«Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.
Как повествует Евангелие (Лк. 1, 57-80), праведные родители святого Иоанна Крестителя – священник Захария и Елисавета, жившие в древнем городе Хевроне, достигли старости, но не имели детей, так как Елисавета была неплодна.
Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось Захарии войти в храм Господень для каждения, а всё множество народа молилось вне во время каждения, – тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.
Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.
И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то’, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.
Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем. А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой.
После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.
Елисавете же настало время родить, и она родила сына. И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею. В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном.
И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем. И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились.
И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской.
Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним. И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему.
И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему. Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лк. 1, 5-25, 57-68, 76, 80).
Человек рождается, чтобы соединиться с Богом
Истина — величайшее чудо, потому что без неё ничего не значат все чудеса. И дар жизни, рождение человека — величайшее чудо, потому что благодаря этому дару можно познать истину, соединиться с Богом. Мы празднуем рождение человека, который родился, чтобы жить и трепетно слушать только голос Агнца, только глас Жениха, только слово Превечного Слова, ставшего плотью.
Церковь торжественно празднует день рождения святого Иоанна Предтечи. И мы слышим в Евангелии пророчество о том, что он многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их. И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их.
Иоанн Креститель родился, чтобы проповедовать у берегов Иордана. Толпы идут к нему и внимают ему. Мы видим его склонённым над текущей водой, уносящей всю пыль и грязь погружающегося в воду множества народа. Но есть нечто ещё более таинственное в нём. Мы видим его стоящим на грани Нового Завета, сжигаемого желанием полноты Божественной правды, отверзающего уста навстречу источнику воды живой. Но ему не испить от источника Пятидесятницы!
Он даже не увидит в этой воде отражение собственного лица, потому что вот, Лик Божественной красоты как солнце восходит рядом с ним. Он забудет о своей жажде и о том, что вода — на расстоянии его простёртой руки. И он останется потерянным в несомненном видении Того, Кого он ждёт, о Ком возвещает миру и Кто уже приблизился, чтобы с избытком даровать всем эту воду жизни. Его радость достигает предела, но никто больше не обращает на него внимания, и сам он тем более не помнит о себе.
Самое поразительное в огненной проповеди святого Иоанна Предтечи — его молчаливое свидетельство о Господе. Этот величайший из всех пророков именуется Господом меньшим во Царствии Небесном. Потому что в жизни будущего века дар, который получит от Господа меньший из всех, будет несравненно большим самых великих Божиих даров на земле. И потому что высочайшее служение Предтечи Господу не сопровождалось никакими утешениями, кроме того, которое было во время посещения праведной Елизаветы Пресвятой Девой, а также в день его рождения и в день Крещения Господня.
У него не было своего Фавора, как у апостола Петра, или своего третьего неба, как у апостола Павла, он от чрева матери не вкушал никакого вина и тем более Духа Святого, Которым опьянены все чада Царства Небесного. Он любил Господа Иисуса Христа не меньше другого Иоанна — апостола. Но апостол Иоанн Богослов, ища утешения, склонял свою голову на грудь Своего Божественного Учителя, а святой Иоанн Креститель мог только во чреве матери приветствовать Господа и только однажды за всё время своего служения в неизреченной радости поднять глаза на Него. Да, будучи пророком ожидания, и обличения, и покаяния, Предтеча слышал глас Небесного Жениха. Однако этот глас не был обращён к нему лично, но ко всем.
Суровость и лишения жизни Предтечи, эта неумолимая пустыня, которая была единственным местом его обитания, потрясают нас по мере того, как мы начинаем постигать её раскалённость и огромность. Святые отцы говорят, что надо быть Богом, чтобы осмыслить такую судьбу и чтобы предложить такую судьбу человеку. Чтобы сметь требовать от него такое противостояние тьме, такие страдания — до того как благодатная память о Крестных Страданиях Христовых может срастворить их свету, осветить ими ночь.
Ему предстоит, особенно после заключения в темницу Иродом Антипой, узнать, что такое богооставленность, приобщиться самому страшному страданию грядущего Мессии. Чем ближе человек к Богу, тем больших он сподобляется страданий пред медлящим прийти Царством Божиим. Предтеча посылает спросить у Христа: Ты ли Тот, Который должен придти, или ождать нам другого? (Лк. 7, 19). Ему надо было обрести в этом испытании всецелое доверие Богу и увидеть, что жизнь его была не напрасна, что его свидетельство принесёт плод, что Бог проведёт его через страдание, через пленение, через мученическую смерть.
Вот почему Церковь, зная, что отношение Христа к Своему Предтече не сравнимо с Его отношением к кому-либо из всех святых, празднует день Рождества только Божией Матери и его, большего из рождённых женами. Здесь тайна особой глубины. Никто, кроме Пресвятой Девы, не был так близко связан с Воплощением Божиим.
Мы предстоим перед безмерной любовью Божией к этому человеку. Его личность может показаться самой скорбной во всей Священной истории. Однако Господь свидетельствует: среди рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя. Какое страшное и непостижимое величие, роднящее его с Самим Богом, уготовано ему. Мы не можем представить, каким сиянием Божией славы окружает ныне Господь Своего служителя, смиренного пророка Иоанна, и какой радостью наполняет сердце того, кто не знал никакой земной радости. Иоанн не сотворил никакого чуда, но все, что сказал Иоанн о Нем, было истинно, сказано в Евангелии о Предтече. Предтеча проповедовал истину — истину Бога, Пресвятой Троицы и истину заповедей Божиих. И путь к обретению истины — покаяние пред Богом.
Истина — величайшее чудо, потому что без неё ничего не значат все чудеса. И дар жизни, рождение человека — величайшее чудо, потому что благодаря этому дару можно познать истину, соединиться с Богом. Мы празднуем рождение человека, который родился, чтобы жить и трепетно слушать только голос Агнца, только глас Жениха, только слово Превечного Слова, ставшего плотью.
Протоиерей Александр ШАРГУНОВ
Смотрите также: Архимандрит Кирилл (Павлов). Слово на рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Find more like this: АНАЛИТИКА
Уведомление: Обет трезвости | Церковь Успения Богородицы