Урка по волоску вырвал бороду, ресницы и брови у заключенного священномученика Михаила Богословского (память 28 марта). Почему он потом просил у своей жертвы прощения на коленях?
Тюремная и лагерная администрация во время гонений на Церковь при Сталине поощряла издевательства уголовников над «церковниками», осужденными по пресловутой 58-й статье. Из жизнеописаний известны дикие истории. Архимандрита Павла (Груздева) привязали босого в декабрьский мороз к дереву, чтобы его разорвали волки (а они не разорвали). Архиепископа священномученика Фаддея (Успенского) загоняли под нары и ставили ему туда банку с нечистотами – «вот тебе кадило, покади»…
В двадцатых годах власти часто инициировали религиозные диспуты, давая возможность выступить на них и православным. Отец Михаил Богословский был активным участником таких диспутов и, будучи человеком весьма образованным, всегда побеждал своих безбожных противников. Это было отмечено властями, и в 1924 году священник был арестован. Однако следователям не удалось доказать его вину, и после непродолжительного пребывания в тюрьме он был освобожден. Вскоре отец Михаил был возведен в сан протоиерея.
К середине тридцатых годов все храмы в Бердянске были или закрыты, или захвачены обновленцами, за исключением Покровского, где настоятелем был протоиерей Виктор Киранов, и отец Михаил стал его верным и активным помощником. Когда в 1936 году стало известно, что власти приняли твердое намерение закрыть и этот храм, отец Михаил помог настоятелю организовать собрание прихожан, которые 8 января 1937 года единодушно постановили храма не отдавать. Однако, несмотря на это, храм вскоре был закрыт, а священники Михаил Богословский, Виктор Киранов и Александр Ильенков — арестованы и заключены в тюрьму в Бердянске.
В тюрьме следователи жестоко пытали отца Михаила. Священник во время допросов сосредоточенно молился, время от времени осеняя себя крестным знамением. Следователь, видя крестное знамение, пришел в ярость и, размахивая наганом перед лицом отца Михаила, потребовал, чтобы он прекратил креститься. Но священник на это спокойно возразил: «У вас свое оружие, а у меня свое». На все вопросы следователя отец Михаил отвечал, что виновным себя не признает и никогда и никакой антисоветской работы не вел.
29 октября 1939 года тройка НКВД приговорила протоиерея Михаила к пяти годам заключения, и он был отправлен в исправительно-трудовой лагерь в Новосибирскую область. В заключении отцу Михаилу пришлось нелегко. Еще находясь в тюрьме, он тяжело заболел, так что всякий прием пищи вызывал у него труднопереносимую боль, а в лагере эта болезнь усилилась.
Тюремная и лагерная администрация во время гонений на Церковь при Сталине поощряла издевательства уголовников над «церковниками», осужденными по пресловутой 58-й статье. Из жизнеописаний известны дикие истории. Архимандрита Павла (Груздева) привязали босого в декабрьский мороз к дереву, чтобы его разорвали волки (а они не разорвали). Архиепископа священномученика Фаддея (Успенского) загоняли под нары и ставили ему туда банку с нечистотами – «вот тебе кадило, покади».
Прот. Михаил Богословский. Тюремное фото, 1937 г.
Господь этих страдальцев буквально брал в Свои руки и спасал. Как отец Павел остался жив и протаял пятками снег до земли, уму непостижимо. А «пахану», который мучил святого Фаддея, было видение от Бога, так его перепугавшее, что он прекратил издевательства.
А вот у протоиерея Михаила Богословского в истории нет чудесного вмешательства Божиего, но есть его беспримерная кротость и всепрощение.
Протоиерей Виктор Киранов оказался с ним в одном бараке. В своих письмах родным он, отмечая кротость и смирение соузника, называл его «преподобный отец Михаил». Сохранилось свидетельство Т. А. Казычкиной о том как блатной садист, издеваясь над отцом Михаилом, вырвал ему по волоску брови и ресницы. Надзиратель, увидев это, ужаснулся и потребовал назвать имя мучителя, но священник отказался. И лагерный садист, пораженный любовью и великодушием пастыря, тайно пришел к отцу Михаилу и со слезами просил прощения.
Протоиерей Михаил Богословский мирно отошел ко Господу, со смирение испив всю чашу своих страданий, 28 марта 1940 года в Краслаге НКВД, близ Канскаи и был погребен в безвестной могиле.
Отец Виктор Киранов стал свидетелем смерти протоиерея Михаила. Он писал домой: «Думаю, почти верю, что Господь принял душу его как праведника и человека, равного другим святым, угодившим Ему». «Жизнь последнего была такова, что если вера наша не суетна, а она, без сомнения, истинна, то он по аналогии со всеми святыми, без сомнения, предстоит у Престола Всевышнего во всей славе своего славного жития».
Местное причисление его к лику святых последовало по решению комиссии по канонизации Запорожской епархии. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года причислил его как священномученика к Собору новомучеников и исповедников Российских и определил днём его памяти также день кончины 15/28 марта.
Арсений ЗАГУЛЯЕВ
Смотрите также:
Рождество в ГУЛАГе. «Бог был среди нас»
«В XX веке с нами произошло нечто ужасное»
За право жить не по указке духовного хама
Дважды француз Советского Союза
Иван Солоневич. Последний рыцарь империи
Вершины и пропасти. О романе Елены Семёновой «Претерпевшие до конца»
Find more like this: АНАЛИТИКА
One Response to Лагерная история: милость в ответ на издевательства