Со своей колокольни

by on 21.08.2015 » Add the first comment.

Как сообщается на сайте кабинета министров, Российское правительство утвердило концепцию государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий. Во исполнение этой политики планируется, в частности, создание музеев, просветительских программ и тому подобного. Почему так важно, что это решение принято именно сейчас?

Потому что сегодня изменился контекст. Еще недавно память о репрессиях была надежно вписана в противостояние державников и либералов. Преступления той эпохи были предметом моральной манипуляции — вы дурные люди и наследники дурных людей, вы покрыты вечным позором, вы не имеете права, вы должны платить и каяться и слушать, что вам скажут другие, правильные люди из цивилизованного мира и их законные представители, то есть местные либералы. Преступления прошлого требовали «покаяния», а покаяние должно было проявится в безоговорочном принятии либеральных воззрений на историю России и ее отношения с миром. Россия должна признать все свое прошлое позорной ошибкой, мрачной тиранией, угрозой цивилизованному миру etc., и полностью покориться высшей цивилизации Запада, стремительно перенимая любые, даже самые спорные на самом Западе, новации.

Собственно, тот сектантский, квазирелигиозный характер, который присутствовал в большевизме, был вполне воспроизведен нашими либералами — отречемся от старого мира, отрясем его прах с наших ног, и Сталин был нужен для того, чтобы подчеркнуть, насколько этот старый мир был ужасен.

Более того, революционная агитация во многом держалась на том тезисе, что нынешний режим — продолжение сталинского, что он наследует его преступления. Стремление объявить своими предками (если не физическими, тут могут быть конфузы, то хотя бы духовными) жертв режима, а предками своим оппонентов — «вертухаев», стражников и палачей, были почти обязательной частью либеральной риторики.

Это вызывало «державный» ответ — нет, не было никаких преступлений, если и были —  перегибы на местах, товарищ Сталин несправедливо оклеветан. Сталин вам значит, адский сатана? Вот специально вам назло будем поклоняться Сталину!

Эта позиция была, хотя и популярной, но очень слабой — потому что в интернете доступно слишком много документов эпохи. Не либеральных сочинений, разоблачающих кровавого тирана, и не сталинистских сочинений, восхваляющих мудрость отца народов, а книг и газетных статей, которые тогда издавались.

Атмосфера безумия, жестокости и паранойи видна в них слишком хорошо. Вот, например, вполне рядовая статья «Шпионы и изменники понесли заслуженную кару» из «Красная звезда» от 12 июня 1937 г.

«В течение всего вчерашнего дня со всех концов Советского Союза – из воинских частей, колхозов, фабрик и заводов, с митингов и собраний, от красноармейцев, командиров, рабочих, колхозников – шли требования беспощадной расправы с этой шайкой изменников:

– Расстрелять гадин!

– Расстрелять их всех до одного, как бешеных собак!

– Cтереть с лица земли фашистскую сволочь!

– Cмерть шпионам и предателям!

– Врагам народа житья не дадим!»

Невозможно порицать всех этих людей — никому не хочется быть записанным в бешеные собаки, шпионы и предатели. Но возможно порицать людей, которые, уже в наши дни, будучи в полной безопасности, рассматривают государственный террор как что-то, что можно оправдывать.

Эмоционально еще можно было понять людей, которые отмораживали уши назло либералам.

Но сейчас ситуация изменилась — потому что либеральная риторика умерла. Нет, конечно, в интернете, в некоторых СМИ ее еще можно видеть — но она окончательно превратилась в реликт, в что-то уходящее. Вера в моральное превосходство Запада выветрилась окончательно, мы оказались в пустыне реальности, где могущественные государства преследуют свои интересы с полным пренебрежением к жизни, достатку, правам или интересам чужаков, а разговоры о возвышенных принципах являются просто одним из инструментов преследования интересов.

Самоубийственное желание понравиться людям, которые преследуют собственные интересы, быть принятым и одобренным теми, кто не собирается вас принимать, сошло на нет (тем более, мы имеем самое свежее напоминание о том, насколько оно разрушительно), запасы наивности иссякли окончательно. И это освобождает, наконец, место для трезвой оценки того, что было в нашей истории. Уже не в контексте  препирательств между либералами и державниками, а в контексте того, как мы сами видим и оцениваем то, что произошло.

С нашей собственной, российской колокольни, исходя из наших собственных ценностей. Пока спор либералов с державниками продолжает затухать где-то в недрах фейсбука, мы можем посмотреть на происшедшее в то время глазами наследников тысячелетней христианской цивилизации, и понять, что было сообразно этому наследию, а что было предательством и отступническом по отношению к нему.

И вот мучительство и убиение множества невинных людей таким отступничеством, несомненно, было. И это надо признать, исходя из нашей собственной системы оценок,  не для того, чтобы кому-то угодить или куда-то вписаться.

Очень важно, что это делает государство — а Церковь, прославившая новомучеников, сделала это еще раньше.

Сергей Худиев

Источник

Смотрите также:

Не буди лихо…

Бывшие люди

Дважды француз Советского Союза

«Я живу, чтобы свидетельствовать». Олег Волков: восхождение к свету

Вершины и пропасти. О романе Елены Семёновой «Претерпевшие до конца»

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *