Чёрный день цивилизации: пожар в соборе Нотр-Дам де Пари

by on 16.04.2019 » Add the first comment.

В понедельник, 15 апреля, в Париже сгорел Собор Парижской Богоматери. Вспомним, какие события и каких людей принимал в своих стенах легендарный Нотр-Дам. Перечислим, какие всемирно значимые христианские святыни удалось спасти из ризницы собора

По официальной версии, Собор Парижской Богоматери – он же Нотр-Дам-де-Пари – начал активно строиться при Людовике VII в 1163 году. Король участвовал во Втором крестовом походе, считался благочестивым человеком и покровителем строительства. При нем во Франции начался расцвет готической архитектуры. На возведение собора Людовик VII выдал парижскому епископу Морису де Сюлли 200 фунтов серебра.

Нотр-Дам не был задуман как некое особенное религиозное сооружение: каменные храмы в тот период возводили и на Руси. Для сравнения, примерно параллельно с парижской стройкой шла работа над Успенским собором во Владимире, а знаменитый Софийский собор в Киеве был заложен почти на 150 лет раньше.

Местом для возведения Нотр-Дама была выбрана восточная часть острова Сите на Сене, где примерно за 1,5 тыс. лет до этого появилась Лютеция, предшественница Парижа.

В полном соответствии с духом времени, строительство шло неспешно. Богослужения начали проводить в неготовом соборе приблизительно через 20 лет после закладки первого камня. Окончательно процесс завершился лишь в середине XIII века.

В следующие столетия собор претерпевал в основном косметические изменения. Его высота – 35 м, длина – 130 м, а ширина – 48 км. Колокольни возвышаются над Парижем на 69 м.

Располагаясь в самом сердце французской столицы, Нотр-Дам видел всю историю страны – и во многих случаях выступал непосредственным участником событий. В 1450 году здесь открылся новый процесс по делу Жанны д’Арк, инициированный уже после казни Орлеанской девы и полностью ее оправдавший.

Во время Французской революции в конце XVIII века Собор Парижской Богоматери оказался под угрозой уничтожения как «твердыня мракобесия». Впрочем, согласно декрету Максимилиана Робеспьера, сооружению гарантировалась сохранность в обмен на выкуп, который должны были заплатить верующие парижане «на нужды революций». Нотр-Дам устоял, хотя многие монархические символы все-таки были уничтожены.

Так, Робеспьер лично распорядился обезглавить каменные изваяния французских королей.

Шпиль снесли, колокола переплавили на пушки, большинство скульптур разрушили. Некоторые из утраченных, как казалось, творений были заново обретены двести лет спустя – в 1970-е их обнаружили под одним из парижских домов, чей хозяин выкупил реликвии у разбушевавшихся революционеров и спрятал «до лучших времен».

Легендарные горгульи, узнаваемый символ Нотр-Дама, были установлены уже позже, во второй половине XIX века. Они не только олицетворяют человеческие грехи и злых духов, но и выполняют практическую задачу – являются частью водостоков, защищающих здание от последствий дождя.

Еще до старта реставрационных работ всерьез обсуждалась целесообразность существования храма. После революционного лихолетья он порядком обветшал и представлял угрозу возможным падением элементов.

Дискуссию о сносе свел на нет очень вовремя вышедший роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». После феноменального успеха произведения Нотр-Дамом заинтересовались уже не только как культовым учреждением, но и как ценным памятником французской культуры.

Деньги на ремонт выделили – и собор продолжил существование. Восстановление фасада, статуй и внутреннего убранства, создание нового шпиля, сгоревшего 15 апреля 2019-го, заняло 23 года.

Именно тогда, в середине 1860-годов, через семь веков после начала строительства, собор и площадь перед ним приняли тот вид, который хорошо знаком современным туристам.

Собор Парижской Богоматери воспевали и другие творцы. Например, в 1912 году стихотворение Notre Dame посвятил ему выдающийся отечественный поэт Осип Мандельштам:

«…Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра,—
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам…»

В 1302 году в Нотр-Даме собрались Генеральные Штаты – первый французский парламент. В 1572-м здесь состоялось бракосочетание лидера гугенотов Генриха Наваррского и католички Маргариты Валуа. На торжественную церемонию в Париж, как известно, съехались виднейшие гугеноты, над которыми через шесть дней после свадьбы католики учинили жестокую резню, вошедшую в историю как Варфоломеевская ночь.

С Нотр-Дамом неразрывно связаны важнейшие события в жизни Наполеона Бонапарта.

Коронация Наполеона и Жозефины, 1804

В 1802 году Сенат первой Французской республики продлил срок полномочий консула до пожизненного. А двумя годами позже, уже в качестве императора, будущий покоритель Европы короновался в Соборе Парижской Богоматери со своей супругой Жозефиной. Наконец, 26 августа 1944 года в Нотр-Даме в присутствии генерала Шарля де Голля прошло исполнение «Магнификата» в честь освобождения Парижа. Знаковое событие состоялось менее чем через полгода после чествования в этих же стенах лидера коллаборационистского режима Виши маршала Анри-Филиппа Петена.

Нотр-Дам не разрушили даже нацисты. Когда близился конец нацистской власти, фюрер отдал приказ сжигать Париж. В Нотр-Дам были заложены тонны взрывчатки. Однако приказ не был выполнен. 

Нотр-Дам – самый узнаваемый образец готики. Наряду с Эйфелевой башней и Монмартром он является одной из главных достопримечательностей Парижа. Ежегодно собор посещают 14 млн человек, которые приходят насладиться архитектурными изысками и прикоснуться к истории. В списке Всемирного наследия ЮНЕСКО Собор Парижской Богоматери значится под 601-й номером. В Нотр-Даме хранилась одна из великих христианских реликвий – Терновый венец Христа.

Святыни Нотр-Дама: что спасли, а что сгорело в огне пожара

 

Когда вечером 15 апреля по новостным лентам стали распространятся известия о пожаре в Соборе парижской Богоматери, христиане всего мира словно замерли с немым вопросом: спасут ли от огня главную святыню Нотр-Дама – Терновый венец Спасителя?

Неужели к гибели собора прибавится еще и утрата реликвии, которая имеет значение для всех конфессий?

Долгие часы ожиданий, молитвы, посты в социальных сетях. Сперва – пространный комментарий от представителя прихода Нотр-Дама Андре Фино: «Венец находится сейчас в ризнице, и есть надежда, что это подземное помещение не было затронуто огнем».

Лишь после полуночи появился точный ответ: епископ Патрик Шове, настоятель собора, подтвердил, что Терновый венец, а также камизу (нательную рубашку) святого Людовика успели вынести из горящего собора.

Позднее стало известно: из огня удалось спасти также частицу Креста Господня и Гвоздь Распятия. О том, что эти реликвии вне опасности, рассказал директор культурно-просветительского центра святого апостола Фомы в Европе Тимофей Китнис. Он ссылается на данные секретариата по христианскому единству Ватикана.

Чудесная история спасения

По данным издания Paris Match,  в эвакуации экспонатов сокровищницы собора Нотр-Дам де Пари принимали участие хранители реликвариума и прибывшие на место происшествия пожарные. При этом сотрудники собора командовали вопросом выбора наиболее значимых святынь, а пожарные, в свою очередь, отвечали за стратегию и определяли, сколько раз еще они смогут зайти в задымленное задние. Огня в ризнице, где хранились святыни, не было, а вот продукты горения ощущались достаточно сильно, это могло быть опасно для людей.

«Мы пытались с помощью пожарных захватить все, что могли», — рассказал журналистам один из тех, кто спасал реликвии. Известно, что Венец Христов, часть Честного Древа Креста и гвоздь Распятия, а также камиза святого Людовика были погружены в спецальный кофр и доставлены в Парижскую мэрию. В будущем их перенесут в Лувр, где святыни будут хранится до завершения реставрации собора.   

Эвакуация святынь осложнялась тем, что у горящего Нотр-Дама наблюдалось огромное скопление людей и спецтехники. Машинам, которым под конвоем предстояло перевезти реликвии из охваченного пламенем храма в безопасное место, с трудом пробирались сквозь толпу. Интересно, что это первый случай со времен Французской революции, когда сокровища собора Парижской Богоматери покидают свое привычное место.

Судьба остальных реликвий – а их в сокровищнице Нотр-Дама оставалось немало, пока не известна. По состоянию на утро 16 апреля 2019 года никто не предоставил журналистам полной описи сохраненных и утраченных святынь и предметов церковного искусства. Когда огонь был полностью локализован, в храм немедленно вошла комиссия, которой предстоит оценить объем ущерба.

Какие ценности хранились под сводами древнего собора и в чем их важность для религии, культуры и истории?

Терновый венец Спасителя

Святыня, ради которой разулся сам король

Согласно церковному преданию, первые десять веков с момента распятия и воскресения Христа, Терновый венец хранился в Иерусалиме, затем оказался в Константинополе. Сохранились свидетельства о том, что в самом начале XIII века святыню вместе с другими орудиями Страстей Господних выносили на поклонение византийскому императору и его приближенным.

Когда в 1204 году Константинополь захватили крестоносцы, Венец начал свое путешествие в Европу. В результате в 1238 году его выкупил французский король Людовик Святой. Правитель заплатил за святыню огромную по тем временам сумму, и начал готовить Париж к прибытию Венца.

Когда реликвию привезли во Францию, монарх лично встретил ее на подступах к столице, и, разувшись и сняв с себя все знаки королевской власти, сам нес Венец на своих плечах. Для хранения святыни Людовик Святой велел построить часовню Сен-Шапель, где Венец и хранился вплоть до Французской революции.

В безбожные времена Венец, к счастью, не пропал и не подвергся поруганию. Хотя верующим пришлось разделить его на три части, чтобы хотя бы один из фрагментов мог уцелеть. Спасли в итоге все три. Наполеон, придя к власти, вернул Венец католикам и даже подарил для нее особый реликварий. В 1806 году Терновый венец, запаянный в специальную хрустальную капсулу, положили в ризницу собора Нотр-Дам де Пари, где он хранится и сегодня.

Пожар на максимальной фазе возгорания. На месте крыши Нотр-Дама возник огромный алый крест, подчеркнувший структуру собора

Выглядит Терновый Венец так: это лишенный шипов (эти святыни хранятся в самых разных храмах по всему миру) венок из прутьев, закрытый в стеклянной кольцевидной капсуле, украшенной золотом. Именно в таком виде, на бархатной подушке, святыню выносят на поклонение верующим. В прочее время она хранится в реликварии, сделанном в виде чаши, увенчанной короной. У основания чаши – фигуры святого Людовика, равноапостольной царицы Елены и императора Балдуина II.

Долгое время существовала традиция поклоняться Венцу лишь в католическую Страстную пятницу. Но несколько лет назад Католическая Церковь пошла навстречу православным, и службы, на которых можно было помолиться у святыни и прикоснуться к ней, стали регулярными: в первую пятницу каждого месяца, в 15.00 — в тот час, когда Христос умер на Кресте. Эта служба называлась чином Поклонения Венцу. В 2011 году на ней посчастливилось побывать корреспонденту «Милосердия.ру» и написать об этом.

Порядок службы был таков: из ризницы выходила процессия — рыцари, дамы в черном и хранители Венца вместе с католическими священниками. Венец в хрустальном футляре, частицу Креста Господня и Гвоздь распятия проносили по храму и торжественно возлагали на престол. Читались Евангелия Страстей Господних, затем начиналось поклонение Венцу.

Орудия Страстей Христовых в оправе из золота

Наряду с Терновым Венцом в сокровищнице Нотр-Дама хранилось еще две важнейшие реликвии – это частица Честного Древа Креста Господня и один из гвоздей Распятия.

Выкупив Венец, Людовик Святой продолжил собирать величайшие христианские святыни. Он мечтал, что в Париже будут представлены все орудия Страстей Христовых. Поэтому следующими приобретениями монарха стали частица креста, на котором был распят Христос, и один из гвоздей. Они были доставлены во французскую столицу из монастыря Святого Дионисия, в котором хранились на протяжении нескольких веков.

По преданию равноапостольная царица Елена, найдя в Иерусалиме Крест Господень, тут же разделила его на части. Одну из них она оставила в Иерусалиме, вторую же повезла своему сыну, императору Константину, но по дороге отделяла от нее части и жертвовала в различные монастыри. Так частицы Честного Древа Креста Господня оказались на Кипре и в Константинополе.

Та, что до недавнего времени можно было увидеть в Соборе Парижской Богоматери, ранее принадлежала византийскому императору Мануилу Комнину.

Частицы Креста и Гвоздь католики хранили в так называемом Палатинском кресте. Это богато украшенный ковчег из золота. В его верхней части хранится частица Креста, а в центре – прозрачная колба, в которой можно рассмотреть Гвоздь, орудие муки Христовой.

Кстати, анализ частицы Креста из Нтр-Дама, проведенной наряду с другими похожими святынями, которые хранятся в разных странах Европы, подтвердил, что все они сделаны из древесины оливкового дерева.

Во время Французской революции Палатинский крест был спрятан аббатом Русино в аббатстве Сен-Жермен-де-Пре. Впоследствии Крест передали магистру де Келену, а тот, в свою очередь, — капитулу собора Парижской Богоматери, где святыни и хранились до сих пор. Палатинский крест считался наиболее известной и почитаемой святыней Франции.

Картины, витражи и орган спасти не удалось

Помимо этого, в сокровищнице Нотр-Дама и в самом соборе хранилось еще немало святынь, большая часть из которых значима для католиков, но при этом несет не только религиозную, но часто и культурную ценность.

Так, наряду с Терновым Венцом, первое, что кинулись спасать из огня священники, оказалась камиза (нательная рубашка) Святого Людовика. В реликвариуме также хранились частицы мощей этого почитаемого во Франции короля-праведника – их судьба пока что не известна.

Хранились здесь и мощи других католических святых – святой Женевьевы и святого Дионисия Парижского (Сен-Дени), облачения, богослужебные сосуды, кресты и другие ценности. Все это – в витринах под бронированным стеклом, что, несомненно, затрудняло эвакуацию ценностей при пожаре.

Интерьер собора Нотр-Дам де Пари до пожара

Совершенно точно пострадали так называемые «большие картины», которые собору в XVII веке ежегодно дарила гильдия парижских ювелиров. Всего таких полотен, написанных на евангельские сюжеты, было 76. 13 картин украшали внутренне убранство храма. Снять их со стен, как засвидетельствовал журналистам настоятель Нотр-Дама, не удалось.

Искусствоведы и архитекторы еще с вечера были обеспокоены состоянием знаменитых витражных окон-розеток. Под воздействием высоких температур могли пострадать разноцветные стекла и расплавиться соединявший их свинец. Фото, опубликованные утром 16 апреля, подтвердили опасения: витражи сияют пустотой. Сохранилась лишь самая большая розетка, расположенная на северной стене храма, с видом на Сену.

Парижане коленопреклоненно молятся за Нотр-Дам. Они поют «Богородица Дева, радуйся» по французски, Je vous salue Marie. Пожар в самом разгаре

Еще одна боль – орган XV века, который благополучно пережил французскую революцию, но вполне может не пережить пожара. Сообщается, что трубы органа сделаны из сплава олова и свинца, который плохо переносит перепады температур.

Как и один из колоколов собора – 300-тонный «Шмель», отлитый по приказу Людовика XIV. Он висит в одной из башен фасада, и всегда звонил только по самым значимым поводам – в случае больших церковных праздников, например. Древний колокол мог также не перенести пожара.

Когда глубокой ночью, потушив огонь, пожарные, журналисты и лично президент Франции Эммануэль Макрон вошли в собор, с его прогоревшей крыши еще продолжали падать искры и угли. Снимать картину разорения можно было лишь от главного портала. Всюду пепел, гарь, зияющие пустоты в потолке. Сильно пострадала алтарная часть, но над пожарищем возвышается алтарное распятие – оно устояло в огне. Удивительно, но не сгорел ни один стул из тех, что стоят в центральном нефе для удобства молящихся.

Президент Макрон обещал объявить сбор средств на реставрацию Собора парижской Богоматери уже утром 16 апреля. «Это наша история, и сейчас она в огне. Но я хочу сказать слова надежды. Надежды и благодарности тем, кто сражался, чтобы не случилось худшего. Собору более 800 лет, и наши предки знали, как его построить. На протяжении веков он рос и улучшался. Сегодня нам предстоит восстановить его», — сказал политик.

Елена СИМАНКОВА

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: НОВОСТИ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *