Самый русский композитор

by on 28.03.2018 » Add the first comment.

75 лет назад,  28 марта 1943 г., ушёл из жизни выдающийся русский композитор, пианист и дирижер С.В.Рахманинов.

« Я русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и потому это русская музыка. Единственно, что я стараюсь делать, когда сочиняю, – это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце». Эти слова принадлежат Сергею Рахманинову — великому композитору, гениальному пианисту и дирижеру. Все важнейшие события русской общественной и художественной жизни отразились в его творческой судьбе, оставив неизгладимый след. 

На исходе первого десятилетия XX века имя Сергея Васильевича Рахманинова звучало как одно из самых крупных и ярких имен среди деятелей русского искусства. Рахманинова-композитора часто определяют словами «самый русский композитор». В этой краткой характеристике отражены объективные качества стиля Рахманинова и его место в историческом наследии мирового искусства.

С.В. Рахманинов
Портрет работы заслуженного художника России А. Харитонова, 1993

Именно творчество Рахманинова синтезировало и объединило в единый русский национальный стиль принципы московской школы во главе с П.И. Чайковским и петербургской, где работали композиторы «Могучей кучки», стремившиеся к воплощению русской национальной идеи в музыке. Тема «Россия и её судьба», генеральная для русского искусства всех видов и жанров, в творчестве Рахманинова нашла законченное воплощение. Он продолжил оперные традиции Римского-Корсакова и Мусоргского, симфоний Чайковского и стал связующим звеном в непрерывной цепи русской национальной традиции, продолженной в творчестве С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, А. Шнитке. Творчество Рахманинова хронологически относится к периоду русского искусства, который принято называть «Серебряным веком».

Основными творческими направлениями искусства этого периода были символизм, авангардизм и модернизм. Но Рахманинов не поддался модным направлениям – диссонанс он отверг категорически. Поэтому музыкальные критики нещадно бранили его за старомодность, отсталость и салонность. Б.В. Асафьев, известный музыкальный критик, в статье о Рахманинове приводит интересное высказывание самого композитора: «Не хочу ради того, что считаю только модой, изменять постоянно звучащему во мне, как в шумановской фантазии, тону, сквозь который я слышу окружающий мир». Он избрал, подобно Дебюсси и Рихарду Штраусу, свой собственный, присущий только ему стиль. Это и привлекает к его творчеству людей самого разного возраста, и не только профессионалов.

С.В. Рахманинов
Работа народного художника России Е. Рябинского, 2002

Сергею Васильевичу выпала судьба стать современником русской революции. Этим объясняется роль Рахманинова в развитии национальной традиции. Именно революция отражена в его творчестве как «катастрофа», «конец света» и «возмездие» за грех человеческий. В сочинениях композитора сосуществуют страстные порывы непримиримого протеста и умиротворенное созерцание, трепетная настороженность и волевая решимость, мрачный трагизм и восторженность. Его музыка обладает неистощимым мелодическим и полифоническим богатством. Она впитала русские народные песенные истоки, и некоторые особенности знаменного распева. Во многих его произведениях мы слышим колокольные звоны.

Тема Родины – центральная тема в творчестве Рахманинова. С наибольшей полнотой она воплотилась в его крупных инструментальных сочинениях, особенно во втором и третьем фортепианных концертах.

Творческое наследие композитора огромно и разносторонне. Его искусство отличается жизненной правдивостью, искренностью и эмоциональностью.

В творчестве Рахманинова очень важны христианские мотивы: будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки (Литургия св. Иоанна Златоуста, 1910, Всенощное бдение, 1916), но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи и символику.

 

Рахманинов одним из первых композиторов и исполнителей, в 30-40–е годы XX-го века, стал записывать плоды своего творчества на еще далекие от совершенства пластинки. Благодаря этому мы имеем его безценные автографы. Они до настоящего времени служат свидетельством высокого мастерства первого пианиста вселенной.

Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта 1873 г. в дворянской семье в имении «Онег», Новгородской губернии с давними музыкальными традициями (его дед А.А.Рахманинов был известным автором салонных романсов). Рахманинов начал систематически учиться музыке с пятилетнего возраста. Он учился в Петербургской и Московской консерваториях. Уже в годы учебы Рахманинов написал 1-й концерт для фортепиано с оркестром (1891), ряд фортепианных, камерно-инструментальных произведений, романсов.

Большое влияние на развитие композитора оказал П.И.Чайковский, распознавший уже в ученических сочинениях Рахманинова самобытное дарование. Рахманинов постоянно концертировал как пианист и дирижер в России и за рубежом, в 1909—1912 гг. активно участвовал в деятельности Русского музыкального общества. В 1900-е гг. композитором были созданы многие из наиболее значительных его сочинений.

Г. Э. Чемберс. С. В. Рахманинов за роялем, 1930-е годы

В конце 1917 г. Рахманинов уехал на гастроли в Скандинавию и в Россию уже не вернулся. С 1918 г. он поселился в США, занимаясь до своей кончины преимущественно концертно-пианистической деятельностью. В созданных в эти годы немногих произведениях тема Родины переплетается у Рахманинова с мотивом трагического одиночества композитора, оторванного от родной почвы.

 

Сейчас даже представить трудно, что когда-то музыку Рахманинова запрещали на Родине. В «Воспоминаниях Рахманинова», записанных Оскаром фон Риземаном, приводятся уничижительные цитаты из газеты «Правда» 1930-х годов…

В 1930 году в СССР побывал Рабиндранат Тагор, и на Западе в интервью стал рассказывать, какие мы свободные, счастливые. В ответ 1 января 1931 года в «Нью-Йорк таймс» появилось письмо, подписанное профессором-химиком Иваном Остромысленским, Ильей Толстым (сыном Льва Толстого) и Сергеем Рахманиновым, выражающее недоумение, как можно называть свободным государство, которым правит красная банда, залившая страну кровью и т.д., и т.д. Разумеется, тотчас же последовала реакция. На исполнение «Колоколов» Рахманинова в Москве в 1932 году появилась статья, в которой его называли «певцом русских купцов-оптовиков и буржуев», «непримиримым и активным врагом Советского правительства».

Живя за рубежом, Рахманинов оставался русским художником, патриотом. В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР. В сопроводительном письме Сергей Васильевич написал: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».

Рахманинов по праву считается проникновенным певцом русской природы. Музыка его обладает неповторимым богатством, идущим от русской народной песенности и особенностей знаменного распева. Огромное значение для духовной русской музыки имеют его великолепные богослужебные композиции — Литургия св. Иоанна Златоуста (1910) и Всенощное бдение (1915). Им были созданы хоры a cappella — Литургия Иоанна Златоуста и Всенощное бдение. К наиболее известным произведениям композитора принадлежат оперы «Алеко» (1893), «Скупой рыцарь» (1904), поэма «Колокола», 4 концерта для фортепиано, 3 симфонии и другие произведения.

Скончался С.В.Рахманинов в Беверли Хиллз (Калифорния), похоронен близ Нью-Йорка.

 

На анонсе: Сергей Рахманинов. Художник Е.Соловьев (1983)

Могила Рахманинова на кладбище Кенсико близ Нью-Йорка

Источник

.

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *