Путешествие в Царство Божие, или чего мы не знаем о Литургии

by on 12.01.2016 » Add the first comment.

getImage

Литургию надо не просто «выстоять», главное — надо быть готовым принести себя в жертву Богу, прежде чем принять Его Святые Дары. Об этом фильм сербских кинематографистов.

Документальный сериал «Литургия», созданный при участии Сербской православной церкви, рассказывает о главном христианском богослужении. Текст к фильму написан епископом Иоанном (Пуричем). В течение девяти получасовых серий он озвучивается на фоне прекрасного видеоряда, показывающего храмы Сербии и Черногории, священнослужителей, прихожан, работу иконописцев.

О Литургии владыка Иоанн рассказывает как о путешествии в некое вечное измерение, в пространство и время, где мир небесный и земной сливаются воедино и воссоединяются с Богом. Сериал же играет роль путеводителя, объясняющего детали и слагаемые этого путешествия.

Сквозь пространство и время

Используя различные художественные средства, авторы фильма стремятся донести до зрителя основные идеи, касающиеся смысла литургии.

К Евхаристии христианина приводит убеждение, что ему абсолютно необходимо лично участвовать в самопожертвовании Христа

Литургия восстанавливает прерванное единство человека с Богом в вечности. Во время Евхаристии Христос присутствует среди нас, а силы небесные с нами (людьми) Ему невидимо служат. Церковь земная и Церковь небесная мистически объединяются.

Фильм разъясняет этапы вхождения верующих в Царство Божие во время литургии. Он напоминает, что христиане — странники, которые живут на земле, но их настоящая родина — небо. И литургия — это таинство, во время которого, говоря словами о. Александра Шмемана, верующие оказываются «вне времени и мира, в непостижимом присутствии Бога». Единственная цель литургии — объединение всех и вся в любви Божией.

0HV_9583

Епископ Нишский Иоанн (Пурич)

Что значит – участвовать в литургии?

Участвуя в литургии, христиане могут стать причастными к великой жертве Христа. «К Евхаристии христианина приводит убеждение, что ему абсолютно необходимо лично участвовать в самопожертвовании Христа, — поясняется в фильме. — И эта необходимость сильнее инстинкта самосохранения».

Участвовать в жертве Христовой – значит стараться делать так, как заповедал Он: прощать друзей и врагов в меру сил своих, честно оценивать себя, не преувеличивая свои заслуги, жалеть людей, а не осуждать их, стараться делать для них что-то доброе — словом, делом, взглядом, терпением – как получится.

Если человек к этому не готов, то литургия теряет для него свой сокровенный смысл. Ведь участвуя в Евхаристии, верующие приносят Богу самих себя, принимая в ответ его Тело и Кровь. Для этого требуется преодолеть собственные слабости, очистить душу и тело. Однако, если душа стремится к Господу, то сами прилагаемые усилия, как писал святой Григорий Нисский, укрепляют ее и помогают достичь цели, — отмечают авторы фильма.

Новая пища для новой жизни

Каждая литургия является воспоминанием о жизни Христа.

Причастие — это кульминация литургии. Таинство Причащения установлено самим Христом на Тайной вечере. Подобно тому, как обычная еда превращается в человеке в тело и кровь, питая и поддерживая его жизнь, Тело и Кровь Христа являются пищей для новой жизни, жизни духа.

img-2016-01-10-09-54-37

Тайная вечеря, фреска; 14 век, Сербия, монастырь Грачаница

«Питаясь мертвыми животными и растениями, мы питаемся смертью. Христос предложил людям свое живое Тело, вводя людей в свое вечное царство», — напоминают авторы фильма. С этим связан обычай приносить к литургии вино, масло, муку для просфор, — то есть часть нашей еды и питья, от которых зависит наша физическая жизнь. Но взамен мы получаем от Господа небесную пищу и питье.

Подготовка к литургии

Безусловно, к литургии надо готовиться. «Надо вести себя так, чтобы Бог мог обитать в нас, чтобы мы могли быть Его храмом», — подчеркивается в фильме. Как готовиться – Христос рассказал в своей Нагорной проповеди в Евангелии. В  третьей серии «Литургии» разъясняется значение таких выражений Нагорной проповеди, как «нищие духом», «чистые сердцем» и т. д. Например, нищий духом — это тот, кто ясно осознает, что духовные достижения человека — не его заслуга, а дар от Бога.

Подобно тому, как обычная еда превращается в человеке в тело и кровь, питая и поддерживая его жизнь, Тело и Кровь Христа являются пищей для новой жизни, жизни духа

Однако, несмотря на то, что только Господь может сделать человека достойным причастия, каждый верующий должен искренне испытать свою совесть и покаяться в грехах, — напоминают авторы фильма.

img-2016-01-10-20-17-25

Божественная Литургия, ангелы; фрагмент фрески 16 века , Афон, монастырь Дионисиат

Символика невидимой реальности

Пытаясь передать глубокое значение литургии, авторы фильма используют яркие образы, например, храма-корабля, в котором верующие спасаются от зла и смерти.  Наверное, иначе и невозможно было бы донести до зрителя все смыслы богослужения.

Цитаты из произведений Отцов церкви  (Василия Великого, Иоанна Златоуста, Иоанна Дамаскина) и других православных мыслителей помогают объяснить детали, из которых на протяжении веков был построен «корабль» литургии.

В фильме подробно рассказывается о значении предметов церковного убранства, облачения священнослужителей, света в храме. Поясняется и смысл и происхождение отдельных восклицаний в ходе богослужения. Зритель узнает о том, когда возникли и что означают такие привычные слова, как «аминь», «Господи помилуй», «благословенно Царство» и т.п.

Авторы фильма говорят о смысле чтения Апостола и Евангелия во время литургии, подготавливающего верующих к таинству. И о молитвах ектений, выражающих единство верующих и их заботу друг о друге. «Важно понять, что в церковь приходят не ради индивидуальной, личной молитвы, а для того, чтобы приобщиться к молитве самого Христа», — отмечается в фильме.

«Символика церкви — это символика присутствия невидимой и нематериальной реальности в видимом и материальном», — говорится в фильме. Любое действие литургии — это преображенное обыденное действие, символически раскрывающее черты  другой реальности. Например, целование священнослужителей в алтаре перед Евхаристическим каноном выражает необходимость примирения между христианами перед причастием.

Разъясняются и другие литургические действия. Так, каждение священнослужителя означает принятие верующих и их молитв  Господом. А когда во время Малого входа с Евангелием священник через Царские врата входит в алтарь, он ведет народ из земного мира в измерение Царства Божия, — говорится в фильме.

ostrog-monastery-4ffec3f6da087

Монастыре Острог, Черногория

Литургия не заканчивается с богослужением

Съемки «Литургии» происходили в монастыре Острог Сербской православной церкви, расположенном в Черногории, и в храме Саввы Сербского в Белграде. Однако атмосфера в столичном храме и в монастыре, высеченном в скале, одинаково торжественна, а лица верующих одинаково одухотворены.

Авторы фильма стремятся показать, что и временных границ между участниками богослужения разных эпох не существует. Ощущение вечности достигается за счет необычного спецэффекта, когда лица христиан, находящихся в храме, трансформируются в лики на древних фресках. А потрескавшиеся образы на стенах и старинных иконах оживают на наших глазах, и участники литургии, отслуженной много веков назад, оказываются среди нас.

12de665922f16d31afc45d6689f29674_i-8

Храм Саввы Сербского в Белграде

Фрагменты фильма, позволяющие наблюдать за работой иконописцев, представляются еще одной метафорой. Подобно тому, как отдельные штрихи, оставляемые на поверхности доски, помогают проявиться лику, так же в ходе литургии отдельные символические действия воссоздают Царство Небесное, существовавшее всегда.

Но, несмотря на свой вневременной характер, литургия не оставалась неизменной на протяжении истории. Фильм рассказывает, какие изменения вносились в порядок богослужения, и с какими историческими реалиями это было связано.

Авторы говорят и о первохристианских временах, и о тех людях, которые ходили на литургию во времена гонений на христиан. Они были очень похожи на нас, с такими же заботами: мелкий торговец времен Римской империи мало чем отличался от продавца одной из торговых сетей в наши дни. Однако христианское богослужение тогда считалось преступлением, и участие в нем могло повлечь за собой смерть. Но даже в таких условиях верующие стремились регулярно причащаться.

Одна из главных идей авторов фильма в том, что сверхъестественная реальность Евхаристии не заканчивается с богослужением. И вне храма христианин помнит, что он тот, к кому пришел Христос. А значит — литургия может стать постоянным вхождением в радость, нужно лишь постараться, чтобы мирская суета эту радость не заглушила.

КАЙШАУРИ Нина

Фильм «Литургия»

 

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *