Владимир Суровцев: Было бы великолепно, если бы удалось вернуть памятник Александру III на его прежнее место

by on 25.04.2013 » Add the second comment.

25.04.2013

Известный российский скульптор всячески приветствует инициативу петербургских властей восстановить шедевр Паоло Трубецкого на Знаменской площади…

19 апреля вице-губернатор Петербурга Василий Кичеджи написал письмо спикеру Заксобрания Вячеславу Макарову с предложением рассмотреть возможность переместить памятник императору Александру III «на одну из основных площадей» города. В качестве таковой может стать площадь Восстания, где памятник стоял с самого начала, с 1909 года.

Памятник Александру IIIКак следует из письма, петербургская общественность неоднократно обращалась к губернатору Георгию Полтавченко и в правительство города с просьбой рассмотреть такую возможность.

«В настоящее время памятник экспонируется во дворе Мраморного дворца, и его визуализация нарушена, авторский замысел искажен. В связи с этим прошу Вас обсудить с депутатами Законодательного собрания Санкт-Петербурга возможность размещения памятника на одной из основных площадей Санкт-Петербурга», — пишет Василий Кичеджи.

Вячеслав Макаров уже ответил на это предложение. По его мнению, во дворе Мраморного дворца памятник не заметен для горожан и туристов.

«Предложение о его переносе мне кажется давно назревшим. Но этот вопрос необходимо очень серьезно обсудить с экспертным сообществом — архитекторами, скульпторами и градостроителями», — пишет господин Макаров.

В связи с этим «Русская линия« обратилась за комментарием к известному российскому скульптору, народному художнику России Владимиру Суровцеву:

«Первое, что я хотел бы сказать для широкой аудитории, работа Паоло Трубецкого, посвященная Императору Александру III, безусловно, является одним из шедевров русской монументальной пластики. Материалов и высказываний на эту тему можно найти много. Хотя, если немного коснуться истории, когда работа создавалась, эскиз Паоло Трубецкого вызвал негативную критику у многих известных и думающих творческих людей и искусствоведов, таких как Монфере или Бенуа. И только благодаря заступничеству вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны этот эскиз получил первую премию, и она настояла на том, чтобы работа была поручена именно Трубецкому.

Нельзя сказать, что имя Александра III забыто, но сама жизнь этого царя и его деятельность заслуживает гораздо более достойного и широкого внимания и обсуждения. Среди многих дел, которые император смог осуществить, это, конечно, глубокая модернизация всей экономики страны. В конце его царствования был подъём промышленности, ускорение научно-технического прогресса и активный рост культурной жизни страны, что потом привело, как мы знаем, к эпохе Николая II, когда по темпам развития Россия была практически на одном из первых мест в мире.

К имени Александра III стоит также отнести строительство нашей национальной магистрали, основной железной дороги – от Москвы до Дальнего Востока. Эта дорога фактически присоединила Дальний Восток к индустриально развитому центру страны. Во многом именно она послужила, не побоюсь этого слова, и победе в Великой Отечественной войне. Трудно представить, что бы было, если бы не было этой магистрали, крупнейшей в мире по сей день.

Сам памятник Александру III был торжественно открыт, если мне не изменяет память, в 1909 году. Памятник во многом новаторский, это непростая работа и её по-разному можно воспринимать. Современники увидели в нём силу, величие, мощь России, мудрость и могущество самого Дома Романовых, и волю царя. Критики же самодержавия видели в нём железную волю и пугающую ограниченность российской власти.

Если говорить о пластических находках, повторюсь, Паоло Трубецкой – это великолепный мастер так называемой станковой пластики, и когда мы можем позволить себе удовольствие бывать в Третьяковской галерее или в Русском музее, мы всегда с удивлением и радостью видим его изящные и легкие этюды-композиции, посвященные изображению разных известных людей той эпохи. И вот такой художник малых форм вдруг сделал вещь, которая во многом предвосхитила развитие не только российского, но и европейского монументального искусства.

 Редкие фото памятника Александру III в советское время

Когда я бываю в Санкт-Петербурге, я всегда приезжаю к этой скульптуре и многому учусь, всегда стараюсь наблюдать, анализировать, вдохновиться от этой работы, потому что в ней есть действительно и монументальность, и собранность, и мощь, и эмоционально очень большой посыл. Это не пустая бутафорская работа, где вылеплены все пуговицы, все шпоры, все подковы и волосы на гриве и хвосте коня. Там как раз есть то, что действительно отличает высокое искусство от подделки, от внешней работы. Там есть образ, и каждая деталь говорит о той силе, которую автор закладывал в это творение.

Для памятника был создан очень сильный и мощный постамент. Место было выбрано совершенно замечательное – у Московского вокзала, на Знаменской площади рядом с храмом. Всё было в удивительной, замечательной органике. Грустно, что мы потеряли то, что было изначально при замысле авторов. Когда мы переносим памятник Пушкина с одного места на другое, я имею в виду Страстной бульвар, Москву, всё равно это уже определенные потери. Вещь была удивительно сработана с учётом именно конкретной обстановки.

Слава Богу, руководителям хватило ума и чувства сохранить этот памятник, хотя он был подписан к переплавке. Мы знаем, какие невероятные потери у нас были, и погибшие памятники Опекушина, в том числе Императорской семьи в Москве у храма Христа Спасителя, и памятник генералу Скобелеву, и так далее, перечислять можно очень много.

Но памятник Александру III жив, и я знаю, что общественность неоднократно пыталась вернуться к теме восстановления этого монумента на его прежнем месте. Конечно, как скульптор, как человек, который поставил на сегодняшний день уже шестой полномасштабный конный монумент, я искренне обеспокоен тремя вещами. Во-первых, памятник сейчас стоит у Мраморного дворца, но ему там плохо, тесно. Это не то место, которое достойно такого рода памятника и памяти самого Александра III, ему нужна площадь, нужен простор. Второе, что меня беспокоит, это его состояние. Год назад я визуально обследовал его – у памятника большие потери: потеряна шпора, часть узды, на корпусе памятника появились трещины. Бронза, это материал, который подвержен деформации, и если в таком виде памятник содержать ещё несколько лет, траты на его реставрацию могут быть достаточно существенные.

Третье, что меня волнует, это, конечно, место установки. Очень радостно слышать, что инициатива по восстановлению памятника исходит от представителей Администрации Санкт-Петербурга. В своё время целый ряд известных людей написали письмо на имя Георгия Полтавченко с просьбой вплотную подойти к этой теме. И вот Администрация решила взять эту проблему на контроль, и мы можем только приветствовать это начинание. Важно найти, действительно, достойное место для этого монумента. Конечно, самое лучшее, если бы удалось вернуть памятник на его прежнее место на Знаменской площади. Если же этого нельзя сделать по объективным причинам, то надо как минимум подобрать площадь, равноценную той, что была у Московского вокзала. Тут можно было бы обратиться к петербургским архитекторам, а может быть и объявить международный конкурс.

Потому что когда мы говорим об этом монументе, надо помнить, что это мировой шедевр, достояние наций. В России единицы таких памятников. В Санкт-Петербурге можно назвать из таких произведений разве что «Медный всадник» Фальконе. Но надо сразу сказать, что если мы будем в Париже и посмотрим там конные памятники, то увидим, что Фальконе взял схему от нескольких памятников. Я назову только памятник Луи XIV на одной из площадей Парижа – это вздыбленный конь, опирающийся на собственный хвост и на две задние ноги. То есть схема была придумана кем-то, а он разработал свою версию. Здесь же совершенно новаторское произведение, особенно по тем временам, очень монументальное, мощное и сильное. Такой мощной скульптуры в то время не было ни в одной стране мира. Может это покажется и не очевидным, но я сравнил бы это творение с нашими монументальными иконами времени Андрея Рублева и московской школы XV – XVI век. Та же сила, та же экспрессия, мощь – вот такая получается перекличка в веках. И как бы было здорово, если бы мы снова, приезжая на Московский вокзал в Санкт-Петербурге, могли с гордостью восхищаться этой работой».

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: НОВОСТИ

One Response to Владимир Суровцев: Было бы великолепно, если бы удалось вернуть памятник Александру III на его прежнее место

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *