Главное — оказаться на стороне, которую Христос признает своей

by on 14.11.2022 » Add the first comment.

15 ноября — день памяти Патриарха Сербского Павла.

Мы не выбираем ни страну, где родимся, ни народ, в котором родимся, ни время, в котором родимся, но выбираем одно: быть людьми или нелюдями...

Чем ближе мы к концу света, – а к нему мы приближаемся с каждым днем, – тем труднее нам будет. Когда придет конец, Христос нам не сказал, потому что это не принесло бы нам пользы. Для нас знание о времени конца света не важно, – важно всегда быть готовыми, чтобы, даже если это случится сейчас, в эту минуту, оказаться на стороне, которую Иисус Христос признает своей…

Патриарх Сербский Павел (1914–2009).

Смотрите также:
Непонятый Патриарх

Святейший Патриарх Павел — это явление, уникальное для нашего времени. Конечно, бессмысленно пытаться делать его опыт планкой для других патриархов, точно так же, как, например, опыт святого Филарета Милостивого или святого Алексия, Человека Божия делать планкой для большинства современных мирян. Можно просто порадоваться, что при нашей жизни был такой человек в Православной Церкви.

Святейший Патриарх Сербский Павел (Стойчевич) родился на праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя, 11 сентября 1914 года, в селе Кучанцы в Славонии (нынешняя Хорватия). В святом крещении в местном сербском храме апостолов Петра и Павла (в 1991 году разрушенном вооруженными силами Хорватии) был наречен именем Гойко.

Благое слово патриарха Павла созвучно одному из самых тяжелых периодов в истории сербского народа, времени на рубеже второго и третьего тысячелетий. Потому оно и останется в памяти как время патриарха Павла.

Никто тогда не произносил слов более точных и более соответствующих обстоятельствам, чем патриарх Сербский Павел. Всегда и везде, при всяком удобном случае, говорил он по меркам Неба. «По правде Бога истинного», как говорится в сербской народной песне. Как он думал, так и говорил. Как говорил, так и делал. Жизнью своей свидетельствовал слово, которое говорил людям. Слово Божье. Делал он так потому, что Евангелие принял как программу своей жизни.

Святейший Патриарх Сербский Павел умер в воскресенье 15 ноября 2009-го года в Белграде, в 10 часов 45 минут после причастия Святых Христовых Тайн.

Патриарх Сербский Павел: Быть человеком и среди нелюдей 

Его Святейшество архиепископ Печский, митрополит Белградский и Карловацкий и патриарх Сербский Павел часто, особенно перед Рождеством и Пасхой, бывал буквально засыпан просьбами об интервью со стороны местных и иностранных средств массовой информации. Ибо слова главы Сербской Православной Церкви не только вызывали огромный отклик, но и задавали некий особый, торжественный тон. Большое количество письменных просьб такого рода поступило по поводу 2000-летия христианства и вступления в новый век и в новое тысячелетие.

Интервью было опубликовано в рождественском номере за 2000 год сербского еженедельника НИН

– 2000 лет со дня Рождества Господа нашего Иису­са Христа – где мы и каковы мы сейчас как люди, насколько мы далеки от христианского первоисточника?

– 2000 лет, конечно, огромный период. Однако, по слову Христову, чем дальше будем мы приближаться к концу света, а к нему мы движемся неуклонно, тем все тяжелее и тяжелее будет для христианства. Говорит Он: услышите вы войны и вести о войнах, по всему миру будут войны, земля будет сотрясаться, будут голод и повальные болезни. И что умножится беззаконие, охладеет любовь у многих христиан, и восстанет один на другого, и предаст один другого. И дальше говорит, что любовь ослабеет и дойдет до предательства между самими христианами. Но тот, кто претерпит до конца, тот спасется.

Стать христианином в то первоначальное время было непросто. Представьте себе ту эпоху греческого и римского идолопоклонства. Их боги на Олимпе. Они там пьют мальвазию и наслаждаются, дерутся между собой, отнимают друг у друга жен и так далее. А теперь представьте себе такое, что Бог приходит пострадать. Не находится и места, где бы Ему родиться, ни во дворце каком-нибудь, ни в доме, но лишь в пещере. А затем все это время Он гоним и в конце концов распят. И еще молится со креста: «Отче, прости им, не ведают, что творят!»

Для культурных греков это было сумасшествие и безумие, а для евреев, которые верили в Единого Бога, это был соблазн, что Бог пришел и страдает.

И сегодня нелегко быть христианином. Поклонник Робеспьера в «Отверженных» Виктора Гюго говорит монсеньору Бьенвеню: «Ваше учение о любви – сумасшествие!» Монсеньор ему отвечает: «Знаете, жемчуг находится в раковине!» Так и мы должны допустить, чтобы «обложка» наша походила бы на сумасшествие, только бы она, однако, содержала жемчуг, чтобы истина была здесь.

Или то слово Христово о человеке, который в пустом поле находит спрятанное сокровище. Идет он домой и продает все, что имел, чтобы купить то пустое поле. По глазам своих домашних и других людей видел он, что на него смотрят как на сумасшедшего. Однако знал он то, чего они не знали, что это сокровище даст несравнимо больше, чем все, чем он до сих пор обладал. Люди, которые сегодня не веруют, не нашли сокровища, спрятанного в поле. Или для них проповедь о кресте – сумасшествие. А для нас она, конечно, сила Божья, которая спасает.

И сегодня многим трудно понять, что Бог нас, какие мы ни есть, так возлюбил, что послал нам Сына Своего Единородного, чтобы пострадал Он и умер за наше спасение.

– В Христовых словах, которые Вы, Ваше Святейшество, упомянули в самом начале, как нам распознать время, в которое мы живем? Насколько состояние, в котором мы находимся, «заслужено» той жизнью, которой живет этот мир?

– Во всех отношениях для нас как для христиан грех есть причина смерти и причина всех несчастий. Мы сотворены, чтобы быть бессмертными, и, разумеется, сотворены из любви, чтобы любовь имели мы и к врагам, а у нас нет ее и к самым близким. Вы и сами знаете, какое положение в семье, какое положение в обществе…

Человек наряду с умом одарен и сердцем, и чувством, и волей как силой, которая может осуществить то, что ум и сердце сочтут необходимым. А кроме того, он одарен еще и свободой. Человек может жить так, как желает Бог, а может и наоборот. Ибо, как говорит наш философ Божа Кнежевич, «человек есть существо, которому и Бог может обрадоваться и которого и дьявол может устыдиться».

Видите, насколько это огромный размах! Где мы обнаружимся, зависит от нас.

Во всяком случае, за эти пятьдесят лет вся эта атеизация, все это применение всяческих способов материалистического искажения действительности в самой большой степени стали причиной того, что сегодня мы оказались рабами. Но в конце концов, человек может быть и может остаться человеком и среди нелюдей. Может остаться овцой Христовой среди волков, а может и среди людей быть нелюдем. Чем тяжелее обстоятельства, в которых человек остается человеком, тем выше он и пред Богом, и перед предками, и перед людьми доброй воли.

Вот пример: возле Христа Господа двенадцать Его самых ближайших учеников-апостолов, но Иуда остается Иудой, предателем. А ведь он собственными глазами видел Его жизнь, все Его дела и чудеса, слышал и слова из уст Его, слова, которые мы сейчас можем читать! Часть людей в то время, евреи, ожидали, что придет Спаситель, но что он будет царем этого мира, разрушит Римскую империю и воздвигнет новое царство, в котором евреи будут правящим народом. А Он проповедует, что умрет на кресте! Неприемлемо! И апостолы происходят из еврейского народа, и Пресвятая Богородица. Христос, правда, не еврей в смысле отцовства, что и сообщает принадлежность к нации. И Адам не еврей и не серб. Он всеобщий отец всех. Все апостолы происходят из еврейского народа и первые христиане, однако большинство из них осталось вне Церкви, не поверило, что Христос – истинный Спаситель.

Чем дальше, тем будет тяжелее и тяжелее. Христос знал, как оно будет, Он нас заранее предупреждает, чтобы и мы знали и приготовились, чтобы не пошли за тем большинством, которое идет в пропасть.

Наше дело – стараться быть истинно людьми, готовыми и среди волков быть овцами Христовыми. Бог нас посылает, чтобы мы своей жизнью и верой привлекли бы и волков, дабы и они, если желают, стали бы овцами Христовыми. Но во всяком случае, важнее всего, чтобы мы сами не стали волками. Это нас поддержит и в биологическом смысле, и морально. А если нам должно исчезнуть, да исчезнем как люди. Как нелюди не подобает нам ни жить, ни умирать. Это есть наказ и наших мучеников и новомучеников накануне 2000-летнего празднования Рождества Сына Божьего.

Из книги «Будем людьми»

Своим образом жизни Патриарх Павел стал близок всем, его, как своего, родного, воспринимали не только православные верующие, но и представители других конфессий, и даже те, кто называет себя атеистом.

Отсюда и столько рассказов, историй, шуток, главным героем которых является сербский духовный глава. Они лишь укрепляют мнение о патриархе Павле как о народном, святом человеке. И в каждой из них свой духовный урок. В каждой из них патриарх Павел – скромный человек великой добродетели. Великий духовник.

Не на сиротские деньги

Учил он и других жить скромно. Так случилось, что когда у него как у правящего епископа монахини из монастыря Сопочане близ Нового Пазара просили благословения купить „фичо“ (самый маленький в то время автомобиль – «запорожец»), чтобы им было легче возить из города необходимое для монастыря, и чтобы не ездить на автобусе, потому что в дороге случались и разные искушения, он отказал. Объяснение было таким: „Не дело покупать машину на деньги, которые вам жертвуют сироты и бедные, а еще может случиться, что вы поедете по лужам да и забрызгаете их!»

В то время, пока он был епископом Рашско-призренским, он долго избегал покупки автомобиля и для своих и для нужд епархии. Он говорил: „Пока в каждом сербском доме на Косово не будет машины, не будет и у меня.“ Но в конце концов, согласился приобрести только один „варбург“, потому что стоил дешево и был удобен для перевозки разных товаров для нужд церкви и других вещей.

Епископ Павел редко ездил на нем, потому что чаще всего ходил пешком. От монастыря до монастыря, от церкви до церкви, по всей епархии вдоль и поперек… и не знал он, какие бывают автомобили.. Когда однажды его приехал навестить епископ жичский Стефан, с которым они были очень близки еще с времен духовной семинарии, и они отправились на «пежо» владыки по епархии, воскликнул владыка Павел:
— Эх, брат, Стефан, до чего же хорош этот твой „варбург“!

Одна мантия

Так же аскетично продолжал жить владыка Павел и когда перебрался в Белград, после избрания на высшую церковную должность.
Как и прежде у него была всего одна мантия. Сестра Агица, которую он часто навещал, подшучивала над ним: „Что ты за патриарх, когда у тебя всего одна мантия?“ На что новоизбранный патриарх отвечал: „Зачем мне больше, я не могу надеть одновременно две!»

„Мерседес“

Жители Белграда часто встречали патриарха Павла на улице, в трамвае, в автобусе… Однажды, когда он поднимался вверх по улице короля Петра, где находится Патриархия, один известный священник, одного из самых известных белградских храмов догнал его на новейшем роскошном „мерседесе“, остановился, вышел и обратился к патриарху:
— Ваше Святейшество, позвольте я подвезу Вас! Только скажите куда нужно…
Патриарх, не желая ему отказать, сел в машину, как только машина тронулась, разглядев как роскошно выглядит эта машина, патриарх спросил:
— А, скажи мне отче, чья же это машина?
— Моя, Ваше Святейшество! – как бы похвалился протоиерей.
— Остановитесь! – потребовал патриарх Павел.
Вышел, перекрестился и сказал священнику:
— Бог Вам в помощь! И пошел своей дорогой.

По очереди

А однажды, когда он возвращался на трамвае в Патриархию, случилось нечто невероятное. В переполненном трамвае , который ехал к главному городскому вокзалу, кто–то воскликнул: „Вот, смотрите, Патриарх!“ и стал пробиваться к нему под благословение. За ним двинулись и другие, началась настоящая давка. Водитель остановил трамвай и потребовал, чтобы все, кроме патриарха, вышли на улицу. Оставив открытыми только одни двери , сказал : „А теперь по одному…» И так все, без толкучки подходили под благословение Святейшего.

Видит, что хочет

В Патриархии часто вспоминают один диалог между патриархом и дьяконом (который всюду его сопровождал) перед отъездом на службу в церковь на Бановом холме.
— Как поедем, на машине? – спросил диакон, подсказывая ответ.
— На автобусе! – решительно ответил патриарх.
А теплое утро обещало жаркий день. Дьякону страшно не хотелось ехать городским транспортом.
— Далеко, в автобусе душно, давка…- старался уговорить патриарха дьякон.
— Поехали! — кратко и твердо отвечал Его святейшество, уже шагая вперед, решительно, со звоном, ударяя жезлом по асфальту .
— Но… – семеня за ним, дьякон выдвинул новый, как ему казалось неопровержимый аргумент – Ваше Святейшество, лето, многие идут купаться на Аду Циганлию (белградский пляж), в автобусах полно полуголых людей…не удобно..
Патриарх на минуту остановился, повернулся к своему помощнику и сказал:
— Знаете, отче, каждый видит то, что хочет!

Зачем тебе вспышка?

Один из самых известных сербских фоторепортеров Вицан Вицанович пришел, чтобы сфотографировать патриарха для своего журнала.
Но, будучи атеистом, он не знал точно, как надлежит обратиться к патриарху. В ходе съемки, желая объяснить, как нужно встать, чтобы получился хороший снимок, он сказал:
— Ваше светлейшество…..
На что Патриарх спросил:
— Если я сам светлейшество, то зачем тебе вспышка?

Но, когда выпьем…

Его Святейшество не знал празднословия, но бывало, что он словом „жертвовал собой“, ради назидания. Так случилось, что один гуляка, который нередко проводил время в ресторанчике „Знак вопроса“, напротив Патриархии, как только видел, что патриарх идет мимо Патриархии или Кафедрального собора, всякий раз перебегал улицу, чтобы взять благословение. И однажды, заикаясь сказал:
— Ваше святейшество, мы с тобой лучшие люди в этом Белграде!
Патриарх, видя, что тот не вполне твердо стоит на ногах, ответил:
— Да, твоя правда, но видит Бог, когда напьемся, то хуже всех.
Конечно, патриарх никогда не пил, но таким образом, он взял на себя часть греха этого человека и с юмором, чтобы не обидеть его, указал на слабость и порок, которым тот страдал.

Не мешайте нам

В период, когда владыка Павел был избран за патриарха сербского, множество делегаций и многочисленные высокие иностранные представители выражали желание встретиться с Его святейшеством. Его сотрудникам это не очень нравилось, так как они боялись, что новый патриарх может растеряться и не будет знать как себя вести, так как большую часть жизни он провел в монастыре, живя монашеской жизнью, и не имел опыта мирской дипломатии.

Попросил об аудиенции и очень тогда активный американский посол в Белграде Уоррен Циммерман. Патриарх принял его в Патриарших палатах. Посол передал приветствия и поздравления от имени американского народа, от имени американского президента и от себя лично. И после разговора на общие темы, посол спросил патриарха:
— Чем мы можем вам помочь?
Патриарх взглянул на него и ответил просто:
— Ваше превосходительство, а Вы не мешайте нам и так вы нам поможете!
Циммерман растерялся, не зная что ответить. Но время показало, что это была самая мудрая просьба.

(Из книги Йована Янича „Будем людьми»)

Из великого наследия почившего Патриарха Павла хочется предложить вниманию русского читателя его молитву — это особые прошения, которые были составлены им во время войны на территории бывшей Югославии, их следовало вставлять на богослужении в сугубую ектенью. Эта молитва показывает, какое отношение Патриарх Павел имел к тем трагическим событиям, и какое отношение взращивал среди своей паствы. В ней также содержится немалое назидание всем тем, кто терпит обиды и притеснения от врагов.

«О милости Божией к нам, недостойным рабам Его, да сохранит всех нас от ненависти и злых дел, и да вселит в нас любовь самоотверженную, по которой все узнают, что мы ученики Христовы, народ Божий, как и святые предки наши, и да вовек знаем, как определить истину и справедливость Царства небесного, Господу помолимся.

О всех тех, кто чинил неправду ближним своим, угнетал сирот или невинную кровь пролил, воздавая ненавистью за ненависть, да дарует им Бог покаяние, просветление ума и сердца и воссияние души светом любви ко врагам, Господу помолимся.

Господи, сколь много врагов, воюющих против нас и говорящих: нет им помощи ни от Бога, ни от людей. Господи, простри к нам руку Твою, да станем народом Твоим и по вере и по делам. Если надлежит пострадать нам, пусть будет это на пути справедливости Твоей и истины Твоей, — не допусти, чтобы то было по неправде нашей или по ненависти к кому-либо. Рцем вси усердно: Господи, помилуй!

Ещё молимся Богу, Спасителю всех людей, и за врагов, — да отвратит их человеколюбивый Господь от насилия над православным народом нашим; дабы не рушили наши святые храмы и могилы, не убивали детей, и народ не изгоняли, но да и они пусть обратятся на путь покаяния, правды и спасения. Рцем вси усердно: Господи, помилуй!»

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *