Православная церковь никогда не знала чина отчитки

by on 08.06.2015 » Add the first comment.

В последнее время часто задаются вопросы по поводу отчитки. Спрашивают, к каким старцам, куда можно поехать на отчитку, для того, чтобы исцелиться не только от беснования, но и от других страстей, которые часто мучают человека. Побывавшие на таких отчитках очень часто говорят о том, что в места, где совершается отчитка, приезжают не только те, кто одержим духами злобы поднебесной, но и люди, которые страдают от других пороков — пьянства, наркомании, табакокурения; рекомендуют проходить отчитку тем, кто изменяет своим женам, мужьям, кто подвержен приступам гнева и прочим страстям…

Вот что хотелось бы сказать по поводу чина отчитки: Православная церковь никогда не знала этого чина.

Никогда не совершалась отчитка над людьми, не совершалась массово, когда в одном храме собирались десять, двадцать, а то и более человек и эти люди, слушая молитвы священника, надеялись на исцеление от беснования.

Святейший Патриарх Алексий резко высказывался по этому поводу и говорил о том, что никогда никому благословения на проведение отчитки не давал. Это значит, что любая отчитка, совершенная тем или иным лицом, незаконна, не благословлена Церковью.

И действительно, вам никто не покажет письменное благословение Патриарха, которое благословляет тому или иному священнику совершать отчитку. Однако же мы видим, что в некоторых местах, порой несколько раз в неделю, совершается этот чин. Почему же так?

Прежде всего, мне кажется, причина заключается в том, что некоторые люди, именующие себя старцами, или называемые так другими людьми, порой даже священнослужители, не вполне отвечают за свои поступки, не понимают, что они берут духовную ответственность, которая им не по силам. И, к сожалению, чаще всего от этих массовых отчиток мы видим вред, душепагубное воздействие на этих людей, видим, как люди, участвующие в этих отчитках, начинают в этом видеть всю свою жизнь христианина. Их порой не встретишь в храме — на обычной службе, на Литургии, за всенощной, на молебне, однако они посещают год за годом различные монастыри, разного рода так называемых старцев и жаждут исцеления, жаждут, чтобы бесы покинули их.

Василий Беляев. Исцеление Христом бесноватого в Капернауме. Рисунок для мозаики храма Спаса-на-крови (картон, масло), Русский музей (1903)

Однако, если исцеление и происходит, то не потому, что данные священнослужители столь духовны и их чин благословлен Богом. Но милосердный Господь, видя немощь человеческую, порой совершает чудо там, где его не должно было бы быть, потому что милосердию Божию нет предела. Но это исключение.

А вот случаев, когда люди не получают духовной помощи от этого, а получают больший вред — гораздо больше. Уже в интернете появляются сайты, посвященные отчиткам, и там записаны слова, которые говорят демоны во время богослужения. Но разве Господь призывал нас слушать демонов? Разве демоны говорят правду? Когда ко Господу пришел одержимый легионом бесов, то Господь запретил бесам говорить, хотя они не говорили никакой хулы на Господа, наоборот — они исповедовали Господа нашего Иисуса Христа как Сына Божия, однако же Господь повелел им замолчать и изгнал их из бесноватого.

Да, беснование — явление широко распространенное в нынешнем мире, хотя на самом деле одержимых бесами намного меньше, нежели так кажется, потому что очень многие из тех, кто считает себя бесноватыми, просто душевно больны и всякого рода проверки, когда им наливают святую воду в один стакан, а в другой простую воду, тоже не доказывают того, что этот человек одержим бесами. Все это может быть следствием глубокой духовной, душевной болезни человека.

Но, допустим, что человек действительно одержим бесом. Что же делать такому человеку, как ему получить исцеление? Прежде всего таковой человек должен приложить все свои усилия, чтобы исправить свою жизнь, исправить ее так, чтобы демону не было места в его душе, демону не было доступа к этому человеку. Нужно вести христианскую жизнь, полноценную христианскую жизнь, молиться дома, посещать богослужения, регулярно исповедоваться и причащаться. Тому же, кто уже поражен этой болезнью — одержимостью — требуется порой не только посещение своего храма, но, по благословению духовника, посещение разного рода святых мест.

Много христианских святынь на нашей Святой Руси и посещение этих святых мест с благоговением, с молитвой много может помочь тому, кто одержим бесами. Есть святые, которым молятся об исцелении от одержимости. Это священномученик Киприан и мученик Трифон, и у нас на Руси есть замечательный святой, у могилы которого и у мощей которого происходит множество исцелений и в том числе преимущественно исцелений от беснования, от одержимости бесами. Это святой преподобный Иоанн Святогорский. Любой желающий имеет возможность приехать в Святогорскую Лавру и там просить об исцелении этого замечательного святого — преподобного Иоанна.

И не только там, но и на любом месте благочестиво живущий человек, смиренно сознающий свою немощь, живущий христианской жизнью, получит в нужное время исцеление, если он одержим бесами. Получит — потому что милосердию Божию нет предела и если душе человека полезно исцелиться от одержимости, тогда это исцеление произойдет. Если же человеку нет от этого пользы, если образ жизни человека погибельный, или, как бывает, человек долгое время, будучи одержимым живет христианской жизнью, а по исцелении забывает об этом и Господь повествует о таком случае — когда демон выйдет из человека и, вновь возвращаясь, увидит пустым этого человека, то он, взяв других, более злейших, чем он сам, бесов, вновь поселяется в этого человека и, как говорит Господь, последнее бывает этому человеку хуже, нежели первое.

Поэтому прежде всего будем заботиться о своей душе и когда наша жизнь будет богоугодна и спасительна, тогда и одержимости не будет в нас, ибо Господь не допустит страдания тому, кому они не спасительны и не даст испытаний тех, которые не приводят человека ко спасению. Поэтому тем, кто одержим бесами, нужно вести христианский образ жизни, посещать по мере необходимости святыни, а также не забывать свой храм, приходить в храм, исповедоваться, причащаться и не искать каких-либо духовных старцев, прозорливцев, чудотворцев, потому что Господь везде с нами и через любого священника может произойти исцеление, потому что священник молится от лица Церкви и для исцеления не нужно того, чтобы это был какой-либо святой старец.

Да, мы знаем, как древние подвижники, величайшие святые исцеляли одержимых. Но ведь посмотрим на их житие. Они долгие годы проживали в затворах, в пустынях, несли особый тяжелый подвиг. К сожалению, такой подвиг нынешним подвижникам порой не под силу, а если он не под силу им, тогда и не нужно брать на себя больше, нежели мы можем понести. Достаточно нести тот крест, который возложен на нас Господом, и совершать то служение, на которое мы поставлены святой Церковью, соблюдая благословение Святейшего Патриарха, который запретил всякого рода отчитки.

Отдельно хотелось бы сказать по поводу того, что на отчитки едут люди, не одержимые бесами, но одержимые иными страстями — винопитием, блудом и прочими. Эти страсти человек может оставить сам. Ибо человек волен бороться со своими грехами. А Господь никогда не оставит человека страждущего, который искренне стремится исправиться, получить спасение, быть с Богом. Посещая подобные отчитки, можно стать бесноватым. Примеры этому имеются. Когда человек, будучи здравым, из любопытства или из желания исцелиться от какой-либо страсти, посещал отчитки — и вместо того, чтобы получить исцеление от своей страсти, он еще и становился одержимым бесами. Храни нас Господь от этого искушения, о котором все чаще и чаще слышно, которое все глубже проникает в церковную среду, ибо это не благословлено священноначалием, а значит, греховно, неправильно по своей сути. Надеюсь, что мое скромное мнение будет кому-нибудь полезно.

Конечно же, и я могу ошибаться. Но послушание почившему в Бозе Патриарху Алексию важнее, нежели сиюминутное облегчение от страданий, потому как то, что делается вопреки благословению — душегубительно, пагубно и не принесет пользы тому, кто прибегает к этому, каковы бы ни были его благие намерения.

Храни вас Господь.

Протоиерей Андрей Ефанов

2010-03-26

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *