Зачем нужна казачья община в Клину

Самоорганизация граждан является ключом к созиданию и лечению многих застаревших социальных болезней российского общества. К этому приводит сам современный образ жизни. Люди разочаровываются в общественной жизни. Внешние факторы действуют разлагающе на душу человека. Сейчас многие русские (великороссы, малороссы, белорусы – не важно) считают себя русскими по национальности, но суть русскости многие из них забыли. Затем они и национальность могут забыть, станут «гражданами мира».

Как показывает опыт, самой эффективной формой самоорганизации граждан является община, построенная по мировоззренческому принципу. Территориальный критерий важен, но общность людей по состоянию души важнее. Общие духовно-нравственные ценности, вызывающие доверие друг к другу, являются основой устойчивой самоорганизации граждан.

Вот как об этом писал архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской) в 1931 году. ” Есть в русском народе  непреходящая  ценность  вечного  культурного строительства, ценность  не  кричащая, никогда не выдвигавшаяся на первое место, но в смирении  своем  делавшая  великое  дело освящения всех русских людей, которые  не  оскорбляли  ее. Ценность эта первая встречает человека на земле,  следует  за  ним  по всей его жизни и провожает его с земли последней.  Она  называется  православным церковным приходом. Приход — Община — Братство –Общество  —  самая  мудрая, самая смиренная, самая святая организация культуры.  По  существу своему приход есть училище социальной любви, и правильно  понятый,  запечатленный  творческой  жизнедеятельностью; он становится  для человека всем, сообразно возрасту человека, намерениям творческим  или  Божьему  дару. Современная российская жизнь объясняет наши  слова,  но  их  еще  более могла бы объяснить возрожденная Богом Россия”.

И еще… “…Нам  нужно  от  всей души молить Бога, чтобы мы поняли, наконец,   что  все  наше  спасение  как  отдельных  лиц,  как  общества,  как государства,   как   целой   народности   –   во  внесении  повсюду христианско-церковного    духа   и   в   руководстве   нравственным авторитетом  Церкви и ее представителей на каждом шагу нашей лично и  общественной  жизни”. Иеромонах  Михаил (Грибановский) 1886 год.

Несомненно, объединение людей в приходах являет собой высокий уровень самоорганизации, так как здесь объединение происходит на духовном уровне. Но на практике объединение здесь ограничивается совместными богослужениями, проведением крестных ходов и встречами по православным праздникам.

Трезвомыслящий, верующий человек, не может ограничится, только встречами в праздничные дни в храмах. Приход должен стать не просто организационной структурой, а живым организмом, то есть общиной.

Особенность русского человека заключается в том, что он ищет во всем Правду и желает жить по Правде. Жизненный уклад русской общины как раз и устанавливает отношения Правды между людьми. Община, по нашей мысли, – нижняя по уровню организации форма объединения людей, для реализации конкретных дел. Православная  община  –  маленькое  государство  Божьей Правды. Взаимопомощь    взаимодействие,   взаимовыручка  –  доверительная,  бескорыстная,  созидательная  создает    среду    необходимую    для    проявления   православных государственных  устоев. 

Но перед нами встал вопрос – под чьим «флагом» объединяться? Или придумать что-то свое? Что взять за основу, в том числе организационную, при этом учитывая, то, что стержень для нас – это Вера Православная? Бросив взгляд на историю России, мы нашли ответ – КАЗАЧЕСТВО!

КАЗАКИ – это служилые люди и от них всегда была помощь. Казачество всегда исповедовало принцип полной свободы убеждений, при этом казак понимает свою жизнь как служение Богу, исполнение его заповедей через служение Отечеству и народу. Нельзя служить вполсилы — любое порученное дело казак обязан выполнять безупречно. Казачество немыслимо без Православия. Только оно воспитывает нас в небрежении к земным благам, в поиске подлинных духовных ценностей, в жертвенном служении народу христианскому.

Не претендуя ни на какую власть, казак всегда поддерживал традиционный, исконно русский порядок, был оплотом стабильности. Посему член любого казачьего объединения должен стремиться быть безупречным гражданином и примером нравственности во всем.

Подлинная сущность казачества во внутренних качествах каждого казака – в психологии свободного человека, в независимом характере и чувстве собственного достоинства, в безграничной любви к родному краю, в смелости и удали.

Русского человека отличает от всех его вера. Вера в Господа нашего Иисуса Христа. Вера в Родину нашу Святую Русь – матушку. Вера в Русских людей – патриотов и вера в торжество справедливости. «Не в силе Бог, а в правде», – с этими словами святой благоверный князь Александр Невский, побеждал врагов России как внешних, так и внутренних. Хотим, чтобы эти слова станали и для нас основой самоорганизации в православной казачьей общине «Демьяновский курень».

 

Есть и исторические факты, подтверждающие, что были казаки на Клинской земле.  

В 1617 году Дмитрий Петрович Лопата-Пожарский, племянник знаменитого Дмитрия Михайловича Пожарского, заперся в клинской крепости от осадившего город отряда пана Соколовского. Об том случае Пожарский писал государю Михаилу Федоровичу: «В прошлом государь, как шел королевич под Москву, послал ты, государь, меня, холопа твоего, на свою государеву службу с Москвы, с осады в Тверь в осаду, и как я, холоп твой, пришел в Клин, а со мною были посланы головы, а с ними стрельцы и казаки твои, государь, запас провожать на белую, и на меня, государь, пришел в те поры на Клин пан Соколовский со многими людьми. И я, холоп твой, с ними бился в осаде и от них отсиделся и ваши государевы запасы от Твери привел здраво и о том писал…»

В Отечественную войну 1812 года в Клину находились ополченцы из Твери численностью 14,5 тысяч человек, отряды казаков генерала В. Иловайского, а также отряды С. Г. Волконского, будущего декабриста. В Клинском уезде находилось множество воинских частей: крупный казачий отряд квартировал в деревне Доршево, казаки были в селах Черново и Борисоглебском, в деревне Давыдково, находились отряды клинских партизан, входившие в корпус Винценгероде.»

Источник: Светлана Чистова «Клин, что на реке сестре»

.

В дворцовой Сологинской волости Клинского у. В. Шедяев отделял поместья казакам летом 1619 г. Судя по писцовой книге 1624—1625 гг., здесь было поселено 25 рядовых казаков станиц Третьяка Буркова, Ивана Железкова, Степана Красной Нагавки и Тита Гаврилова, защищавших Можайск и Москву летом — осенью 1618 г. Их оклады колебались от 150 до 350, наделы — от 27 до 63 четвертей. Первоначально, по-видимому, всем казакам независимо от окладов досталось по одному крестьянскому двору, но ко времени составления писцовой книги у некоторых из них крестьян уже не было.

Источник: Александр Станиславский ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ XVII в. Казачество на переломе истории

.

Зачем в России казаки