Наряд казачки сквозь века

blank Наряд казачки сквозь векаblank Наряд казачки сквозь векаblank Наряд казачки сквозь векаblank Наряд казачки сквозь векаblank Наряд казачки сквозь века

Необычайно разнообразны и красивы наряды казачек

1bb35542f058573e4f2257e446a7d4c1 272x300 Наряд казачки сквозь векаКостюм казачки – это целый мир. Каждое войско, каждая станица и даже каждый казачий род имели особый наряд. Знатность рода, семейное положение количество детей — все это отражалось в казачьем костюме. К сожалению, сегодня эта традиция по известным причинам во многом утрачена. Но и те наряды, что сохранились в старых сундуках, могут рассказать нам много интересного о своей истории.

Казачий женский костюм прошлого резко отличался от других женских костюмов России, потому что в основе своей был тюркским. Казачки носили шаровары: на Нижнем Дону и на Кавказе — широкие, на Среднем, Верхнем Дону и на Яике — узкие, похожие на брюки-дудочки. Носили также юбку-плахту, мужского покроя сорочку и кафтан — казакин или чапан. Голову покрывали несколькими платками или замысловатыми головными уборами: рогатыми кичками, тюрбанами, «корабликами». Поверх платков надевалась казачья соболья шапка. Близость к восточным традициям просматривается даже в деталях. Например, «знуздалка», или «замуздка», — платок, которым прикрывали часть лица. Этому обычаю никогда не следовали иногородние женщины, а казачек дразнили «татарками». Знуздалка была обычно красно-белого цвета. «Не ох я разнуздавши пошла, ни взнуздалась», — скажет, бывало, казачка. Концы шали уже поверх надетой знуздалки обертывались, прикрывая нижнюю часть лица и рот, вокруг шеи и повязывались спереди узлом. «Ушам тяпло», — мотивировались эти старинные способы повязывания платков.

Со временем костюм верхнедонских казачек стал сильно отличаться от костюма нижнедонских. Вероятно, причиной тому был приход большого числа новопоселенцев, в частности, украинских крестьян — крепостных донского дворянства. На Верхнем Дону появляется белая домотканая одежда с большим количеством вышивки. Костюм замужних женщин состоял из белой холщовой рубахи, поневы (вид набедренной одежды) и передника-завески. Распашной балахон с короткими рукавами считался верхней одеждой. Нижний Дон предпочитает видеть на казачках цветное платье, но не пестрое. Платье очень близкое по покрою к татарскому и к кавказскому, так называемый кубелёк (тюрк. «мотылёк»), действительно напоминает силуэтом распахнутые крылья бабочки. Основой такого костюма также была рубаха, но шилась она из тонкого полотна или шелка с расширяющимися книзу рукавами. На прямую рубаху надевали кубелёк — распашное платье из крашеного холста, шелка, парчи, тафты. Кубелёк шили с отрезным приталенным лифом. К лифу пришивалась широкая присборенная юбка. Платье застегивалось до талии на дорогие пуговицы и петли из золотного или серебряного шнура. Кубелёк обязательно подпоясывали бархатным поясом с золотной или жемчужной вышивкой или серебряным узором. Костюм нередко дополняли широкие штаны из тонкой ткани. В станицах низовья Дона в ранние времена такой костюм носили с девичьими перевязками и рогатыми кичками или собольими шапками с бархатной тульей, украшенными по нижнему краю поднизями из речного жемчуга. С кички свисали над ушами до самых плеч чикилики — длинные нити, унизанные жемчугом, а на лоб — металлические украшения. По воспоминаниям казаков, записанным в 80-х годах XIX века, простые казачки в старину делали кички из белого или синего холста, который складывали четырехугольником, прошивали густыми рядами суровыми нитками. Потом долго варили в молоке, чтобы кичка затвердела. На рожки наматывали миткалевый рушник, концы которого сначала проводили поверх кички, затем под подбородком и, наконец, подтыкали сзади за ухом. Спереди на кичку нашивали лабок, унизанный жемчугом или блестками по бархатному полю. Сзади привязывали на шнурке подзатылин (подзатыльник), расшитый узорами.

img1 222x300 Наряд казачки сквозь векаХодили в кичках все поголовно. У богатых кички украшались жемчугом и даже бриллиантами, вышивались золотом или шелками, бисером.

В позапрошлом столетии на смену старинным головным уборам постепенно пришли колпаки длиной до 50 см с шелко¬вой кисточкой на конце. Колпаки надевали на уложенные на затылке волосы.

Зимой носили знаменитые донские шубы. Шуба шилась длиной до пят в виде «колокола». Шитая мехом вовнутрь, она покрывалась дорогой тканью и по краям обшивалась мехом выдры или ондатры. Стоившая очень дорого, к концу XIX века шуба стала обязательным предметом прида¬ного донской казачки.

Характерно и обилие кружев. Кружева же, как и вышивка, штука магическая. В древности это были знаки, которые защищали грудь, руки и голову. Магические знаки — оберег от злых духов. Поэтому, когда одежда изнашивалась, кружева срезали и хранили отдельно. Поскольку они имели особую ценность, их часто пришивали на новую. У казаков и сейчас кружева «заплетают на судьбу», по кружевам гадают. Конечно, древний смысл кружев большей частью утрачен. Но если сегодня и не верят в их охранительную силу, носить тем не менее продолжают с удовольствием.

На смену старинному костюму пришла одежда, схожая с той, которую носили соседи казаков — русские, украинцы, жители Кавказа. Так, в костюме гребенской казачки неотъемлемой частью является башлык. Он приспособлен для повседневной жизни: казачки носили в нем за спиной детей.

Во времена кровавых петровских реформ и еще раньше, во время церковной реформы Никона, на Дон и на Яик хлынул поток беженцев-старообрядцев. Они принесли старинный женский костюм из глубины России. Сохраняя его по религиозным мотивам, до самого недавнего времени казачки-старообрядки в повседневной жизни носили сарафаны и кафтаны покроя времен Ивана Грозного.

NORMAL1 224x300 Наряд казачки сквозь векаПосле превращения казачества в сословие, а еще точнее, после наполеоновских войн, казаки принесли на Дон, Кубань и Яик европейский женский костюм, который буквально завоевал казачьи края. Исчезли шаровары, потеряла смысл «запаска» — юбка из двух полотнищ ткани, которые «запахивались» (отсюда и название, а не от «запаса»).

В некоторых станицах в середине XIX века получили распространение женские костюмы, состоящие из белой рубахи с узором, сарафана с небольшой грудкой, передника и сукмана — плечевой одежды с прямым разрезом ворота и короткими рукавами, сшитой из ткани темных цветов. Головным убором в таком наряде была шлычка — сшитая из ткани шапочка с очельем, покрываемая сзади платком.

К началу XX века почти повсеместно в моду стал входить костюм-парочка, состоящий из юбки и кофты, украшенных кружевами и лентами. Праздничные наряды шили из дорогих покупных тканей: кашемира, шелка, атласа, батиста, поплина. Наибольшее распространение на Дону получили блузы «кирасы» на подкладе, с баской по нижнему краю, с воротником стойкой и густо собранной головкой рукава, плотно облегающие и подчеркивающие таким образом природ¬ную стать казачки. Вторым излюбленным фасоном были кофточки «матинэ», на кокетке спереди и с пышными сборками на груди с длинным «об руку» рукавом с приподнятой головкой. Костюм-парочка, сшитый из светлой однотонной ткани, стал свадебным нарядом казачки.

Одежда гребенских и терских казачек напоминала костюмы донских женщин. Они также носили рубаху и платье-кубелёк с металлическим поясом.

Казачки Уральского, Оренбургского и Сибирского войск носили вплоть до XX века старинные костюмы, состоящие из рубахи и сарафана, характерные для русских северных и центральных губерний России. Необыкновенной красоты были уральские праздничные наряды. Рубахи делали из кисейной, шелковой, атласной, полупарчовой ткани с широкими рукавами, которые украшали позументом, золотной вышивкой, металлическими блестками, фольгой. Косоклинные сарафаны шили из штофа, тафты (виды шелковых тканей), бархата, различных жаккардовых тканей. По центру переда вдоль застежки с металлически¬ми филигранными пуговицами пришивали широкие дорогие позументы. До середины XIX века уральские казачки носили круглые объемные кокошники, затем им на смену пришли платки и косынки с золотной вышивкой. Завершали наряд пояса из тесьмы с металлической нитью с длинными, вплоть до подола сарафана, концами, заканчивающимися тяжелыми кистями из золотных и шелковых нитей.

Рассказ о костюме казачек был бы неполным без описания одежды некрасовских казаков. Названы они были так по имени легендарного атамана из староверов Игната Федоровича Некрасова, который в августе 1708 года увел с Дона тысячи раскольников, не пожелавших подчиниться патриарху. Местом поселения некрасовцев сначала была Кубань, потом дельта Дуная, а конечным пунктом — берега озера Майнос в Турции. На чужбине они прожили два с половиной века. До возвращения в Россию «игнат-казаки», так их называли турки, жили по укладу казачьей общины XVII века. Исполняя волю атамана Игната Некрасова, они вели достаточно замкнутый образ жизни, благодаря чему сохранили традиционную культуру. Казаки не вступали в браки с турками, женщины не покидали территорий селений. Вероятно, поэтому они смогли сохранить и традиционный костюм вплоть до второй половины XX века.

В «Живой старине» за 1896 год есть подробное описание старинного некрасовского костюма: «…наряд был поистине оригинальным: на голове высокая кичка о двух рогах золотой парчи под желтым шелковым прозрачным покрывалом, накинутым поверх рогов <…>, с кички около ушей спускаются подвески из серебряных цепочек <…>, на шее мониста, борта ватной кофты с корот¬кими рукавами обшиты тонкими серебряными монетами, с большими дутыми пуговицами посередине. Из-под коротких рукавов ватной кофты спадают непомерно длинные рукава нижней одежды, расширяющиеся на концах». Несомненно, женский костюм некрасовцев схож с костюмом донских казачек, турецкое влияние сказалось на выборе тканей, из которых была сшита одежда.

Костюмы, привезенные некрасовскими казачками в Россию в 1962 году, состояли из рубахи, балахона, завески и головного убора из нескольких элементов, в том числе урумовского платка, украшенного по краям кисточками из разноцветных нитей. Чаще всего платок украшали, прикалывая бисерные подвески булавочки. Прямые туникообразные рубахи были составными: верх рубахи назывался «шефлик» и делался из простой хлопчатобумажной ткани, так как был не виден под балахоном, надевавшимся сверху. Подол всегда шили из ярких тканей. Праздничные рубахи делали с шелковыми подолами и рукавами, низ будничной рубашки завершала кайма из красной хлопчатобумажной ткани.

В XX веке балахоны шили из плотной хлопчатобумажной или шелковой ткани в неширокую полосу обязательно на ситцевой подкладке. Передняя нижняя часть балахона делалась из более дешевых ситцевых тканей. Балахон застегивался на пуговицы и петли из шнура только до талии. Возможно, происхождение балахона связано с архаичными русскими туникообразными распашными одеждами. Этот костюм обязательно надевали в дни христианских праздников, в день свадьбы, а молодая обязательно ходила в наряде в течение месяца после свадьбы. Казачки всегда шили наряды сами, сначала вручную, потом и на швейной машинке. Посиделки были настоящей школой традиции, матери не только учили дочерей рукоделию, они учили песням, традициям и истории.

Особенностью казачьего женского костюма были головные накидки. Замужние женщины носили «повойник». Головной убор в виде мягкой шапочки, который полностью закрывал волосы, заплетенные во время свадебного обряда из одной девичьей косы в две. Косы укладывались высоко на голове и закрывались повойником. Повойник не позволял женщине выставить напоказ одно из ее основных украшений — волосы. Увидеть ее простоволосой мог только супруг. Девушка же покрывала голову и обязательно заплетала одну косу с лентой. Казачки также носили кружевные платки, а в XIX веке – «колпаки», «файшонки» (от немецкого слова <файн> — прекрасный), «наколки и ток». Носились они в полном соответствии с семейным положением — замужняя женщина никогда не показалась бы на людях без файшонки или наколки. Молодая казачка с праздничным нарядом надевала на прическу файшонку. Это шелковая черная кружевная косынка коклюшной работы, связанная по форме узла волос с концами, которые завязывались сзади бантом, очень украшала женщину. Файшонка состояла из шапочки на «куль», наподобие русского сборника, и двух полос (скорее, напоминающих лопасти) — «хвостов»; в «хвосты» для сохранения формы вставлялись кости. Файшонки были распространены на Среднем и Нижнем Дону и на Донце.

Что касается украшений, бывших у девиц и женщин, главнейшие из них назывались чикилики и перлы (коробчак). Первые вязаны были мелкой сеткой из крупного жемчуга. Выходя из-под головного убора, висели над ушами частично прикрывая щеки и крепились к широкой ленте из алого атласа, которая тоже была унизываема жемчугом и обвиваема вокруг головы. Вторые так же были низаны из крупного жемчуга, прикреплялись на плечах бантом из золотого, украшенного драгоценными каменьями, позумента и спускались по груди до пояса. Кроме того, носили ещё бизилики (базилики, белезики, безелика) — плоские серебряные, золотые или металлические браслеты с орнаментом (А Ригельман: «На руках, при самой ручной кисти, кольца нарочитой толщины золотые и серебряные».); серьги из жемчуга и драгоценных каменьев и золотые, серебряные перстни и кольца. Серебряное кольцо на левой руке — девушка на выданье, «хваленка». На правой — просватана. Кольцо с бирюзой — жених служит (бирюза—камень тоски). Золотое кольцо на правой руке — замужняя, на левой—разведенная. Два золотых кольца на одном пальце левой руки — вдова. Второе кольцо — умершего или погибшего мужа. С золотом в гроб не клали.

Любили казачки в праздники надевать ожерелья (борок), монисто. Первые изготавливались из бисера, жемчуга, разноцветных круглых, продолговатых, граненых бус, нанизанных на льняные нитки, вторые из золотых и серебряных монет. Носили их женщины и девушки, по 3–7–12 ниток. Бусы из жемчуга носили более состоятельные казачки.

Вообще, жемчуг (зеньчуг (дон.)) был любимым украшением донских женщин. На протяжении почти всей нашей истории тяжело складывалась жизнь казачки на широком Диком Поле. Много страданий пришлось на долю матерей и жен. И не без основания воспел их святые слезы трогательный древний казачий сказ:

«Это случилось давно, братья соколы, еще в те времена, когда казакам часто приходилось биться и гибнуть в степях и на синем море, когда души погибших реяли в туманах над речными мелями, над болотистыми лиманами, когда горькие причитания по павшим неслись с каждого хутора, как шум воды на порогах.
Однажды, спустилась на землю Пречистая Дева, наша Небесная Мати. Вместе со святым Николаем, в лучшей своей жемчужной короне, тихо скользила Она вдоль обширного казачьего края, внимая горькому плачу своих детей. И, когда наступил знойный день, пересохли от жажды уста Ее и нечем было их освежить. Никто на хуторах не отвечал на их стук, никто не подходил к дверям и только громче еще раздавались за ними горькие рыдания.
Тогда подошли они к широкой реке. И только наклонилась к ее струям Пречистая Мати, как упала корона с Ее головы, упала и скрылась глубоко под водой.
— Ах, сказала Она, пропали мои прекрасные жемчуга. Никогда больше не будет у меня таких красивых. Но когда возвратились они в свой Небесный Дом, то увидели на Ее золотом троне такие же сияющие зерна драгоценного жемчуга.
— Как же они попали сюда? — воскликнула Она,— ведь я их потеряла. Наверное, их нашли казаки и передали для Меня.
— Нет, Матушка,— сказал Ей Сын,— это не жемчуг, а слезы казачьих матерей, Ангелы собрали их и принесли к Твоему престолу.
Вот почему в казачьей земле жемчуга и до сих пор связаны со слезами».

Были и другие украшения, нашивавшиеся на одежду, декоративные пуговицы из полудрагоценных камней.

Пояс так же был одним из украшений. Выше талии кубелёк подпоясывался шитым бисером шелковым или металлическим узорным узким поясом с пряжкой. Были также пояса из цветного бархата, расшитого жемчугом. А еще по вечерам казачки ткали пояса. Ткали их для своей семьи из шерстяных ниток, голубых, синих, красных, черных, белых. Такой пояс носили поверх рубахи, юбки. Длина пояса была 1,5–2 метра и ширина 3–4 сантиметра. На концах пояса делалась бахрома из оставленных ниток.

P.S. Почему головной убор «кичка» с рожками?

Всегда меня интересовал этот вопрос. Вот какую информацию удалось найти:
Идея, лежащая в основе этой моды, безусловно, древняя.
Рога — это прежде всего защита молодухи, матери, ребёнка от злых сил, они уподобляют женщину корове, символу плодородия и женского начала.

5d924caa3298c4c71f045a680cce9893 Наряд казачки сквозь века
9eb9ada10c2d917e8ad0a95200ad376c Наряд казачки сквозь века
46e225933faee73a91d1264afb99b005 Наряд казачки сквозь века
b10ff9d20c93c9397e9c559871c1245e Наряд казачки сквозь века
44189cf4d4a9978dd0b83e8b49b63ddd Наряд казачки сквозь века
9fb8fcd0ed5c06872cc0b490e2c6cca6 Наряд казачки сквозь века
ace04c3e7818dc28b7f47f1e1b8a0227 Наряд казачки сквозь века
b6dbc7b54975c145df5e05cbb45d8de4 Наряд казачки сквозь века
3dcfb2c801cb5ec1872a92f33a4d1405 Наряд казачки сквозь века
e7ed536586427b9e584267ae6730eb2d Наряд казачки сквозь века
fa9ec68e96e81c14718ba576c019a7ce Наряд казачки сквозь века
98941bd0f6bfa14178afa08c531ab74c Наряд казачки сквозь века
bd40427f2df89ed53367cc61dbeee094 Наряд казачки сквозь века
5e6824919eb35266f595c9b8ea34087a Наряд казачки сквозь века
e35512a7cd22db322ca1d0eace1dbad5 Наряд казачки сквозь века
678beb38afa10b75df48f02724b6e933 Наряд казачки сквозь века
7f7b7ade1ef54112293143ba216d6883 Наряд казачки сквозь века
3722f5a0573484694f1dd05f87c60913 Наряд казачки сквозь века
c9f0c8515872dcba801d8adba4c2d193 Наряд казачки сквозь века
464b49cae4de884e3b05f1763fb87abc Наряд казачки сквозь века
ea323592dc1a35420192217d13b5364d Наряд казачки сквозь века
d1e788410e2c03e86ab32f74735b64bb Наряд казачки сквозь века
25d4cb34edd6ecde457e153b19f2d205 Наряд казачки сквозь века
2013ff73685c174a4e34d7dabc2203f9 Наряд казачки сквозь века
f91645bc45c6ecd3c94c7d970cf406da Наряд казачки сквозь века
045d55c60035098c7d97d8463ad8a272 Наряд казачки сквозь века
fbae4e2e51a4b362c90bfb681372e073 Наряд казачки сквозь века
3cd638e83724362c7c6f27e2069b28e1 Наряд казачки сквозь века
a7c4d2abb865d690fb2be886af5dccea Наряд казачки сквозь века
3d1e3fc2e9536c765818084ee3209d98 Наряд казачки сквозь века
4938518f7e725b697b595b3c97555b88 Наряд казачки сквозь века
3fa59017d2053a9cb8273207097de59f Наряд казачки сквозь века
7939973a78d010272b2f1259ec2001d9 Наряд казачки сквозь века
c208381b95fe16aa2099488bdb33aaaa Наряд казачки сквозь века
553bccbee9af7ba389e5a70ff2d462d4 Наряд казачки сквозь века
26e55dc3156a6c0716ae53177b2ecf32 Наряд казачки сквозь века
295448d0e1296ba583028a59d3d1376f Наряд казачки сквозь века
49fc6b80ddbac6775f2a326c91f9639b Наряд казачки сквозь века
6722fe98d97cb1bc0cbc996a8fac8cd6 Наряд казачки сквозь века
468dcd594f4139ab5b584f73e72b6b52 Наряд казачки сквозь века
879a9adfaf809ee95366f460dbf0af66 Наряд казачки сквозь века
d2e6b8b14eac52024ad8cc1184a91cb6 Наряд казачки сквозь века
571b754d81bd3412a90cee21b7faceac Наряд казачки сквозь века
71bf8484cf2c79a4d6ca7643ec426f8c Наряд казачки сквозь века
2bff5a1aefa70e4ea224b49b4f5774c7 Наряд казачки сквозь века
f6276ea5e8519c969b4c3539e9f5ac62 Наряд казачки сквозь века
29d158c98eb63b35b8b3df1fd096a1cc Наряд казачки сквозь века
bce6afe8464231e1ed80672578e46278 Наряд казачки сквозь века
5dc2f13916c07f7cdabd9cf7488dbd4c Наряд казачки сквозь века
aba814be9130e2c961c037af31b54532 Наряд казачки сквозь века
f9d8fe46a8cba473589b5f5011f46068 Наряд казачки сквозь века
b80e13edda0ef98232fb04c342543e79 Наряд казачки сквозь века
fecaf873f0e2c13be1ef6bb354660ff2 Наряд казачки сквозь века
326c7b06db92484e3ca02f78e739af07 Наряд казачки сквозь века
9fc80ecd2106fd41842c8a7697dc0a95 Наряд казачки сквозь века