24 января 1919 года, Оргбюро ЦК РКП(б), после обсуждения 6-го пункта повестки дня — «Циркулярного письма ЦК об отношении к казакам», принимает секретную директиву «Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах» с резолюцией: «Принять текст циркулярного письма. Предложить комиссариату земледелия разработать практические мероприятия по переселению бедноты в широком масштабе на казачьи земли». Эта директива, подписанная 29 января Председателем ВЦИК Я. Свердловым, и положила начало расказачиванию.
В нем до сих пор орудуют многочисленные агенты НКВД, за фотографию расстреливают, а за слово «казак» получают тюремные сроки. Стариков можно понять, так сложилась их жизнь. В одном из разговоров Владимир Воронин, бывший заместитель войскового атамана Всевеликого войска Донского, говоря о своей матери, делился: «мать после того как меня показывают по телевизору в казачьей одежде, до сих пор спрашивает, точно ли мне ничего за это не будет». Эти слова настолько точно выражают настроения наших стариков и понятны их потомкам, что весь внешний информационный фон вокруг происходившего в XX веке и исторические споры отходят на второй план. И все-таки попробуем вернуться в те бурные времена.
Казачий нейтралитет
Проще всего представить казаков, как «ногаечников», «душителей свободы», палачей вольнолюбивых народных масс. Некоторые «историки» и современные «эксперты» до того успешно усвоили данный советский идеологический штамп, что, похоже, и сами уже в него уверовали.
Царская власть в борьбе с демонстрациями действительно поначалу сделала ставку на казаков, как дисциплинированных и верных присяге воинов. Очень быстро разобравшись в ситуации, казаки отстраняются от политических игр и занимают позицию невмешательства. Многие казачьи части просто отказывались исполнять полицейские функции, а в некоторых наблюдались волнения.
В декабре 1905 года в Чите присланные на разгон демонстрации шесть сотен забайкальских казаков возглавляют митингующую колонну, захватывают две тюрьмы и освобождают «политзаключенных». Позже власти приговорят 14 казаков — участников читинских событий к смертной казни, но, опасаясь эскалации недовольства, заменяют приговор долгой каторгой.
В то же время брошенные на подавление восстания в Екатеринодаре казаки 2-го Урупского полка отказываются выполнять приказы и уходят в станицу Гиагинскую. Оттуда они обращаются к обществу со словами «Мы готовы защищать нашу Родину от внешних врагов до последней капли крови, но воевать с народом мы отказываемся».
Мятежную станицу окружают правительственными войсками и берут с боем. Руководителей полка приговаривают к долгим годам каторги, 29 казаков отбывают наказание в дисциплинарных батальонах.
«Закапываясь» все глубже, в данном вопросе можно приводить еще массу фактов, свидетельствующих, что формула «казаки сатрапы режима» — это сконструированный миф. Орудуя как мясники, на казачьих землях большевики отнюдь не мстили за 1905 год, они люто ненавидели казаков за консервативный патриархальный уклад в семьях и военную демократию в обществе.
Красный террор
Ожидания «казачье-мужицкого царства», распространенные в казачьей среде, не оправдались. Новая власть относилась к казакам с нескрываемой враждебностью. Переход от теории к практике осуществлялся очень быстро. Как только советская власть пришла в казачьи станицы и хутора, начались расправы над мирным населением, глумления и издевательства над женщинами и стариками, чему остались многочисленные документальные свидетельства. Большевики не стеснялись ни в действиях, ни в выражениях.
«Это своего рода зоологическая среда, и не более того. Стомиллионный русский пролетариат даже с точки зрения нравственности не имеет здесь права на какое-то великодушие», — писал Троцкий о казаках.
Один из идеологов революции И. Рейнгольд обращался к Ленину: «Почувствовав себя победителями, мы бросили вызов казакам, начав их массовое физическое истребление.
С казаками действительно «заигрывали» и «уничтожали физически». Шло сопротивление, станицы восставали одна за другой.
Орудовавший на Урале, Г.И. Петровский подчеркивал: «С казачеством нужно покончить… Советская власть должна поставить в порядок дня политику репрессий по отношению к казачеству, политику экономического и, как подсобного ему, красного террора».
Не имея опоры на Тереке, большевики в борьбе с казаками сделали ставку на горские народы. В мае 1918 года Совнарком «Терской советской республики» по инициативе ее наркома внутренних дел Фигатнера и Орджоникидзе принял решение о выселении казаков из станиц Сунженской линии и передаче их земли ингушам, которых Троцкий называл «ландскнехтами революции».
Были выселены станицы Сунженская, Аки-Юртовская, Тарская (с хутором Тарским). В дальнейшем большевики и их последователи еще не раз будут разыгрывать национальную карту, то обратно вселяя станицы, то снова выселяя. На практике в аулах «советская власть» приживалась так же плохо, как и в станицах. Человеческие жертвы среди казачьего населения при таких пертурбациях измерялись десятками тысяч.
Настоящим символом «расказачивания» стала секретная директива Якова Свердлова от 24 января 1919 года. Она недвусмысленно указывала:
«Необходимо, учитывая опыт гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления. Никакие компромиссы, никакая половинчатость пути недопустимы. Поэтому необходимо:
1. Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо принять все те меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти.
2. Конфисковать хлеб и заставить ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам.
3. Принять все меры по оказанию помощи переселяющейся пришлой бедноте, организуя переселения, где это возможно …»
Установки данной директивы «дополнялись» и «развивались» на местах.
Директива Донбюро РКП (б) прямо требовала:
«а) физическое истребление по крайней мере 100 тысяч казаков, способных носить оружие, т.е. от 18 до 50 лет;
б) физическое уничтожение так называемых «верхов» станицы (атаманов, судей, учителей, священников), хотя бы и не принимающих участия в контрреволюционных действиях;
в) выселение значительной части казачьих семей за пределы Донской области;
г) переселение крестьян из малоземельных северных губерний на место ликвидированных станиц…»
Член Реввоенсовета 8-й армии Якир откровенно поставил целью уничтожить 50% мужского населения казачьих станиц.
Подобных документов, высказываний и фактов истребления казаков во всех казачьих областях можно привести еще много. Убийства достигали огромных масштабов. Тела казаков не хоронили, а сбрасывали непосредственно в реку Дон. В 1919 году в Черном море плавало такое количество убитых, что Турция направила ноту протеста правительству РСФСР против «загрязнения» моря человеческими трупами. Что до сих пор является уникальным случаем в международной дипломатической практике!
Действия красноармейцев Троцкий объяснял желанием «…навести страх и почти религиозный ужас. Довести население до покорности убойной скотины».
1920 год стал роковым и для терцев. Орджоникидзе приказывал: «Первое — станицу Калиновскую сжечь; второе — станицы Ермоловская, Закан–Юртовская, Самашкинская, Михайловская – … все мужское население вышеозначенных станиц от 18 до 50 лет погрузить в эшелоны и под конвоем отправить на Север для тяжких принудительных работ; стариков, женщин и детей выселить из станиц, разрешив им переселиться в хутора и станицы на Север…»
Всего на Север было выселено около 45 тысяч терцев.
После окончания гражданской войны положение не улучшилось. В 30-х годах многих из оставшихся в живых казаков постигла голодная смерть. Станицы, не справившиеся с планом хлебосдачи, были занесены на «черные доски». Если у человека при обыске и изъятии продовольствия находили старые казачьи фотографии, его сразу арестовывали.
С ноября 1932 по январь 1933 года решениями Северо-Кавказского крайкома ВКП(б) на «черную доску» было занесено 15 станиц — 2 донских (Мешковская и Боковская) и 13 кубанских: Новорождественская, Темиргоевская, Медведовская, Полтавская, Незамаевская, Уманская, Ладожская, Урупская, Стародеревянковская, Новодеревянковская, Старокорсунская, Старощербиновская и Платнировская. Из станиц Полтавской, Медведовской, Урупской были выселены в Сибирь все жители.
Почти все, кто истреблял казаков, были пожраны той репрессивной системой, которую сами и создали. Тот самый Исаак Рейнгольд, предлагавший Ленину полное физическое уничтожение казаков, был осужден «по обвинению в участии в к.-р. террористической организации». Расстрелян 25 августа 1936 года на Донском кладбище в Москве. Позже реабилитирован.
Выложенные на бумагу и читаемые сто лет спустя цифры, формулировки обесцениваются, выглядят просто словами. Общаясь с родившимися в ссылке казаками, понимаешь – это исковерканные людские жизни. 24 января традиционно по всей России и в эмиграции казаки будут вспоминать жертв «расказачивания», так и не вписавшихся в «новый мир», который на поверку сам оказался неэффективным и отсталым.
Николай Кучеров, журналист
Find more like this: АНАЛИТИКА
Уведомление: Тихий Дон. Донские казаки Григорий Мелехов и Харлампий Ермаков | Церковь Успения Богородицы