Выставка Павла Рыженко «Великая война»

by on 06.03.2014 » Add more comments.
.

В Год культуры в России Центральная избирательная комиссия России представляет выставку картин  «Великая война» Заслуженного художника Российской Федерации Павла Рыженко, посвященную столетию начала Первой мировой войны (1914-1918 гг.). 

Экспозиция, развернутая в атриуме Центризбиркома (Москва, Большой Черкасский переулок, 9) предоставлена Студией военных художников имени М.Б.Грекова. Ряд работ живописца впервые экспонируется для широкого обозрения. А картина «Брусиловский прорыв» (верхняя иллюстрация, холст, масло, 2014 г.) написана специально для выставки в ЦИК: автор видит в Брусиловском прорыве не только новый вид фронтовой наступательной операции, но и прорыв в стратегической инициативе командования, переломный момент для могучей армии, объединившей народы Российской империи. Первая мировая война: 3 июня 1916 года на Юго-Западном фронте началась фронтовая наступательная операция под командованием генерала Алексея Алексеевича Брусилова. В ходе операции было нанесено тяжелое поражение Австро-Венгрии и Германии и были заняты Буковина и Восточная Галиция (современные области Украины, Румынии и Польши). Итогом Брусиловского прорыва стал окончательный переход стратегический инициативы от Центральных держав к Антанте. С точки зрения военного искусства, наступление Юго-Западного фронта знаменовало собой появление новой формы прорыва фронта (одновременно на нескольких участках), которая получила развитие в последние годы Первой мировой войны. Похожая тактика была испытана Красной армией в ходе наступательных операций Великой Отечественной войны.

Среди полотен Павла Рыженко значительную часть занимает пейзажная галерея, написанная с 2007 по 2013 гг. и объединенная в один цикл, показывающий нетронутую красоту русской природы довоенного мира. Для изображения пейзажей выбраны именно те места, которые напрямую связаны с действием портретных картин. 

На холсте «Госпиталь» (2013 г.) — момент посещения военного госпиталя императором, где он предстает в качестве отца народа. В центральной части триптиха «Наследник» (холст, масло, 2012 г.) — цесаревич Алексей, единственный сын Николая II, за спиной которого Ипатьевский дом. На полотне «Гренадер» (Холст, масло, 2013 г.) мы видим ноябрь 1917 года: в Петербурге насилие и варварство. Уже старый, покрытый сединами и, словно броней из наград, великан-гренадер не сходит со своего поста у памятника государю. Эта ретроспектива военно-морского атташе Японии, который волею судеб оказался тогда в гостинице «Англетер» и наблюдал за непоколебимой верностью и честью воина Золотой лейб-гвардии русской армии. Холст «Вторая присяга» (2013 г.) изображает ключевой момент развала русской армии, когда весной 1917 года вопреки многовековым устоям, заложенным верой и обычаями, солдатам и офицерам пришлось присягнуть Временному правительству.

Сражение у болотистой украинской реки Стоход («Стоход. Последний бой лейб-гвардии Преображенского полка». Холст, масло, 2013 г.), произошедшее во время Брусиловского прорыва (3 июня — 22 августа 1916 года), сыграло роковую роль. По реке проходила фронтовая линия между российскими и австро-немецкими войсками, и Брусиловский прорыв также известен под названием «Стоходская мясорубка» во время которой погибло 1,5 миллиона человек.

Живопись Павла Викторовича Рыженко — это талантливо написанные картины, не позволяющие остаться никому равнодушным. Они отражают внутренний дух художника, его горячее и бескомпромиссное стремление «видеть Россию сильной и свободной от греха». Изображение художником одного из самых трагичных периодов в истории нашей страны заставляют вспомнить, почему Первую мировую войну назвали «Великой войной за цивилизацию» (в качестве термина словосочетание было использовано маршалом Франции Фердинандом Фошем (Ferdinand Foch) на  победных медалях.

.

Вторая коллекция, предоставленная для выставки Студией военных художников имени М.Б.Грекова – это серия лаковых миниатюр, посвященных двум темам в истории России: «Герои и полководцы Отечественной войны 1812 года» и «400-летие династии Романовых». Автор,  художник Студии имени М.Б.Грекова, Илья Лебедев, продолжающий традициифедоскинской миниатюры – одного из символов русского народного искусства. На протяжении столетий эти миниатюры украшают лучшие мировые коллекции, радуют и восхищают ценителей и являются истинным народным промыслом. На миниатюрах И.Лебедева видны виртуозное владение техникой письма прозрачными лессировочными красками, яркость которых усиливается контрастом с мерцающим черным лаковым фоном, отточенное несколькими поколениями мастеров умение соотносить композицию росписи с формой изделия (например, портрет Николая II из серии «400-летие династии Романовых»).

Председатель Центризбиркома России Валентин Чуров приглашает посетить выставку «Великая война» до конца февраля 2014 года. В связи с тем, что годовщина начала Первой мировой войны совпала с Перекрёстным Годом культуры России и Великобритании, одной из стран-победительниц, председатель ЦИК предложил провести некоторые российские культурно-выставочные мероприятия на территории Лондона. Валентин Чуров сообщил также, что в феврале планируется пригласить военных атташе Великобритании, Франции, США и других стран, чтобы обсудить с ними перспективу соответствующих мероприятий.

Справка:

Студия имени первого советского баталиста-монументалиста Митрофана Борисовича Грекова (1882-1934) со времени своего основания в 1934 году служит искусству истории, воссоздавая в художественных образах знаменательные страницы славы русского оружия и доблести русских воинов. За 75 лет своего существования студийцы участвовали в создании масштабных государственных проектов: создано более семидесяти панорам и диорам, начиная с первой советской панорамы «Сталинградская битва», заканчивая циклом из шести диорам в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе.

Сегодня студия военных художников имени М.Б.Грекова — единственное в мире объединение художников-баталистов. Художники студии неоднократно принимали участие в таких проектах, как реставрация, роспись храмов и иконостасов, создание фресок. Грековцы работали над росписью центральной части Храма Христа Спасителя, Никольского храма Наро-Фоминска, храма в Боснии, оформляли Мавзолей Ататюрка в Анкаре и Главного военного музея в Стамбуле. В городе русских моряков — Севастополе реставраторами студии были восстановлены два храма, один из которых — усыпальница русских адмиралов и морских офицеров, памятник архитектуры и истории — собор Святого Равноапостольного князя Владимира.

Елена Шашкина, редактор журнала «Международная жизнь»

Фотогалерея

Источник

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

3 Responses to Выставка Павла Рыженко «Великая война»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *