10 марта — день памяти классика русской литературы Михаила Булгакова

by on 10.03.2017 » Add more comments.

В 1931 году в рамках компании по борьбе с религией, было принято решение о закрытии Даниловского монастыря в Москве, а заодно и кладбища на его территории. 

Особо выдающиеся могилы переносили на Новодевичье кладбище. Могила Гоголя была разорена, как и многие другие.  Надгробный камень могилы Гоголя, знаменитая «голгофа» (камень выбран Константином Аксаковым в Крыму), сто лет служивший своему хозяину, оказался среди кладбищенского мусора, где в 1940 году его заметила Елена Сергеевна Булгакова и купила в качестве надгробной плиты на могилу мужа. 
.
«Укрой меня своей чугунной шинелью», –  писал Булгаков в своем письме В.Я. Лакшину, будучи страстным почитателем Гоголя. Так и случилось. 
.
Все великие художники еще и пророки. 
.
Вот, что пишет Валентин Катаев, в своих воспоминаниях, о последней встречи с Булгаковым:
.
«- Я скоро умру,- сказал он бесстрастно. Я стал говорить то, что всегда говорят в таких случаях,- убеждать, что он мнителен, что он ошибается.
.
– Я даже могу вам сказать, как это будет,- прервал он меня, не дослушав.- Я буду лежать в гробу, и, когда меня начнут выносить, произойдет вот что: так как лестница узкая, то мой гроб начнут поворачивать и правым углом он ударится в дверь Ромашова, который живет этажом ниже.
.
Все произошло именно так, как он предсказал. Угол его гроба ударился в дверь драматурга Бориса Ромашова…”
.
Чувство юмора не изменяло ему даже в самую страшную минуту.
.
Михаил Афанасьевич Булгаков умер 10 марта 1940 года в 16 часов 39 минут в своей квартире в ужасных мучениях. Последние месяцы жизни он ослеп и каждое движение давалось ему с трудом, отзываясь острой болью во всем теле.
.

Булгаков умирал долго и мучительно. 4 марта 1940 г. Елена Сергеевна зафиксировала в дневнике одно из последних его высказываний: «Я хотел служить народу… Я хотел жить в своем углу… Я никому не делал зла…» Е.С.Булгакова вспоминала и самые последние слова мужа: «…Он дал мне понять, что ему что-то нужно, что он чего-то хочет от меня. Я предлагала ему лекарство, питье – лимонный сок, но поняла ясно, что не в этом дело. Тогда я догадалась и спросила: «Твои вещи?» Он кивнул с таким видом, что и «да» и «нет». Я сказала: «Мастер и Маргарита»? Он, страшно обрадованный, сделал мне знак головой, что «да, это». И выдавил из себя два слова: «Чтобы знали, чтобы знали».
.
Для художника нет большего несчастья, чем забвение. Непризнанный при жизни, отвергнутый, преданный опале, Булгаков стал поистине народным писателем после смерти. Раз и навсегда, победив ее. 
.
Его пьесы не ставились в театрах (один театр не в счет). Его книги не издавались.
«Роковые яйца» были изданы только в 1987 году.
«Театральный роман» в 1960.
«Мастер и Маргарита» в 1966 году.
«Собачье сердце» только в годы перестройки.
.
От 25 до 50 лет потребовалось произведениям Мастера, что бы пробиться к своему читателю, сквозь вереницу нескончаемых Шариковых и Швондеров.
.

Михаил Булгаков: Познавший дьявола

.

Между красными и белыми
В 1891 году в Киеве в семье профессора богословия родился сын Миша. Возможно, что с юных лет Михаил Булгаков приобщился к мистике, которая, конечно же, была широко представлена в библиотеке его отца. Во всяком случае, никто другой из писателей в СССР не придавал так много значения в своих произведениях религиозной и мистической проблематике.
.

Судьба будущего писателя вплоть до Первой мировой войны складывалась по заведенному порядку его происхождения и среды: после гимназии он поступил на медицинский факультет Киевского университета, женился на Татьяне Лаппа.

Война внесла в размеренную и предопределенную жизнь смуту и торжество случайности.

Досрочно Михаил Булгаков становится врачом (диплом медика он получил чуть позже) и мотается по больницам и госпиталям по всей России. Февральская революция 1917 года не слишком затронула Булгакова — он в то время пристрастился к наркотикам, о чем затем подробно напишет в блестящей повести «Морфий». Не задел его сознания поначалу и Октябрьский переворот — слишком занят был Булгаков своей борьбой с пагубным пристрастием. И, надо сказать, наркоманом он не стал.

Весь 1918 год он провел в Киеве, где стал свидетелем и участником стремительных событий: на улицах города шли бои, власть менялась многократно. И вот эти события стали исключительно важными для писателя — рассказанные в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных», они сделали Булгакова крупной фигурой в русской литературе. Следующие два года, очень насыщенные исторически для страны, бросали Булгакова в водоворот событий, из огня да в полымя: он сражался вместе с русскими офицерами против войск Петлюры, затем сумел дезертировать уже из петлюровской армии, служил у красных, перешел к белым, попал вместе с ними на Северный Кавказ и даже участвовал в походе против восставших чеченцев…

Вместе с женой Булгаков едет в Батуми, чтобы оттуда попытаться нелегально выехать из Советской России в Константинополь. Ничего не выходит. И тогда начинающий писатель решает связать свою дальнейшую судьбу с новой Россией — он уезжает в Москву, чтобы всерьез заняться литературной деятельностью.

Ощущение дьяволиады
Поначалу столица, только что оправившаяся от невзгод Гражданской войны, отнеслась к новичку прохладно и равнодушно. Булгакову с трудом удалось устроиться на работу в Главкультпросвет, жить было негде, и только вмешательство руководителя культпросвета Н. Крупской помогло писателю получить прописку — в знаменитой ныне «нехорошей» квартире 50, в доме 10 по Большой Садовой.
.

Денег нет, Булгаков начинает работать журналистом, пишет и печатает рассказы, но слава и признание не приходят. С новой властью у писателя взаимоотношения напряженные. Свои фельетоны в газетах он иногда подписывает псевдонимом «Г. П. Ухов», дурачась над весьма опасной организацией — ГПУ. Ощущение от новых порядков у него прямо-таки мистическое.

Между тем в стране идет нэп, открываются частные издательства, и в одном из них Булгакову удается опубликовать свой первый великий роман «Белая гвардия». Это было бесстрашным вызовом — описывать в стане победителей персонажей противника как людей исключительно симпатичных, отважных, благородных. В кругах художественной интеллигенции старого пошиба роман произвел сильнейший эффект. Дошло до того, что руководитель МХТ К. Станиславский решил инсценировать «Белую гвардию» — ни много ни мало — к 10-летнему юбилею Октября.

В эти же дни Булгаков встречает свою новую избранницу — Любовь Белозерскую, которая стала его второй женой. Дела начинают идти на лад, появилась слава и первые нормальные деньги. Однако очень омрачают жизнь частые вызовы в ОГПУ, цензурные придирки, граничащие с запретом, опасность ареста, а то и гибели. И Булгаков решается на отчаянный шаг: он обращается с письмом прямо к Сталину.

Понятно, что Булгаков никогда не сомневался в сатанизме и самого режима, и его всевластного хозяина. Его отношения с властью не стали ни сговором, ни сотрудничеством, а просто необходимым контактом, без которого нельзя было не только творить свои произведения, но и просто физически уцелеть. Некоторое благоволение тирана и злодея не сделало писателя счастливым — его новые произведения по-прежнему запрещались, не выходили ни в печать, ни на сцену.

Летопись сатанизма
Пытаясь уцелеть, Булгаков ударяется в своем творчестве в прошлые времена, к историческим героям. Он пишет прозу и пьесы о французском драматурге Мольере, о Пушкине, о Дон-Кихоте. Задумываются произведения о Минине и Пожарском, о Петре Первом… И все же современность не отпускает писателя в его замыслах. И тогда он отваживается на религиозное, почти богословское исследование своего времени. Он проводит параллель сталинской Москвы 30-х годов ХХ века с событиями двухтысячелетней давности, происшедшими в Иерусалиме. Появляется роман о Христе, Понтии Пилате и сатане. А также, разумеется, о великой любви мужчины и женщины, о писательском творчестве, о безобразии и убогости окружающей жизни.Его близким другом и хранителем становится третья жена — Елена Сергеевна Шиловская. Многие литературоведы считают, что именно она послужила прообразом Маргариты из главного романа писателя.В середине 30-х годов свирепость режима достигает высшей точки. Вождь обожествляется. И Булгаков открыто берется за пьесу о Сталине, которая получила название «Батум» и должна была рассказывать о молодых годах кремлевского правителя. До сих пор ходят споры: была ли это попытка Булгакова подладиться под сатану, или он всерьез хотел разобраться в истоках характера величайшего тирана. Сам Сталин, сначала встретивший замысел Булгакова благосклонно, затем пьесу и работу над ней категорически запретил.А в августе 1939 года у писателя резко ухудшилось зрение — первый признак нефросклероза — болезни, от которой в свое время умер его отец. И уже 10 марта 1940 года великий русский писатель Михаил Афанасьевич Булгаков покинул сей мир.
Владимир ГРИБАНОВ
.
Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: НОВОСТИ

5 комментариев на «10 марта — день памяти классика русской литературы Михаила Булгакова»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *