Невероятные приключения ёлки в России

by on 25.12.2017 » Add the first comment.

image-39996-_sovetskie_novogodnie_otkryitki

Без чего новогодний праздник – не праздник? Конечно же, без разукрашенной ёлки. Интересно, что этот обычай придумали вовсе не наши далекие пращуры, как думают многие, хотя ёлок у нас – пруд пруди.

Ученые говорят о том, что обычаю украшать вечнозеленое деревце уже более двух тысяч лет. Своими корнями, так сказать, он уходит в языческую мифологию и культуру кельтов, японцев, тибетцев… К примеру, кельты считали, что ель – священное дерево, в ветвях которого обитает добрый дух лесов; она олицетворяла бессмертие и вечную молодость, смелость и верность из-за своей вечнозелености. Аналогичные по смыслу верования были и у восточных народов.

По мнению ученых, новый год человечество стало отмечать еще на заре цивилизации – пять тысяч лет назад. Этот обычай зародился в древней Месопотамии, где каждую весну улицы городов наполнялись шумными шествиями, карнавалами и маскарадами в честь верховного бога Мардука.

У вавилонян эту праздничную традицию переняли греки, затем она перешла к римлянам…

Первые наряженные ёлки появились в XVI веке на территории современной Франции. Как писал летописец, «на Рождество здесь устанавливают в домах елки, а на их ветви навешивают розы из цветной бумаги, яблоки, печенье, кусочки сахара и мишуру». Этот приятный обычай скоро перешел к соседям-немцам, а затем распространился и по всей Европе. Около 200 лет назад пышных красавиц стали уже регулярно устанавливать в королевских и царских дворцах Франции, Германии, Англии, Норвегии, Дании и России.

Во второй половине 20-х годов прошлого века в советских газетах считалось хорошим тоном под Новый год печатать стихи и статьи, призывающие не праздновать Рождество и Новый год. В качестве альтернативы буржуазной ёлке предлагался здоровый поход с детьми на горку или лыжная прогулка в лес…

1929elka«Скоро будет рождество,
Праздник мерзкий, буржуазный
Связан испокон веков
С ним обычай безобразный

В лес придет капиталист
Косный, полный предрассудков
Срубит ёлку топором
И отпустит злую шутку».

Нужно сказать, что Новому году вообще как-то не очень везло на русской земле. Впервые Новый год первого января решил отмечать Петр I. 20 декабря 1699 года царь издает указ, в котором призывает вместе с Европой вести летоисчисление от Рождества Христова, а не от сотворения мира, и отмечать новолетие «по примеру всех христианских народов» не 1 сентября, а 1 января.

5194124d7c33d3761edca378e390af9b3fbab61b

Петр I повелел украсить общественные здания и дома хвойными деревьями или хотя бы ветками снаружи. Это нововведение было принято не слишком охотно, и почти до середины XIX века украшали на Новый год здания ёлками лишь кабаки. Деревья эти стояли круглый год, и только через 365 дней на место одних ёлок приходили другие. Со временем дерево представляло собой торчащие во все стороны деревянные ветки, откуда и пошло выражение ёлки-палки. Именно по ёлке можно было в темноте понять, где дадут выпить, закусить и где можно пропить последний крест… В результате народ стал звать питейные заведения «ёлками», а русский язык обогатился ёлочными фразеологизмами, обозначающими процесс и результат выпивания.

Ёлка (т. е. кабак) лучше метлы дом подметёт. 

Так продолжалось до 40-х годов XIX века, когда рождественская ель за 10 лет завоевала Москву и Петербург, а затем и остальную Россию.

0_7f75e_a3b5fc91_xxl

Алексей Чернышев. Рождественская ёлка в Аничковом дворце

0_776c2_66f4c145_xl

Постепенно менялись традиции празднования Рождества: во второй половине XIX века дети в конце праздника разрушали ёлку, а до начала празднования хвойное дерево украшали втайне от ребят, не давая им возможности увидеть главный праздничный атрибут. Постепенно ель становилась больше, переместилась в центр комнаты, и появился обычай водить вокруг нее хороводы и не разламывать её после праздника.

10888529_730792550361324_7527814585054640940_n

Судьба елки была непростой и до октябрьского переворота: ревнители старины называли ее «неуклюжей, немецкой и неостроумной выдумкой», а Церковь считала ее иноземным и языческим обычаем. В начале ХХ века против обычая украшать в домах хвойные деревья выступили и защитники природы, среди которых был и Антон Павлович Чехов, писавший, что «русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи». Впрочем, большинство горожан приняло новый способ празднования Рождества, приносивший столько радости детям.

0_290db_ab1c125_xl

Генрих Матвеевич Манизер. Ёлочный торг

Лишь крестьяне долгое время смотрели на обычай украшать ёлки как на чужой праздник или способ заработать: под Рождество цены на срубленные деревья и елочные игрушки взлетали до небес, и бедные люди не могли себе позволить такой праздник.

2df47b0332В начале прошлого столетия крестьяне постепенно стали ездить в город на заработки, продавая елки. Традиция эта не прекратилась даже в начале 1920-х годов, когда большевики еще не боролись с елью, но люди жили так тяжело, что никто не покупал срубленные деревья, и мужики уезжали в деревню, практически ничего не заработав. Корней Чуковский в своем дневнике рассказывает, каких трудов стоило детям устроить рождественский праздник в 1920 году: «Поразительную вещь устроили дети, оказывается, они в течение месяца копили кусочки хлеба, которые давали им в гимназии, сушили их — и вот, изготовив белые фунтики с наклеенными картинками, набили эти фунтики сухарями и разложили их под ёлкой — как подарки родителям! Дети, которые готовят к Рождеству сюрприз для отца и матери. Не хватает ещё, чтобы они убедили нас, что всё это дело Санта-Клауса! В следующем году выставлю у кровати чулок!».

christmas_tree

“Ёлка — ловушка для простаков”. Карикатура анонимного художника из книги Н. Амосова «Против рождественской ёлки». М., 1930 г.

Примерно в это же время на обычай украшать хвойное дерево обратила внимание и новая власть. Все началось с перехода на новый стиль, в результате чего Рождество, отмечаемое Церковью по старому стилю, оказалось после Нового года. В результате в стране тут же появились люди, отказывающиеся праздновать «большевистское» новолетие, и в России стали отмечать Старый Новый год 14 января. Несмотря на то, что переход России с юлианского на григорианский календарь предлагался и в XIX и в начале ХХ века, на эту реформу решились только в 1918 году. Церковь осталась верна старому стилю, а потому у верующих до сих пор возникают сложности с празднованием Нового года.

В 1922 году большевики попытались использовать ёлочку в своих целях, и на несколько лет появились комсомольские елки и комсомольское рождество, которые представляли собой смесь грубых кощунств с попыткой театрализованного антиклерикального «просвещения» народа. Эта затея была не слишком удачной, и в 1924 году в газетах стали появляться антиёлочные стихи и статьи, в которых говорилось о том, что ёлка — это религиозный пережиток, позволяющий попам и буржуям влиять на детские головы. Окончательно празднование Рождества и Нового года запретили в 1929 году: Рождество стало рабочим днем, а по улицам ходили комсомольцы и смотрели, чтобы никто в домах не наряжал ёлочку, не светились бы в окнах новогодние огни. До 1935 года ёлка в домах была опасным предметом, и праздники справляли тайно.

5eb73a0571b670002e031eb237961418067339

28 декабря 1935 года в газете «Правда» появилась небольшая заметка, подписанная кандидатом в члены политбюро ЦК ВКП(б) П. П. Постышевым: «Давайте организуем к новому году детям хорошую ёлку!».

2413055-r3l8t8d-650-01

Этот призыв обозначал реабилитацию зеленой красавицы, и новогодняя елка стала стремительно завоевывать сердца взрослых и детей, превратив Новый год в главный семейный праздник: в конце 40-х годов 1 января объявляется выходным, появляются кремлевские ёлки для детей, и почти в каждой семье в конце декабря появляются украшенные деревца. Но приключения елочки на этом не окончены.

В конце прошлого — в начале нового тысячелетия с ёлкой и Новым годом стали бороться отдельные представители Церкви. Теперь некоторые считают ёлку безбожной советской традицией, которая мешает православным достойно встретить Рождество, поскольку страна на неделю погружается в беспробудное пьянство. Конечно, в России и СССР на Новый год всегда пили, милицейские протоколы советского периода рассказывают о том, как рабочие напивались 31 числа на службе и выкидывали из окон бюсты Ленина и Сталина.

n-19

Но не все в нашей стране так плохо: значительное число людей любят этот праздник за возможность посидеть с близкими за хорошим столом у нарядно украшенной ёлки и сказать им те слова, на которые, быть может, не хватало времени целый год, некоторые при этом даже ходят на новогодний молебен. За свою трехсотлетнюю историю в России ёлка и Новый год доказали свое право на существование.

Андрей Зайцев

Источник


Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *