Война и мир Василия Верещагина

by on 11.03.2018 » Add the first comment.

Третьяковская галерея представляет персональную выставку великого русского баталиста.

Его выставки еще при жизни производили фурор во всем мире, причем зачастую – к неудовольствию высоких военных чинов и властвующих особ, задетых его беспристрастной и неприукрашенной манерой представления военных действий на холсте. Сам Верещагин с гордостью носил орден Святого Георгия за храбрость, проявленную на поле боя, и отказался от всех других наград. Он был последовательным противником войны, считая изображение ее язв делом своей жизни. И погиб художник тоже на войне – при взрыве броненосца «Петропавловск» в Порт-Артуре в 1904 году…

В экспозиции представлено около 500 экспонатов: 180 живописных, 120 графических работ, 97 произведений декоративно-прикладного искусства, архивные документы, фотографии. Помимо картин из коллекции Третьяковки, посетители смогут увидеть работы художника из ведущих российских музеев — Русского, Эрмитажа, Исторического и других. А также редко выставляющиеся произведения из частных коллекций.

Особый интерес представляют собой фото картин, уничтоженных самим автором, его дневники, переписка с близкими и рукописи книг.

Экспозиция — настоящий путеводитель по жизни мастера, военного художника, этнографа, публициста, коллекционера, погружающий в контекст эпохи. Организаторы уверены: здесь каждый посетитель найдет своего Верещагина.

Исследователь-этнограф, он вывел жанр этнографических зарисовок на уровень высокого искусства. Но главным вкладом Верещагина в русскую культуру было кардинальное реформирование батального жанра. Он не только помещает в центр своих картин рядового солдата, настоящего героя войны, но с помощью художественных средств заставляет зрителя воспринимать и оценивать изображаемое с точки зрения «простого» участника событий, значительно расширяет границы реализма…

Как никакой другой русский художник еще при жизни он уже имел международное признание. За 38 лет творческой деятельности состоялось более 70 персональных выставок живописца в Европе и Америке, и лишь треть от этой цифры — в России.

Конец Бородинского сражения. 1899 –1900

Творчество Верещагина, безусловно, имеет просветительскую и гуманистическую направленность. Это размышления о жизни и смерти, о судьбе «маленького» человека, о восприятии чужой боли как своей. Его импульсивная натура не признавала кабинетного покоя – он постоянно стремился к дальним и опасным путешествиям, во время которых получал заряд свежих впечатлений для творчества.

Экспозиция строится в соответствии с сериями, посвященными военным походам и путешествиям художника: Туркестанская (1867–1874), Индийская (1874–1880-е), Балканская (1877–1881), Палестинская (1883–1885), Русская (1888–1894), Японская (1903–1904).

Василий Верещагин. Автопортрет

Центральное полотно в экспозиции – «Апофеоз войны» (1871 г.), включенное художником в так называемую героическую поэму «Варвары» (Туркестанская серия), определяет основную тему в творчестве Верещагина — война и мир. А картина «Торжество Тамерлана» в процессе работы обретает символический и вневременной характер. Это полотно не утратило силы воздействия на зрителя и по сей день, специалисты и публика продолжают открывать в нем все новые смыслы.

Великая армия, ночной привал. 1896-1897

Сегодня ни одна выставка в мире, посвященная темам войны и мира, не обходится без произведений Василия Верещагина, что еще раз свидетельствует об особом значении творчества художника в истории мирового искусства, о важности проблем, которые он поднимал, и о высоком мастерстве их воплощения. Настоящий проект – новый этап в осмыслении художественного и духовного наследия Василия Верещагина.

Панихида. 1890

Мероприятие уже называют очередным выставочным блокбастером. Но в галерее готовы к аншлагу: открыто сразу три входа. «Первый вход будет работать для тех посетителей, которые идут на ближайший сеанс и хотят купить билеты. Второй вход будет специально для тех, у кого уже есть билеты на руках. И третий вход мы делаем для участников программы «Друзья Третьяковской галереи»», — уточняет начальник отдела развития Третьяковской галереи Ольга Драничкина.

Выставка продлится до 15 июля 2018 г.

.

Художник и война

Василий Васильевич Верещагин, гений русской живописи, один из наиболее известных отечественных художников-баталистов, среди почитателей дарования коего были Мусоргский, Тургенев, Гончаров, Гаршин, Стасов, Лист, Сара Бернар и многие другие, ушел из жизни 13 апреля (31 марта по старому стилю) 1904 года. Художник погиб во время Русско-Японской войны при подрыве на мине эскадренного броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура, находясь на котором Верещагин занимался набросками для картин.

«Петропавловск», который японцы выманили на минное поле, быстро затонул, разломившись надвое, поскольку во время взрыва сдетонировал боезапас. Историки рассказывают, что шлюпки, спущенные с русских кораблей, сразу бросились подбирать плававших в воде людей.

Удалось спасти 80 человек, включая командира корабля капитана 1-го ранга Н. М. Яковлева, а также начальника военно-морского отдела штаба командующего флотом на Тихом океане контр-адмирала великого князя Кирилла Владимировича (двоюродного брата императора Николая II; великий князь скончался в 1938 году от болезни ног — следствия ранений, полученных в 1904-м). Но поиски командующего флотом вице-адмирала С. О. Макарова результатов не принесли; он погиб вместе с 10 штабными офицерами, включая начальника штаба контр-адмирала М. П. Моласа, 17 или 18 корабельными офицерами, 620 или 652 матросами (данные о числе погибших в разных источниках отличаются).

В этом трагическом, но и героически-мученическом ряду наравне с русскими воинами и пребывает живописец Василий Верещагин, всей своей творческой судьбой связанный с русской армией и флотом, которые, по меткому слову императора Александра III, являются единственными союзниками России. Склоним голову перед достойной и в каком-то смысле предсказуемой смертью этого замечательного художника и гражданина, участника немалого количества военных кампаний, нередко оказывавшегося в горячих точках с Русской Императорской армией.

Русско-японская война застала Верещагина за работой над начатыми картинами; он все оставил и, по выражению И. Репина, «полетел» на Дальний Восток, чтобы снова участвовать в боях и отразить их в своих произведениях. «Верещагин кистью старался показать людям, что война — самая ужасная, самая нелепая вещь на свете… Он не искал военных наград, он хотел показать людям трагедию и глупость войны, и сам пал ее жертвой. Он пожертвовал своей жизнью ради своего призвания художника…

Статные военные, идеально сшитые и чистые костюмы, изящество, с которым наши герои побеждают врага, иногда сами падают побежденными, но все-таки не теряя изящества, — такой празднично-парадной, героической виделась война художникам до Василия Верещагина.

Нападают врасплох. 1871

В их работах она представала «в виде занятного, приглаженного и розового праздника, какой-то веселой с приключениями потехи, что никому и в голову не приходило, что на самом деле дело выглядит не так. Толстой в своем «Севастополе» и в «Войне и мире» разрушил эти иллюзии, а Верещагин повторил затем в живописи то, что было сделано Толстым в литературе. Естественно, что когда вместо чистоплотных картинок Виллевальде русская публика увидала картины Верещагина, вдруг так просто, цинично разоблачившего войну и показавшего ее грязным, отвратительным, мрачным и колоссальным злодейством, что публика завопила на все лады и принялась всеми силами ненавидеть и любить такого смельчака», — напишет позднее Александр Бенуа.

Да, Верещагин в своих работах показал, что война — это смерть, причем далеко не всегда прекрасно-героическая, «выдержанная в духе классицизма», а чаще всего страшная и отвратительная. И сопоставить его художественную мысль можно даже не с произведениями Льва Толстого, а с романом «Огонь» Анри Барбюса, который появится в 1916 году, спустя восемь лет после гибели Верещагина и расскажет о другой войне, еще более ужасной. А ведь русский художник задолго до ужасов Первой мировой прочувствовал суть войны и понял, что здесь все может развиваться лишь в сторону еще более масштабной катастрофы.

Победители. 1878-1879

 Гардемарин, не ставший профессором

Василию Верещагину, появившемуся на свет 26 октября 1842 года в городе Череповце, родители прочили военную карьеру. А потому девятилетним мальчиком определили в Морской кадетский корпус, который он окончил в 1860 году. И в этом же году, прослужив примерно около месяца, Верещагин, к неудовольствию тех, кто желал ему успешной карьеры во флоте, вышел в отставку и отправился получать знания в Академию художеств, в класс исторической живописи. Чтобы через несколько лет ее (Академию) оставить, не окончив курса, но успев получить малую серебряную медаль.

В 1864 году Василий Верещагин отправляется в Париж, чтобы вновь учиться мастерству художника. Теперь — в Академии изящных искусств, в мастерской Жерома. «Верещагин считал, что художнику нужны знания, получения мастерства, а не формальный диплом, и незачем его дожидаться, — рассказывает Лидия Иовлева, заместитель генерального директора Третьяковской галереи по научной работе. — Правда, в оставленной им петербургской Академии художеств Верещагин в 1874 году, уже будучи известным, получил звание профессора, от которого публично отказался. Поскольку утверждал, что все чины и отличия в искусстве ничего не значат и даже вредны».

В Иерусалиме. Царские гробницы. 1884-1885

Оборона Самарканда

Да, Верещагин отвергал звания и награды. Но одну — принял: орден Святого Георгия 4-й степени. За оборону Самаркандской крепости. В Среднюю Азию Василий Васильевич поехал в качестве художника по приглашению своих многочисленных знакомых. Для этого, как пишут биографы, в 1867 году он определился на военную службу в чине прапорщика в распоряжение генерала Константина Кауфмана. Он наблюдал войну и делал многочисленные этюды. Ему были интересны и человеческие типы, и пейзаж, и элементы местного быта. Одновременно он выступал и как художник, и как корреспондент, кропотливо фиксирующий элементы окружающей жизни. «Он весь был полон собой, своим прошлым и настоящим. Хотя и был он с головы до ног художник, но он был в то же время этнограф, военный корреспондент и прочее», — напишет позднее Михаил Нестеров.

Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой. 1890

Неслучайно Нестеров называет Верещагина и этнографом. В его набросках, этюдах, картинах можно увидеть и почувствовать все особенности, неповторимый колорит тех мест, тех стран, в которых побывал художник в течение своей жизни. Освещенная солнцем, пыльная дорога в Алатау, закутанная в черное одеяние узбекская женщина, бухарский солдат в красном халате, еврейские бородатые старцы, индийский факир, буддийский монастырь, изящные японки, — все это, с одной стороны, подробно показывало тогдашним зрителям, «как у них, в дальних странах…», а с другой — поражало яркостью и живостью красок…

Сам по себе

Позднее этюды, наброски, сделанные в Средней Азии, станут основой картин его знаменитой «Туркестанской серии».

Апофеоз войны. 1891. Эту картину художник посвятил и полководцам будущего…

«Манифестом “Туркестанской серии” можно назвать картину «Апофеоз войны», — говорит Лидия Иовлева. — Наблюдая за войной глазами очевидца, художник пришел к выводу, что это — варварство. Что приносит война? Разоренный город, сожженный сад, пирамида из человеческих черепов. На раме картины — посвящение: «Посвящается всем великим завоевателям прошедшего, настоящего и будущего».

У Верещагина, как человека второй половины XIX века, была сильна тяга к нравоучению. Ему было важно, чтобы в его картинах присутствовала лишь правда, которой он был свидетелем, чтобы ее населяли реальные люди. Он, как и другие представители своего времени, верил в науку, в прогресс. Ему нужна была точность в отображении действительности.

Письмо на родину (Письмо к матери). 1901

Однако при всем своем позитивизме художник все-таки оставался немного романтиком, поскольку верил, что своим искусством может изменить мир».

Идеи творчества Верещагина, его художественный метод — все это было созвучно тому, что делали художники, входившие в Товарищество передвижных художественных выставок. Однако он стоял особняком от передвижников. В том числе и потому, что просто не мог на их выставках разместить много своих картин. А показывать публике одну-две он считал бессмысленным делом. «Он мыслил свое искусство серийно, — говорит Лидия Иовлева, — и хотел, чтобы та или иная серия картин показывалась целиком. Это была его концепция, говоря сегодняшним языком. Его идею должна была выразить не одна какая-то картина, а именно вся серия. Это понял Третьяков и приобрел сразу всю “Туркестанскую серию”».

«Самой громкой славой среди представителей “реалистического” и “обличительного” направления пользовался художник, стоявший совсем в стороне от всех кружков и партий, никогда не участвовавший на передвижных выставках, отказавшийся от каких-либо связей с художественным миром и шедший вполне самостоятельным путем, — писал Александр Бенуа. — То был Василий Верещагин — самое одно время популярное во всем русском искусстве лицо — не только в России, но во всем мире, заставившее волноваться и горячиться до одурения не только Петербург и Москву, но и Берлин, Париж, Лондон и Америку».

Война не простила Верещагину его пацифизма. 31 марта 1904 года, под Порт-Артуром, в ходе русско-японской войны он погиб на подорвавшемся на мине броненосце «Петропавловск»…

Позитивист, во многом сын своего времени, Верещагин в своем творчестве переступил за рамки того самого «обличительного» пафоса. Как всякое настоящее искусство, оно остается значимым, несмотря на меняющееся время. Хотя, если вдуматься, меняется далеко не все: недаром же «Апофеоз войны» художник посвятил и полководцам будущего…

Торжествуют…  

Благодарим издательство «Белый Город» за предоставленные материалы

ГОЛОВКО Оксана

ФОМА

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *