Пленительный образ русской усадьбы. Выставка в Венеции еще раз показывает, что Россия – это часть Европы

by on 10.10.2014 » Add the second comment.

10.10.2014

В залах Музея Коррер в Венеции проходит выставка «Палладианский стиль в России. От барокко до модернизма», организованная Министерством культуры Российской Федерации в рамках инициатив года туризма Италия-Россия 2014.

Благодаря привезенному в Италию богатейшему материалу из наиболее известных музеев Москвы, Петербурга и других городов (больше 200 работ – рисунки, проекты, эскизы, архитектурные модели и живописные работы великих русских художников Левицкого, Боровиковского, Сороки, Борисова-Мусатова, Судейкина, Грабаря, Добужинского, Бенуа), на выставке удалось воссоздать 300-летнюю историю воплощения идей великого итальянского архитектора Андреа Палладио на русской почве. Его имя не только связывалось с идеалами эпохи Возрождения, но стало источником вдохновения для создания архитектурных проектов, сформировавших общественное сознание, нашедших приложение в повседневной жизни.

Самый яркий пример – русская усадьба, которая родилась именно из проекта загородных вилл, созданных Андреа Палладио на севере Италии.

Сам великий архитектор, оказавший огромное влияние на развитие мировой архитектуры, родился в Падуе в 1508 году.

Его настоящее имя – Андреа ди Пьетро, происходил он из небогатой семьи (его отец был мельником). В 13 лет Андреа стал учеником резчика по камню, а вскоре семья переехала в Виченцу – город, с которым отныне будет связано имя Палладио.

Знакомство с просвещенными людьми той эпохи позволило ему в короткий срок развить свои необыкновенные способности. Андреа черпал вдохновение в наследии греко-римской античности, в первую очередь в трудах Витрувия, а также в гуманистических идеях Леона Баттиста Альберти. Скоро он становится наиболее уважаемым архитектором Венецианской республики. Созданные им виллы, церкви и дворцы до сих пор украшают Венецию, Виченцу и их окрестности.

Однако Палладио был не только архитектором, но и теоретиком архитектуры, сценографом, а его трактат «Четыре книги об архитектуре» (1570 г.) стал учебником для последующих поколений архитекторов, породив так называемый «палладианский стиль», продлившийся три века. Его примеры находим в Великобритании, Ирландии, Северной Америке, а знаменитые Белый дом и Капитолий в Вашингтоне – свидетельство того, что Палладио является и «отцом американской архитектуры», о чем гласит и резолюция 259 от 6 декабря 2010 года Конгресса США.

В России палладианский стиль получил широкое распространение в середине XVIII века, хотя трактат об архитектуре Палладио был переведен на русский язык предположительно еще князем Долгоруковым в 1699 году.

Выставка в Венеции рассказывает о развитии идей великого итальянского архитектора в России, с самого зарождения «русского палладианства» в эпоху реформ Петра I, что ясно прослеживается в истории создания Петербурга. 

Страсть к палладианской архитектуре достигла своего апогея в эпоху Екатерины II, которая покровительствовала новым европейским тенденциям в искусстве и архитектуре. 

По ее приглашению в Россию прибыли известные архитекторы того времени – итальянец Джакомо Кваренги и шотландец Чарльз Камерон, оба убежденные последователи Палладио, которые именно на русской земле смогли всецело воплотить в жизнь идеи гениального архитектора эпохи Возрождения.

В своих проектах Палладио основывался на строгом соблюдении математических пропорций и богатстве орнамента, которые характеризовали древнеримскую архитектуру. Часто для своих вилл он использовал план античных храмов. При этом исключительная элегантность его строений основывалась на простоте и композиционной ясности. Палладио всегда проектировал свои виллы в соответствии с окружавшим их ландшафтом, фасады располагал таким образом, чтобы жильцы могли любоваться превосходной панорамой из любого уголка дома.

Эти критерии воспринял и развил в своих трудах великий русский архитектор Николай Александрович Львов (1753-1803).

На выставке представлен его портрет работы Дмитрия Левицкого из Государственной Третьяковской галереи. Именно благодаря ему, вдохновленному идеями Палладио, родился такой уникальный феномен, как «русская усадьба», который касался не только архитектуры, но и искусства в целом, литературы и повседневной жизни XVIII-XIX веков, которые навсегда остались запечатленными на страницах великой русской литературы, от «Евгения Онегина» Пушкина до «Войны и мира» Льва Толстого.

По экспозиции можно проследить трансформацию палладианского стиля в России – от незаконченного проекта Казанского собора в Петербурге Джакомо Кваренги или вида фасада Таврического дворца XVIII века Бенжамена Патерсена, хранящегося в Эрмитаже, до проекта «палладианского» дровяного сарая с классическим портиком в усадьбе Никольское-Черенчицы Николая Львова из Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева.

Однако наиболее сильное впечатление оставляет сам неповторимый облик русской усадьбы, навсегда сохраненный в очаровательных живописных работах «Вид на усадьбу Останкино» (1836 г.) Николая Подключникова, «Бабушкин сад» (1878 г.) Василия Поленова или «Бабье лето» (1916 г.) Сергея Судейкина, созданной накануне революционных потрясений.

Странным образом палладианский стиль в России продолжал жить и в XX веке, когда он не существовал уже больше нигде. Эпоха модернизма неожиданно способствовала обращению русских архитекторов к неоклассическим формам; возможно, это была своего рода ностальгия по ушедшему в небытие миру русской усадьбы. Даже эскиз плана Народного дома им. Ленина в Иваново-Вознесенске 1924 года Ильи Голосова или Академии наук в Москве 1934 года Ивана Фомина, несмотря на новые веяния, пронизаны духом Палладио. 

Перенимая чужой опыт, Россия всегда перерабатывала его в свой собственный, неповторимый и уникальный, который, в свою очередь, обогащал культуру других народов.

Поэтому наше художественное наследие до сих пор так интересует людей во всем мире.

О том, что с нашей страной стремятся сотрудничать не только в экономической сфере, но и открывать ее духовные богатства, свидетельствует и эта выставка.

Ирина Баранчеева

Источник

Смотрите также: Бывшие люди

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: НОВОСТИ

Один комментарий на «Пленительный образ русской усадьбы. Выставка в Венеции еще раз показывает, что Россия – это часть Европы»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *