И нас назвали бы святыми…

by on 12.05.2015 » Add the first comment.

Небольшое по объему послание апостола Павла к христианам древнего города Эфеса во всей полноте раскрывает для нас экклесиологию апостола. Экклесиология — учение о Церкви. По-гречески слово «Церковь» так и звучит — «экклесия» и буквально означает «собрание». Конечно, апостол Павел пишет о Церкви и в других посланиях, но именно в Послании к Ефесянам он изображает Церковь как мистическое Тело Христово.

Кто такие святые?

Послание к Ефесянам начинается с обращения к находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе (Еф.1, 1) и пожелания благодати и мира от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (ср: Еф. 1, 2). Важно то, что святыми апостол называет своих адресатов, то есть живых людей, в том числе не так давно обратившихся в христианство. Мы, современные православные христиане, привыкли употреблять слово «святые» только в отношении прославленных Церковью почивших подвижников благочестия. Иными словами, для нас святые — это те, кого изображают на иконах. Часто можно услышать выражение: «Мы-­то не святые…». А вот апостол Павел считал святыми всех христиан. Точно так же — «святые» — он мог бы обратиться и к нам. Первоначальное значение слова «святой» — отделенный, выделенный Богом. Сам Бог назвал израильский народ царством священников и народом святым (Исх. 19, 6). Но ведь мы знаем, что израильтяне не раз отступали от Бога, нарушали Его заповеди. Разве святые могли бы так поступить? Как же тогда понять слова Писания?

Дело в том, что святость и безгрешность — совсем не одно и то же. Абсолютно безгрешен только Бог. И только Бог абсолютно свят. Мы становимся святыми, приобщаясь к святости Бога, получая освящение. Так, израильский народ получил освящение через завет, который он должен был хранить. И если в ветхозаветные времена только один народ был выделен Богом как народ святой, то теперь народ Божий — это все уверовавшие во Христа. Апостол пишет: Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви (Еф. 1, 3–4). Бог избрал нас для святости и дал нам возможность приобщиться к Своей святости. Поэтому апостол и называет адресатов своего послания святыми. Сам Бог освятил верующих в Него, отделил от среды тех, кто еще не познал Бога и пребывает в неведении и грехе. Бог не просто выделил, но усыновил нас Себе чрез Иисуса Христа (ср.: Еф. 1, 5).

Усыновление совершилось через искупление нас Кровью Христа и прощение грехов (ср: Еф. 1, 7). В этом состояла тайна воли Божией, чтобы все небесное и земное соединить под главою Христом (Еф. 1, 10).

Эти слова должны стать постоянным напоминанием для всех нас. Мы — дети Бога-Отца, искупленные Кровью Сына Божия, Господа Иисуса Христа, освященные благодатью Божией. Наша жизнь должна стать явлением святости, данной нам Богом. Поэтому апостол молится о ефесянах (и о всех нас), чтобы Бог дал им Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца, чтобы они познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых (Еф. 1, 17–18). Явление силы, благодати и святости Бога происходит в Церкви, так как Церковь есть Тело Христово, полнота Наполняющего все во всем (Еф. 1, 23). Церковь — это полнота Христа, Который наполняет Собою все. Входя в Церковь, становясь частью Церкви, мы приобщаемся к полноте Христа, ко всей полноте освящающего действия Божия. Можно сказать иначе: становимся святыми.

Кем мы были до Христа и кем стали в Нем?

Обращение ко Христу, по мысли апостола Павла, становится своеобразным водоразделом человеческой жизни. Ведь мы были мертвы по преступлениям и грехам, в которых некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления (ср.: Еф. 2, 1–2). Князь, господствующий в воздухе, — дьявол, сатана. Но как понять эти слова? Ведь в предыдущей главе апостол назвал Христа Главою всего небесного и земного. Здесь апостол Павел говорит о том, что до обращения ко Христу люди были во власти дьявола, влиянием и вредоносным дыханием которого была омрачена вся жизнь человека. Поэтому мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева (Еф. 2, 3). Дьявол и теперь продолжает действовать в тех, кто противится Богу.

Но Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом (Еф. 2, 4–5). Христос умирает за нас и воскресает, чтобы все мы получили новую, освященную Богом жизнь. Мы благодатью спасены (Еф. 2, 5). Смерть и воскресение Христово делают нас соучастниками в вечной жизни Бога. Поэтому апостол пишет, что Бог воскресил нас и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Хрис­те Иисусе (Еф. 2, 6–7). Мы не просто избавляемся от смерти в грехах и получаем жизнь. Дарованная нам жизнь — вечное пребывание во славе Бога. Апостол еще раз повторяет:Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар (Еф. 2, 8). Все это потому, что мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять (Еф. 2, 10).

Когда-то язычники были далеки от Бога и от завета, данного израильскому народу. Но Христос сделал из обоих одно и разрушил стоявшую посреди преграду, упразднил вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем (Еф. 2, 14–16). Двое, из которых Христос составил нового человека, — это два разных народа: народ израильский и народ язычников. Святитель Иоанн Златоуст сравнивает израильтян и язычников с двумя статуями — серебряной и оловянной. Расплавив эти статуи, Господь образовал новую статую — золотую, то есть объединил во Христе и тех, и других. Поэтому и все мы имеем доступ к Отцу, в одном Духе (Еф. 2, 18). Христос же становится для всех нас краеугольным камнем(основанием), на котором, как пишет апостол, все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом (Еф. 2, 21–22).

Тайна Божия 

Апостол Павел называет самого себя узником Иисуса Христа за язычников (Еф. 3, 1). Слово «узник» несет здесь положительный смысл: апостол покорился Христу, словно узник, чтобы полностью отдаться служению проповеди среди язычников. Ведь теперь великая тайна Божия, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, ныне открыта святым апостолам Его и пророкам Духом Святым, чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования (Еф. 3, 5–6).

Действительно, непостижим путь домостроительства Божия. Язычники, не знавшие заповедей и завета, жившие по законам страстей, вдруг становятся наследниками славы Божией во Христе. Смерть и воскресение Христово совершаются для всех. Апостол молится, чтобы мы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы исполниться всею полнотою Божиею (Еф. 3, 18–19).

Третья глава завершается славословием Богу — Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь (Еф. 3, 20–21). Апостол воздает славу Богу, совершившему во Христе спасение всех нас. Эти слова напоминают молитву. Можно сказать, что три первые главы — ровно половина Послания к ефесянам — и есть молитва. Апостол описывает дело спасения, прославляя премудрость и любовь Господа, преодолевшего разделение и объединившего всех в единой Церкви.

Если в предыдущих посланиях апостол так или иначе затрагивал частные проблемы своих адресатов — обличал, увещевал, благодарил, то здесь он обращается к Церкви как к полноте Тела Христова. И хотя послание написано для Церкви древнего Эфеса, оно по смыслу приближается к соборным посланиям, которые рассматривались в предыдущих статьях данного цикла.

Вторую половину послания в Эфес апостол Павел посвятил общим наставлениям в христианской жизни. Но кроме этого он объяснил на обычном примере из человеческой жизни образ соединения Христа и Церкви. Об этом пойдет речь в следующей нашей беседе.

Священник Василий Куценко

Иллюстрация на анонсе: Эль Греко (1610-1614)Св. Апостол Павел, фрагмент 

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *