Первый воскресный день Великого Поста для каждого православного христианина является особым днем – днем торжества его веры, днем Торжества Православия

by on 28.02.2015 » Add more comments.

Чин Торжества Православия был установлен в Византии в IX столетии. И хотя по своему изначальному замыслу современниками и участниками тех славных событий отмечалась победа над иконоборческой ересью (речь о которой пойдет ниже), последующие поколения христиан, усматривая особый Промысел Божий, под Торжеством Православия стали понимать ликование о победе Церкви над всеми лжеучениями и ересями, когда-либо бывшими и будущими.

.

«А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.

Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит»

(Мф. 18:6-7).

«Православие есть истинное богопознание и богопочитание; православие есть поклонение Богу духом и истиною; православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему; православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием Ему благодати Всесвятаго Духа. Дух есть слава христиан»

Свт. Игнатий Брянчанинов

Многовековая история Церкви Христовой содержит, к сожалению, страницы на которых запечатлены события горестные и печальные. Это, в первую очередь, гонения на христиан, воздвигавшиеся со стороны язычников и богоборцев. Огонь и меч, дикие звери и оружия пыток, концентрационные лагеря и пули – все это было призвано уничтожить Истину и Ее последователей. Но разрушая тело, противники Христовы не могли навредить душе человеческой, с помощью Божией не только остававшейся непоколебимой, но и воспламенявшей огонь веры в свидетелях ее подвига, как верующих, так и неверующих.

Гораздо опаснее и пагубнее прямых гонений на Церковь, – тлетворные лжеучения, ереси и расколы, возникавшие внутри христианских общин. Стремление слабого человеческого разума осознать и понять сущность Творца нередко приводило в прошлом и приводит сегодня к самым разрушительным последствиям.

От своего основания корабль Церкви Христовой был обуреваем волнами еретических лжеучений, с каждым из которых самоотверженно боролись Отцы и учители Церкви. Плодами их борьбы становились многочисленные богословские сочинения, послания и трактаты, составляющие ныне бесценную сокровищницу нашего вероучения, призванного в меру своих сил объяснить сомневающимся, почему крайне опасно отклоняться от православия, его Предания и традиций.

Господь наш Иисус Христос через ближайших учеников и апостолов заповедовал Своей Церкви во всех спорных вопросах стремиться к примирению. Так Евангелие говорит нам: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего …». В том случае, если разрешить конфликт наедине не удавалось, нужно было попытаться рассудить спор при свидетелях: «если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово». В случае неудачи, спорный вопрос должен быть вынесен на суд всей Церкви: «Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15-17).

Руководствуясь заповедью Господней, святые апостолы уже в I столетии созвали первый Собор, призванный разрешить вероучительные недоразумения молодой христианской Церкви (Деян. 15:1-34).

В недалеком будущем Отцам Церкви приходилось множество раз собираться вместе, чтобы соборно дать отпор возникавшим лжеучениям. Впрочем, самыми известными и важными из всех стали семь Соборов, известных сегодня под именем Вселенских.

I Вселенский Собор состоялся в г. Никее (ныне г. Изник в Турции) в 325 году при святом равноапостольном императоре Константине Великом. Соборяне осудили ересь александрийского пресвитера Ария, учившего о тварности Господа Иисуса Христа и отрицавшего Его Божественную сущность. Для большей ясности и доступности Отцы Собора изложили учение о Сыне Божием в семи постановлениях, составивших первые семь членов «Символа Веры», называвшихся «Никейским Символом Веры».

II Вселенский Собор состоялся в г. Константинополе (ныне г. Стамбул в Турции) в 381 году при императоре Феодосии Великом. Собор осудил заблуждения константинопольского епископа Македония, считавшего, что Дух Святой не является Богом, но представляет собой лишь некую неодушевленную силу, с помощью которой Бог Отец и Бог Сын действуют в мире.

Постановления Отцов Собора о Духе Святом, дополненные учением о Церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века составили, так называемый, «Никео-Цареградский Символ Веры» – молитву которую каждый из нас неоднократно слышал в храме за Божественной Литургией.

III Вселенский Собор проходил в г. Ефесе (ныне г. Измир в Турции) в 431 году при императоре Феодосии II Младшем. На Соборе была осуждена ересь константинопольского архиепископа Нестория, учившего, что Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с Которым, потом, Бог соединился нравственно, обитая в Нем, как в храме, подобно тому, как прежде обитал в Моисее и других пророках. Потому и Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву называл «христородицею», а не Богородицею.

Отцы Собора постановили, что во Христе со времени воплощения были соединены два естества: Божественное и человеческое, таким образом, Он одновременно были и Богом, и Человеком (во всем подобным нам кроме греха), а Пресвятая Дева Мария – Богородицей. Кроме того, на Соборе строжайше было запрещено вносить какие-либо изменения, дополнения или уточнения в «Символ Веры», принятый на двух предшествовавших Вселенских Соборах.

IV Вселенский Собор состоялся в г. Халкидоне (ныне Кадыкёй – район г. Стамбула в Турции) в 451 году при императоре Маркиане. Отцы Собора осудили учение архимандрита Евтихия, считавшего, что в Господе Иисусе Христе человеческое естество было совершенно поглощено Божеством, почему в Нем следует признавать только одно Божественное естество.

Постановление Собора гласит, что Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек, а Божество и человечество соединилось в Нем, как в едином Лице, неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно.

V Вселенский Собор проходил в г. Константинополе (ныне г. Стамбул в Турции) в 553 году при императоре Юстиниане I. Собор был созван по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия. Главным предметом споров были сочинения трех учителей Сирийской Церкви, пользовавшихся в свое время известностью, а именно Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского, в которых ясно выражались несторианские заблуждения.

Собор осудил все три сочинения и самого Феодора Мопсуетского, как не раскаявшегося, а относительно двух остальных осуждение ограничилось только их несторианскими сочинениями, сами же они были помилованы, т. к. отказались от своих ложных мнений и скончались в мире с Церковью. Отцы Собора вновь повторили осуждение ереси Нестория и Евтихия.

VI Вселенский Собор состоялся в г. Константинополе (ныне г. Стамбул в Турции) в 680 году при императоре Константине VI Погонате (Бородатом). Собор осудил, так называемую, ересь «монофелитства», последователи которой считали, что хотя во Христе и соединены Божественное и человеческое естество, но присутствует только одна – Божественная – воля.

Отцы Собора постановили, что в Иисусе Христе вместе с двумя естествами действуют две воли, но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна Его воле Божественной.

VII Вселенский Собор был созван в г. Никее (ныне г. Изник в Турции) в 787 году при императрице Ирине. Причиной тому явилась иконоборческая ересь, возникшая за шестьдесят лет до Собора, при византийском императоре Льве Исавре, который, желая обратить мусульман в христианство, считал необходимым уничтожить почитание икон. Эта ересь продолжалась при сыне его Константине Копрониме и внуке Льве Хозаре.

Собор осудил и отверг иконоборческую ересь и определил — поставлять и полагать в храмах, вместе с изображением Честного и Животворящего Креста Господня, и святые иконы, почитать и воздавать им поклонение, возводя ум и сердце к Господу Богу, Божией Матери и Святым, на них изображенным.

В дальнейшем, уже после Собора, иконоборческая ересь на протяжении еще двадцати пяти лет терзала Церковь и окончательно была преодолена лишь при императрице Феодоре.

В связи с этим 19 апреля 843 года в первую неделю Великого Поста константинопольский патриарх Мефодий повелел своей пастве собраться на торжественное богослужение в храме святой Софии в г. Константинополе и принести с собой иконы. Так появилось  празднование и  особый чин, называемый «Торжество Православия». Исторически, как верно отметил игумен Дионисий (Шленов): «Торжеством Православия — это великое торжество малого гонимого стада, торжество гонимых монахов, торжество Церкви, наполнившейся мучениками и исповедниками. Последние оказались гонимыми чуть ли не впервые, причем не от язычников, не от покровителей древних ересей, но от тех, кто сами мыслили себя покровителями христианской веры и борцами с идолослужением. Тем ощутимее и ярче была победа, чем сильнее и неожиданнее ранее нагрянуло разгоревшееся гонение».

В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства, и представляет собой торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благословляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцов.

Установленный патриархом Мефодием чин Торжества Православия «знаменовал собой, что период истории Церкви, когда лукавый воздвигал всё новые и новые ереси с тем, чтобы исказить истину христианского вероучения, в каком-то смысле подошёл к своему завершению. Это не означало, конечно, что потом не будет новых ересей или расколов и разделений церковных. Мы знаем, что пройдёт лишь около ста лет, и в XI веке произойдёт крупнейшее и самое трагическое разделение за всю историю Христианской Церкви, когда большая часть западного христианского мира отпадёт от единства веры Вселенского Православия. Мы знаем, что будут возникать расколы и ереси и в последующие века, вплоть до настоящего времени. И мы знаем о расколах, которые происходят и вокруг нашей Церкви, в частности, самый известный и самый трагический раскол на Украине. Мы знаем и о ересях, которые возникают теперь, о лжеучениях, о сектах, им же имя суть легион. Подлинно, в XX – начале XXI столетия число их умножилось до крайности.

Но всё же это торжество Православия означало, что ничего нового с той поры лукавый уже придумать не сможет. По сути дела, это действительно так. Всё, что имело место потом, есть соединение в разных сочетаниях тех древних еретических заблуждений, которые за эпоху Вселенских Соборов были до конца и вполне опровергнуты соборным разумом Вселенской Православной Церкви».

Источник

Херувимская песнь (знаменный распев)

Агни Парфене

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: НОВОСТИ

3 Responses to Первый воскресный день Великого Поста для каждого православного христианина является особым днем – днем торжества его веры, днем Торжества Православия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *