7 января 2013 года (25 декабря 2012 г. по ст. ст.) манифест императора Александра I возвестил о победе русской армии над французскими захватчиками

by on 07.01.2017 » Add the first comment.

Звучат рождественские песнопения, вьюга подпевает, хозяйки собирают на стол… Есть у рождественских праздников и батальный сюжет – не из времён царя Ирода. В 1812-м году, накануне 1813-го (разница нового и старого стилей летоисчисления), Россия вздохнула свободно: захватчики изгнаны за пределы империи. Французы бегут подалее от России. Рождественский манифест Александра I возвестил о победе.

По Указу российского императора Александра I Благословенного празднование Победы России в 1812 году предписывалось проводить в день Рождества Христова (7 января по новому стилю):

«Бог и весь свет тому свидетель, с какими желаниями и силами неприятель вступил в любезное Наше Отечество. Ничто не могло отвратить злых и упорных его намерений. Твердо надеющийся на свои собственные и собранные им против Нас почти со всех Европейских Держав страшные силы, и подвизаемый алчностию завоевания и жаждою крови, спешил он ворваться в самую грудь Великой Нашей Империи, дабы излить на нее все ужасы и бедствия не случайно порожденной, но издавна уготованной им, всеопустошительной войны.

Предузнавая по известному из опытов беспредельному властолюбию и наглости предприятий его, приготовляемую от него Нам горькую чашу зол, и видя уже его с неукротимою яростию вступившего в Наши пределы, принуждены Мы были с болезненным и сокрушенным сердцем, призвав на помощь Бога, обнажить меч свой, и обещать Царству Нашему, что Мы не опустим оной во влагалище, доколе хотя един из неприятелей оставаться будет вооружен в земле Нашей. Мы сие обещание положили твердо в сердце Своем, надеясь на крепкую доблесть Богом вверенного Нам народа, в чем и не обманулись. Какой пример храбрости, мужества, благочестия, терпения и твердости показала Россия!

Вломившийся в грудь ее враг всеми неслыханными средствами лютостей и неистовств не мог достигнуть до того, чтобы она хотя единожды о нанесенных ей от него глубоких ранах вздохнула. Казалось, с пролитием крови ее умножался в ней дух мужества, с пожарами градов ее воспалялась любовь к Отечеству, с разрушением и поруганием храмов Божиих утверждалась в ней вера и возникало непримиримое мщение. Войско, Вельможи, Дворянство, Духовенство, купечество, народ, словом, все Государственные чины и состояния, не щадя ни имуществ своих, ни жизни, составили единую душу, душу вместе мужественную и благочестивую, толико же пылающую любовию к Отечеству, колико любовию к Богу. От сего всеобщего согласия и усердия вскоре произошли следствия, едва ли имоверные, едва ли когда слыханные.

Да представят себе собранные с 20 Царств и народов, под едино знамя соединенные, ужасные силы, с какими властолюбивый, надменный победами, свирепый неприятель вошел в Нашу землю! Полмиллиона пеших и конных воинов и около полутора тысячи пушек следовали за ним. С сим толико огромным ополчением проницает он в самую средину России, распространяется, и начинает повсюду разливать огонь и опустошение. Но едва проходит шесть месяцев от вступления его в Наши пределы и где он? Здесь прилично сказать слова священного Песнопевца: “Видех нечестивого превозносящася и высящася, яко кедры Ливанские. И мимо идох, се не бе, и взысках его, и не обретеся место его”. Поистине сие высокое изречение совершилося во всей силе смысла своего над гордым и нечестивым Нашим неприятелем. Где войска его, подобные туче нагнанных ветрами черных облаков? Рассыпались, как дождь. Великая часть их, напоив кровию землю, лежит, покрывая пространство Московских, Калужских, Смоленских, Белорусских и Литовских полей.

Другая великая часть в разных и частых битвах взята со многими Военачальниками и Полководцами в плен, и таким образом, что после многократных и сильных поражений, напоследок целые полки их, прибегая к великодушию победителей, оружие свое пред ними преклоняли. Остальная, столь же великая часть, в стремительном бегстве своем гонимая победоносными Нашими войсками и встречаемая мразами и гладом, устлала путь от самой Москвы до пределов России трупами, пушками, обозами, снарядами, так что оставшаяся от всей их многочисленной силы самомалейшая, ничтожная часть изнуренных и безоружных воинов, едва ли полумертвая может прийти в страну свою, дабы к вечному ужасу и трепету единоземцев своих возвестить им, коль страшная казнь постигает дерзающих с бранными намерениями вступать в недра могущественной России.

Ныне с сердечною радостию и горячею к Богу благодарностию объявляем Мы любезным Нашим верноподданным, что событие превзошло даже и самую надежду Нашу, и что объявленное Нами, при открытии войны сей, выше меры исполнилось: уже нет ни единого врага на лице земли Нашей; или лучше сказать, все они здесь остались, но как? мертвые, раненые и пленные. Сам гордый повелитель и предводитель их едва с главнейшими чиновниками своими отселе ускакать мог, растеряв все свое воинство и все привезенные с собою пушки, которые более тысячи, не считая зарытых и потопленных им, отбиты у него и находятся в руках Наших. Зрелище погибели войск его невероятно! Едва можно собственным глазам своим поверить! Кто мог сие сделать? Не отнимая достойной славы ни у Главноначальствующего над войсками нашими знаменитого Полководца, принесшего бессмертные Отечеству заслуги, ни у других искусных и мужественных вождей и военачальников, ознаменовавших себя рвением и усердием; ни вообще у всего храброго Нашего воинства, можем сказать, что содеянное ими есть превыше сил человеческих. И так, да познаем в великом деле сем промысл Божий.

Повергнемся пред Святым Его Престолом, и видя ясно руку Его, покаравшую гордость и злочестие, вместо тщеславия и кичения о победах Наших, научимся из сего великого и страшного примера быть кроткими и смиренными законов и воли Его исполнителями, не похожими на сих отпадших от веры осквернителей храмов Божиих, врагов Наших, которых тела в несметном количестве валяются пищею псам и вранам! Велик Господь Наш Бог в милостях и во гневе Своем! Пойдем благостию дел и чистотою чувств и помышлений Наших, единственным ведущим к Нему путем, в храм святости Его, и тамо, увенчанные от руки Его славою, возблагодарим за излиянные на нас щедроты, и припадем к Нему с теплыми молитвами, да продлит милость Свою над Нами, и прекратя брани и битвы, ниспошлет к Нам побед победу; желанный мир и тишину».

А.С.Шишков

Подписан манифест именем императора, но мы знаем и истинного автора – адмирала Александра Семёновича Шишкова, устроившего патриотический переворот в сознании Александра в 1812-м году. Даже по тем временам Манифест удивлял христианским смирением: император подчёркивает, что победе мы обязаны Промыслу. Да, именно так победу и воспринимали, но Александр и Шишков настойчивее других современников утверждали, что именно рука Всевышнего Отечество спасла. В этих манифестах запоздало формировалась идеология, которую ещё позже определит министр просвещения Уваров. «Православие, самодержавие, народность!».

Закончилась тяжелейшая кампания 1812 года. В начале осени казалось, что Российскую империю ожидает катастрофа. В салонах толковали о предательстве Барклая, да и на портреты государя поглядывали косо. За несколько недель всё переменилось, и великая армия из грозной силы превратилась в ватагу беспорядочно отступающих мародёров (которые, однако, не разучились сражаться!).

Армия продолжила поход. Солдат ожидали крупнейшие сражение наполеоновских войн. Каждый шаг, каждое крупное политическое решение духовные поводыри переводили на церковный язык.

А через два года, когда Наполеон был сломлен, император выпустил новый манифест: «Декабря 25 дня, день Рождества Христова да будет отныне и днем благодарственного празднества под наименованием в кругу церковном «Избавление Церкви и державы Российской от нашествия галлов и с ними двадесяти язык».

митрополит Филарет (Дроздов)

Так и повелось. Победа 1812 года вошла в богослужебный обиход. К этому празднику готовились гимназисты и школьники, о нём вспоминали ветераны наполеоновских войн, принесшие России победу. И здесь центральную роль сыграл святитель Филарет (Дроздов) – будущий митрополит Московский и Коломенский. С чего начался пристальный интерес замечательного священника к войне 1812-го?  В самые тёмные месяцы войны он призывал паству к твёрдости и верности, спасал от уныния, за что и был награждён наперсным крестом на Владимирской ленте. Священники в те, помимо своего исконного служения, заменяли Совинформбюро. А через несколько месяцев после Бородинского сражения художник, академик Алексей Оленин обратился к владыке с отцу Филарету с просьбой разъяснить нравственный смысл победы:  «Кому же, если не служителю Святого алтаря, приличествует доказать происшествиями нынешней войны, что неимоверные подвиги народа русского начало и основание   свое имеют в безпредельной вере к Богу». Оленин потерял в той войне сына… Так родилось первое рассуждение отца Филарета о великой войне – и на эту статью многие сразу обратили внимание. Многие – начиная с императора – нуждались именно в таком поучении.

Ну, а после 1814-го именно Филарет создаёт чин благодарственного молебна об изгнании галлов и с ними двадесяти языков с земли русской. Совершали этот молебен после литургии и звучала молитва, составленная святителем:

«Видехом, Господи, видехом и вси языцы видеша в нас, яко Ты еси Бог, и несть разве Тебе…   Благодарим Тя, Господи, яко наказуя наказал еси ны вмале, да не смерти во веки предаси нас. Даждь нам, Господи, память сего славного посещения тверду и непрестанну имети в себе, яко да в Тебе утверждени сыновним страхом и верою, и любовию, и Твоею крепостию ограждени, выну якоже днесь, поем и славословим имя святое Твое».

Молебен этот традиционно совершался в Рождественский день. В наше время его чаще совершают 25 декабря: старый и новый стиль внесли путаницу. Но и на Рождество мы поминаем воинов, отдавших жизни за други своя в 1812-м.  Победная музыка и скорбные ноты переплетаются в этот день в храмах.

Постепенно традиция возвращается – и в храмы, и в школы. Мы вспоминаем и этот – отечественный, исторический – оттенок смысла Рождества. И тех, кто первым осмыслил Победу в религиозном, даже в богословском ключе – Александра Шишкова и владыку Филарета. И благодарим за Победу Того, Кого благодарили за неё герои 1812 года..

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: НОВОСТИ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *