то, желая преподать всему человечеству урок простоты, смирения и умерен­ности во всем — и в самом избрании будущих врачей и ловцов человечества, Он избирает их из людей простых и бедных, ог­раничивавшихся только необходимым и нимало не мечтав­ших о себе высоко. Потому же и Сам Он, как Врач недугующего человечества, рождается от бедной Девы и в убогом вер­тепе, и мнимого отца имел бедного, и жил в бедности, не имея где главу приклонить. Это вторая причина.

Третья причина, почему Господь избрал апостолов из просто­го и бедного звания, а не из знатного и богатого, — та, что, как вы и сами все знаете, богатство привязывает к себе сердца челове­ческие и отторгает их от Бога и подает повод ко многим грехам.

Сам Господь говорит: Не можете служить Богу и богатст­ву: удобнее верблюду сквозь игольныя уши пройти, нежели бо­гатому войти в Царство Божие (Мф. 6, 24; 19, 24). Святой апостол Иоанн Богослов говорит: Кто любит мир, в том нет любви Отчей, т. е. к Богу, Отцу нашему Небесному, ибо все, что в мире, — похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1 Ин. 2, 15-16).

Как же бы апостолы, избранные из лю­дей богатых и любящих богатство, могли привести людей к Богу, возжечь в сердцах людских пламенную к Нему любовь, не имея в сердцах своих сами любви к Нему? Вот почему эти апостолы были избраны из бедных людей, т. е. чтобы они для любви Божией могли удобнее порвать связь с миром и с гре­хом и всем сердцем прилепиться к Богу.

Четвертая причина, по которой апостолы избраны из людей бедных и простых, — та, чтобы они удобнее могли принять в свои сердца богатство благодати Божией, которая обильно изливается в сердца смиренные и простые, алчущие и жаждущие оправдания Божия и не вмещается в сердцах гордых и надмен­ных мнимой своей правдой. Не отвергшись узкого самолюбия и стяжаний земных или мнимой мудрости земной, они не мог­ли бы иметь любви к Богу и ко всему человечеству, а без люб­ви они не могли бы быть способными к апостольскому служе­нию, требовавшему горячей любви к человечеству, спасаемому Богом Отцом через Сына в Духе Святом: они должны были войти в дух любви Христовой и быть носителями и раздаятелями другим этого духа — духа правды и святыни, духа кротости и смирения, незлобия и терпения, воздержания и нетления.

Апостольские сердца изобильно приняли благодать Духа Святого в день Пятидесятницы и этой благодатью исполнили весь мир, и она достигла до наших дней и будет изливаться на достойных до скончания века.

Чудесный улов. Джеймс Тиссо

Приметьте из нынешнего Евангелия, как рыбари Петр и Ан­дрей, Иаков и Иоанн поспешно и безвозвратно оставили и до­ма свои, и свое скудное имущество и последовали за Иисусом Христом; как они поступили просто и достолюбезно! Если бы они были богаты, не оставили бы они так просто свои дома и имущество. Один богатый юноша подошел было к Иисусу Христу просить совета для достижения жизни вечной, но, как услышал, что надо имение раздать нищим, ушел прочь со скорбью от Иисуса Христа. Но в апостолах решительное оставление земных и тленных благ было по благодати Божией причиной их пламенной любви к Богу и ближнему и к высокому своему званию и своему делу; оно было их духовным богатством, их силой, славой, их украшением и светом. Кто отлучит нас от любви Божией, — говорит апостол Павел, — скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Ни­что: ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни начала, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь (Рим. 8, 35-39).

Смотрите также:
Последним посланникам

А как они любили ближних! Не по-нашему — да нам и во сне не виделось, что мы любим кого-либо так, как любили апостолы: они готовы были всякий час души свои полагать за людей; за то и их любили люди благочестивые так, что гото­вы были исторгнуть свои очи и отдать им (ср.: Гал. 4, 15). Апостолы ничего не имели, а всем обладали, были как нищие, а многих обогащали благодатью Божией. Серебра и золота нет у меня, — говорит апостол Петр хромому от рождения, — а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея, встань и ходи. И хромой встал и начал ходить и скакать (Деян. 3, 6-8). Вот какая сила у них: они исцеляли всякие болез­ни, воскрешали мертвых, изгоняли бесов, наступали на змию, и на скорпию, и на всю силу вражию (Лк. 10, 19), т. е. бесов­скую, без всякого для себя вреда; могли утешать всякого пе­чального тем утешением, каким сами утешались от Бога. Это ли не сила? А какова их слава? Еще в бренной плоти или вне плоти они были восхищаемы до третьего неба и слышали не­изреченные глаголы (2 Кор. 12, 4)! Еще во плоти их считали за богов, сошедших с неба, и хотели чтить их жертвами и ку­рениями! Все люди иерусалимские величали их (Деян. 5, 13), говорит святой евангелист Лука в Деяниях апостольских об апостолах и первых христианах.

Пятая причина, почему Господь призвал к апостольству людей простых, есть следующая: так как апостолы должны были поучать людей на земле небесному житию, бесстраст­ному, незазорному, святому, в чаянии будущей блаженной жизни, не стареющей вовеки, то и сами должны были пока­зать всем на земле пример бесстрастия и святости, нестяжательности и небесной на земле жизни, чтобы тем удобнее можно было научить верующих примером своей жизни и сво­его бесстрастия. Когда Бог, избравший меня от чрева матери моей, благоволил явить во мне Сына Своего, я не стал совето­ваться с плотию и кровию (Гал. 1, 15-16), т. е. бросил всякое пристрастие житейское.

Шестая причина: святые апостолы, как проповедники ду­ховной свободы во Христе, должны были сами быть облечены в духовную свободу чрез совершенное беспристрастие ко все­му временному, а пристрастившийся к земному не может быть духовно свободен: он раб своих прихотей. Апостолы же были по воле Божией и своему произволению свободны от всякого пристрастия земного; они учили новой во Христе жизни, и сами прежде всех были новой тварыо. Апостолы бы­ли воины Христовы, коим предстояла брань не только с людь­ми или их страстями и беззакониями, но и с царством сатаны, с начальствами и властями и миродержителями тьмы века се­го, с духами злобы поднебесными (Еф. 6, 12). Каковы же долж­ны быть Христовы воины? Они должны быть неуязвимыми духовно от всех сил вражиих, а неуязвимы они могли быть только тогда, когда бы не имели пристрастия ни к чему земно­му, ни к самой жизни своей, ибо враг обыкновенно язвит чрез пристрастия плотские и мирские; не будет в нас этих пристра­стий — и мы неуязвимы по благодати Божией. Таковы и были апостолы и все святые мученики, святители, преподобные, бессребреники, все святые. Они были сильны своим бесприс­трастием, умерщвлением плоти с ее страстями и похотями. Никтоже бо воин бывая обязуется куплями житейскими, да воеводе угоден будет (Евр. 10, 24).

Адская злоба мучителей и ужасные мучения, коим они под­вергали исповедников имени Христова, бессильны были сло­мить их мужество и терпение: они были выше всех страхов и мучений. Вот что значило их беспристрастие к плоти и к миру!

Наконец, седьмая причина — та, что в простых сердцах Бог почивает, а в лукавых Ему нет места.

Будем по силе своей и мы подражать бесстрастию апос­тольскому, чтобы служить Богу чистым сердцем, успевать больше и больше в любви к Богу и ближним, поощряя друг друга к добрым делам (Тим. 2, 4). Аминь.

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *