Протоиерей Димитрий Климов: Что такое настоящий патриотизм? (+ВИДЕО)

by on 25.11.2016 » Add the first comment.

img-47-2-600x400

Протоиерей Димитрий Климов, настоятель кафедрального собора Святителя Николая Чудотворца (Калач-на-Дону, Волгоградская область) был, как всегда, честен и даже прямолинеен. Предлагаем Вашему вниманию первую часть беседы.

Кто такой настоящий патриот

– Отец Димитрий, где провести границу между настоящим патриотизмом и между патриотизмом вербальным, нужным для манипулирования обществом? Как вы сами видите, что такое настоящий патриотизм, или сейчас вообще не имеет смысла как-то про него особо говорить?

– Грань эта, наверное, такая же, как между настоящим искусством и кичем, попсой. Какая разница между Филиппом Киркоровым и Моцартом? Для кого-то – никакой разницы, для кого-то она очевидна. Ее сложно объяснить человеку, который не понимает, не умеет слышать.

Но дело в том, что власть пользуется этими механизмами для того, чтобы сплотить народ. Это, с одной стороны, естественно. Чем еще пользоваться? Другое дело, чтобы интересы власти совпадали с интересом народа. Это самая главная задача и самая главная, наверное, проблема. Потому что в какие-то моменты интересы даже безбожной власти совпадали с интересами народа, и без патриотизма было не обойтись: в начале Великой Отечественной войны, например.

Здесь можно рассуждать, хорошо это или плохо, но это то, что объективно происходит и что контролировать невозможно.

img-15-2-600x400

Вопрос, как учить настоящему патриотизму. Не показному, не тому, что проповедуется в качестве попсы.

Здесь дело в направленности вектора. Сейчас вектор нашего патриотизма направлен вовне, мы патриоты, потому что не любим кого-то, отрицательно относимся к каким-то другим народам, другим государствам.

Я считаю, что настоящий патриотизм – не когда ты ненавидишь кого-то, а когда ты по-настоящему любишь свою страну, свою родину.

Как эту любовь ты можешь проявить? Что ты можешь сделать для того, чтобы твоя страна стала лучше, счастливее, светлее, более процветающей во всех смыслах – и в экономическом, и в духовном, и в нравственном, и в моральном? Здесь для меня критерий четкий: если ты приносишь реальную пользу людям, которые вокруг тебя, тогда ты патриот, тогда ты по-настоящему приносишь пользу своей стране, ты ее любишь. Любовь, она же проявляется не в словах, а в делах.

img-30-2-600x400

Видеть в человеке образ Божий или хотя бы просто уважать

У нас в городе гораздо меньше людей ходит по улицам, чем в Москве. Когда ты смотришь на этот человеческий поток, есть риск, что начнешь воспринимать его не как состоящий из отдельных людей, а как неодушевленную массу. Тогда очень легко относиться к людям негативно, считать, что ты один прав, что ты один знаешь что-то такое, чего вся эта серая масса остальная не знает, понимаете? Но когда ты все-таки задумаешься над тем, что каждый человек – это не просто масса…

Я даже не беру сейчас рассуждения духовно-религиозного порядка о том, что каждый человек – образ Божий и так далее.

Речь о гораздо более простом: человек – это не безликий пешеход, а, например, врач, который кого-то сейчас лечил, кому-то жизнь спасал, учитель, отдававший свои силы детям, сталевар, который стоял у мартена весь день и сейчас идет домой.

По всем каналам, во всех средствах массовой информации все время говорится о том, как тяжело быть артистом, как тяжело быть певцом – у них столько проблем. А сталеварам у мартена, получается, легко: постоял, о своем подумал, лопатой чего-то поделал? Да нет же, это очень тяжело, это очень важная, на самом деле, профессия.

Так что если ты не научился человека воспринимать как образ Божий, то хотя бы научись уважать его как функцию.

Не с точки зрения винтика в каком-то механизме, а так, что если ты сейчас упадешь, сломаешь ногу, тебя привезут в травмпункт, и конкретный хирург будет тебе накладывать гипс, спасать тебя. Если будут грабить в подворотне, милиция будет защищать. И так далее.

img-13-1-600x400

Про любовь и попытку друг другу улыбнуться

Так что я считаю, когда люди учатся друг друга любить – это тоже патриотизм. Любовь же с чего-то начинается. Если мы не только про романтическую любовь говорим, а именно про любовь как христианскую добродетель.

Апостол сказал, что любовь – совокупность совершенств. То есть нужно постепенно приобретать все эти совершенства. А потом из этих сегментов сложится общая добродетель любви. Когда ты научишься уважать, научишься быть доброжелательным, быть жертвенным по отношению к другому человеку. А потом, глядишь, все пазлы собрались, и она, эта любовь, и есть.

Здесь не годится психология инквизитора: мы его на костре сожжем, но душу его спасем.

Патриотизм, в том числе, – когда люди учатся друг друга любить, как бы это ни было сложно. А это сложно, трудно. Начать можно с доброжелательности, с уважения.

Просто удивительно, как наша атмосфера действует на людей. С одной стороны, люди атмосферу созидают, с другой стороны, люди сами в эту атмосферу попадают, и становятся какими-то другими. У нас холодные зимы, тяжелый климат, так будьте ближе друг к другу, грейте друг друга душевным теплом. И из этих мелочей многое складывается. Если б мы научились просто улыбаться друг другу, просто хотя бы делать вид, что рады друг другу, жить стало бы гораздо легче.

img-24-1-600x400

Какой у нас самый главный грех

Не хочу опять вновь приводить ту статистику, о которой я сказал в своей проповеди на казачьем круге, статистику, которая убивает, статистику абортов, разводов, пьянства.

Хочешь принести пользу своей стране, так приноси: брось пить, не делай аборты, не разводись с супругой. Вот патриотизм и будет в этом проявляться. Это же настолько очевидно, настолько понятно.

У нас сейчас самый главный критерий оценки – патриот ты или не патриот, это отношение к гомосексуализму. Особенно к гомосексуализму Европе. Я думал об этом и мне пришла в голову мысль о том, что гомосексуалом мы критикуем с каких-то странных позиций. Потому, что если бы мы критиковали его с точки зрения христианства, то эта критика была бы основана на словах апостола Павла, который говорит: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют». (1 Кор. 6:9-10)

И тут мужеложство стоит отнюдь не на первом месте. И если бы мы критиковали с точки зрения христианства, то мы бы не к отдельному этому греху бы были внимательны, а обратили бы внимание на все грехи, которые апостол Павел перечисляет. И мы бы обращали внимание и на измены, и на блуд, и на воровство, и на пьянство. А у нас вот почему-то выделили из всего этого списка только гомосексуалом. А ведь у нас то особой такой проблемы даже в обществе нет, ведь  разводы происходят не потому, что наши мужчины уходят от своих жен к мужчине, а они уходят от своих жен к другим женщинам, которые им кажутся лучше, моложе, красивей и так далее. И мне подумалось, что логика наша в критике этого греха – отнюдь не христианская, а логика криминальной этики, в котором быть гомосексуалом – это синоним униженности, самой низшей касты человеческого общества.

А на мир лучше смотреть, все-таки, с точки зрения христианства. И внимательно перечитывать слова апостола Павла.

Подготовила Оксана Головко

Фото: Ефим Эрихман

Видео: Дмитрий Островский

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *