Московский триумф П.И.Чайковского в мае 1883 года

by on 30.04.2015 » Add more comments.

В эти дни город Клин торжественно отмечает 175-летие нашего земляка Петра Ильича Чайковского. В связи с этим событием, мы публикуем статью краеведа Сергея Простнева о знаменательном событии в жизни этого великого композитора.

В 1866 году он приехал в Москву, где началась самостоятельная деятельность 26-летнего юноши – творческая, преподавательская, музыкально-критическая. Именно здесь испытал он трагические потрясения, отсюда началась его всероссийская, а затем и мировая слава, сюда он неизменно возвращался в годы скитаний и здесь, в подмосковном Клину, впервые приобрел свой дом. Однако, вернемся в прошлое и восстановим события почти полуторавековой давности.

В мае 1883 года вся Москва выглядела необычайно нарядно. Между 15-м числом, днем коронации Александра III-го и 26-м, — днем освещения храма Христа Спасителя, каждый день загорались иллюминации; гуляния, народные представления и военные смотры проходили почти ежедневно в разных частях Москвы. Это было не только официальное торжество, это был праздник города. При всем этом народный характер майских торжеств обуславливался надеждами, которые возлагали москвичи на новое царствие.

Газета «Русь» № 11 1883г. сообщала: «Верим и надеемся, что именно настоящему царствованию сужден новый подвиг освобождения – освобождения русской мысли и русского чувства от того духовного плена, в котором они доселе обретались…».

В этом московском празднике весьма заметное участие принимала музыка П.И. Чайковского.

Миропомазание Александра III. 15 мая 1883. Гравюра. 1883

Утром 15-го мая в Успенском соборе Кремля была совершена коронация. По окончанию литургии и миропомазания, — писала «Новое время» на следующий день, — под колокольный звон, гром пушек и крики народа Государь Император и Государыня Императрица под балдахином пошли в Архангельский и Благовещенский соборы вокруг Ивана Великого. Поднявшись на Красное крыльцо, Государь поклонился народу. Был час дня». Двумя часами позже проходил парадный обед в Грановитой палате, на котором прозвучала впервые кантата Чайковского «Москва». Та же «Русь» свидетельствовала: «Московский митрополит прочитал молитву господню. За столом были питы здравицы Государя Императора при 61-м выстреле, Государыни Императрицы при 51-м, императорского дома при 31-м, духовных особ и верноподданных при 31-м выстреле. Оркестр музыки и хор императорских театров при главном участии г-жи Лавровской и г-на Мельникова исполнили кантату А.Н. Майкова, аранжированную господином Чайковским. Древнерусская обстановка Грановитой палаты и блеск торжества составили достаточную дань совершившемуся событию».

По описаниям, вечерняя Москва в тот день представляла захватывающее зрелище: «Около 8 часов вечера весь Кремль осветился. Все башни и зубцы Кремля сверху донизу загорелись бесчисленным множеством огней. С последним ударом 9 часов на Спасской башне как бы по мановению волшебного жезла вспыхнула сверху донизу вся громада Ивана Великого. Против самого дворца на Москве-реке высоко бил роскошный фонтан…, а около Тайницкой башни кидал в воздух свои струи другой фонтан. Народ сплошной толпой занимал обе стороны набережной, и непрерывные крики «ура» далеко раздавались по воздуху».

Через неделю, 23-го мая москвичи и многочисленные гости приняли участие в праздновании 200-летия первых русских регулярных полков, Семеновского и Преображенского, которое происходило в Сокольниках. Здесь под управлением ученика П.И. Чайковского — С. Танеева, впервые был исполнен Коронационный марш.

«На так наз. Сокольничьем «кругу» был выстроен громадный, необыкновенно красивый и высокий павильон круглой формы, окруженный широкой галереей. Вокруг располагались обеденные столы для 12 000 солдат, с двух сторон – эстрады для военной музыки, а в середине павильона помещался на возвышенной эстраде большой концертный оркестр Московского отделения Императорского Русского музыкального общества. Пехота, кавалерия и артиллерия, кавалергарды, казаки, драгуны, красные, черные, белые, зеленые мундиры – все это пестрело на всем пространстве, которое можно было охватить взглядом. На громадной эстраде около 600 музыкантов из различных полков и различных видов оружия. Более 1000 «половых» в белых рубашках суетились вокруг столов. При вступлении их Величеств в царскую ложу оркестр исполнил торжественную увертюру (марш Чайковского), за которой последовал народный гимн, подхваченный военным оркестром. Выйдя к войскам и выпив чарку водки за здоровье Русской Армии, Государь Император с Государыней Императрицей обошел столы».

Парадный обед в Грановитой палате в честь коронации Александра III. 19-го мая 1883. Гравюра. 1883

Высшей же точкой майских праздников 1883г. было освещение храма Христа Спасителя, в честь которого была сочинена увертюра «1812 год» и, о котором Чайковский наверняка читал в газетах:

В восемь часов утра 26-го мая, в праздник Вознесения, с городских колоколен начался перезвон, известивший Москву, что настал день освещения храма, воздвигавшегося в течение полувека. Духовенство московских монастырей собралось в Успенском соборе Кремля с наиболее почитаемыми иконами своих обителей. В 9 часов двинулся от Христа Спасителя крестный ход в Успенский собор за святыми мощами; возглавляемый синодальными певчими, ход прошел через Троицкие ворота в Кремль. В самом храме в оканчивалось чтение часов, и митрополит Иоаникий вышел с духовенством для встречи Императора и почетных гостей; это были, кроме представителей двора и верховной власти, — ветераны, украшенные медалями в память Отечественной войны 1812г.; депутации от полков, получивших отличия в эту войну; депутации от Донского и Оренбургского казачества, снарядившего ополчение; депутации от губерний, составивших народное ополчение, от Москвы и с. Бородино; депутации от городов, при которых происходили сражения, и от городов, подвергшихся нашествию. Два хора певчих – Придворной капеллы и Чудова монастыря — заняли свои места на клиросах.

«По произнесении установленных молитв, приняв дискос со святыми мощами на главу свою, владыка вышел из западных ворот собора с участвующим в освящении духовенством. Ко дню освещения храм был окружен широким деревянным помостом, обитым красным сукном. Вдоль всего этого помоста с наружной его стороны и лицом к храму были расставлены на некотором расстоянии друг от друга знаменосцы со знаменами от различных полков. На самом помосте до крестного хода, помещалось вокруг храма московское духовенство в новых золотых облачениях и все хоругви московских церквей.

Яркое солнце обливало своими лучами сотни золотых хоругвей, облачения священнослужителей, алое сукно, зелень деревьев, сверкающее оружие войск. В воздухе носился торжественный колокольный звон, беспрерывно гремели пушечные выстрелы, раздавалась музыка, игравшая «Коль славен». Картина была поразительная и видевший ее никогда не забудет ее, особенно в ту минуту, когда крестный ход выступил из западных врат храма и, постепенно развиваясь, окружил весь храм сияющим кольцом.

Митрополит снова принял дискос со святыми мощами на главу свою и, ознаменовав врата храма крестным знамением, произнес: «Господь сил, той есть Царь славы». Певчие внутри храма ответили теми же словами, и по принятию столика, на котором стоял дискос со святыми мощами и священнодействующие со святыми иконами вошли в храм…По входе в алтарь, освящение окончилось по чину. После возгласа «Услыши ны, Боже» протодьякон провозгласил: «Вонмем, и во умилении сердца колена душ и телес наших преклоньше, Господу помолимся». Наступило величественное мгновение: предстоятельствующий митрополит, все духовенство, их императорские величества и вся церковь опустились на колени…». В храме началась первая литургия.

Освящение государственного знамени. 11-го мая 1883. Гравюра. 1883

«Счастье Чайковского, — выражался музыкант Б.В. Астафьев, — что тотчас, по окончанию Петербургской консерватории он попал в Москву и застал великие шестидесятые годы среди мощного раскрытия русских артистических сил, в окружении народно-песенного весеннего половодья: Москва – древнерусский город-собиратель укрепил родные месторождения музыки. Здесь-то все прочувствовали то русское в Чайковском, то качество, что позволило объединить в себе любые элементы музыки – и близкие и далекие – так, что они звучали в конечном итоге по-русски».

Сергей Простнев

Использованная литература: ж. Москва 1990г.

Иллюстрация на анонсе: Беккер Жорж (1845–1909). Коронация императора Александра III и императрицы Марии Федоровны

Смотрите также:

6 ноября — день памяти великого русского композитора П.И.Чайковского

Неслыханный Чайковский. В Доме-музее композитора в Клину начался масштабный фестиваль «П.И.Чайковский: час, день, вечность…»

 

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

3 Responses to Московский триумф П.И.Чайковского в мае 1883 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *