Физик-теолог: богословие нужно ученому, чтобы он не стал митрофанушкой

by on 16.06.2013 » Add more comments.

Выпускник МФТИ, кандидат физмат наук Денис Собур заведует светотехнической лабораторией в коммерческой компании и дистанционным отделением Высших богословских курсов при МДА. По его мнению, задача университета выпустить не только специалиста, но самостоятельную личность с широким кругозором, что невозможно без гуманитарных дисциплин.
 

Что такое теология?

Для начала давайте уточним термины. Согласно государственному образовательному стандарту по теологии, утвержденному в 2011 году, «теология – это комплекс наук, которые изучают историю вероучений и институционных форм религиозной жизни, религиозное культурное наследие…, историю и современное состояние взаимоотношений между различными религиозными учениями и религиозными организациями. Изучение теологии в системе высшего профессионального образования носит светский характер. Предметом теологии являются накопленные в течение длительного исторического срока религиозный опыт, памятники религиозной культуры, а также интеллектуальное и духовное богатство». Иначе говоря, теология – наука изучающая религию. Для того чтобы изучать теологию, тем более в светском ВУЗе, не требуется верить в существование Бога. Светская теология изучает не Бога, а представления людей о Нем, зафиксированные в различных материальных источниках (литература, архитектура, археология и т.д.). Равно как и для психолога не является обязательной вера в существование (и тем более бессмертие) души.

Когда говорят, что теология – не наука, подразумевается, что она не такая наука, как физика или биология. И это действительно так. Методы гуманитарных и естественных наук отличаются. Гуманитарные науки допускают идеологическое многообразие. Из одних и те же посылок философы разных школ могут сделать противоположные выводы. И оба вывода будут вполне научны, нужно лишь логически их обосновать. Для гуманитария это нормально. Но для людей технического склада ума сложно признать гуманитарные дисциплины – научными. Проще сделать вывод, что гуманитарные науки науками не являются, а чтобы стать наукой в собственном смысле слова, они должны принять естественнонаучную методологию. Попытки ее принять осуществлялись неоднократно, но успехом не увенчались.

С точки зрения научного аппарата, теология очень близка к философии. Правда, помимо философии, она больше внимания уделяет истории, археологии, архитектуре и т.д. Нельзя сказать, что «философия» — это наука, а «теология» – не наука. Одно из двух: либо обе они являются научными дисциплинами, либо нет.

 

Зачем теология физику?

На мой взгляд, этот вопрос довольно бессмысленный. Зачем физику знать историю? Зачем ему уметь грамотно писать? Зачем физику знать философию Платона и Аристотеля? Мне кажется, есть две концепции образования: прикладная и университетская. Под «прикладной» концепцией я здесь понимаю желание подготовить узкого специалиста, который будет уметь решать конкретные задачи. Квалифицированного исполнителя. При этом подходе, человека просто нужно научить специальным дисциплинам – не более того. Кругозор ему не требуется. К тому же, люди с широким кругозором не всегда удобны…

Вторая концепция – университетская. Согласно ей, нужно воспитать не только специалиста, но и личность. Соответственно, в университетскую программу обучения технических специалистов входят и гуманитарные дисциплины, призванные расширить кругозор.

При этом наблюдается парадоксальная ситуация: студенты технических вузов тратят много времени на изучение давно исчезнувших из истории философских школ. Но при этом не получают даже базовых знаний о традиционных религиях. О практической жизни. Вряд ли сегодня мы встретим на улице стоика или киника. А вот с православных или мусульман мы встречаем каждый день.

Поэтому мне сложно ответить на вопрос «зачем физику теология». Разве что цитатой из Д.И. Фонвизина о географии: «Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка».

Хотя, по данным опросов, больше трети россиян хотели бы узнать больше о Православии. Причем исследователями былоустановлено, чем более образован человек, тем больше у него интереса к Православию. А если есть желание у людей учиться, то почему бы не создать им условия?

 

Что значит «светское государство» и что под этим термином понимается у нас? 

К сожалению, в нашем обществе понимание светскости достаточно специфическое. Основано оно на законодательстве СССР, допускавшем свободу совести, но запрещающем пропаганду любого мировоззрения кроме атеистического. Сторонники этого подхода упорно отказываются замечать, что в «светских» США военные капелланы получают зарплату от государства. Что в большинстве светских стран ЕС в школах закон Божий преподается на обязательной основе. И это не культурологический курс, читаемый светскими педагогами, а именно закон Божий.

Действительно Россия – светское государство. И слава Богу. Это значит, что в светском ВУЗе имеет значение квалификация преподавателя, его уровень образования, его знания. Уроки ОПК в школе должны вести люди с педагогическим образованием. Учить студентов теологии – образованные специалисты, имеющие образование, опыт и научные публикации. Светский характер государства означает, что никто не должен ущемляться в своих правах из-за своих религиозных убеждений. Недопустимо запрещать человеку преподавать из-за того что он мусульманин, буддист или православный. Более того, для светского государства нет разницы между мирянином, священником или епископом. Требование «прогнать священников из школы» является вопиющей дикостью. Если у священника есть педагогическое образование (а иногда и многолетний стаж работы в школе), то никто не может требовать его увольнения, на основании того, что он – священник. Давайте на секунду представим, какой бы поднялся шум, если бы началась информационная компания с целью, например «запретить лицам иудейского вероисповедания преподавать в ВУЗах». Прогрессивная общественность была бы возмущена такой дискриминацией. Но это не мешает той же прогрессивной общественности требовать прогнать священников из школ и ВУЗов. Двойные стандарты налицо…

Да, конечно, светский характер государства означает, что религиозные объединения отделены от государства. Это значит, что образовательный стандарт по теологии утверждает министерство образования, а не патриарх. И заведующих кафедрами выбирает ученый совет ВУЗа, а не назначает местный епископ. Я не слышал о случаях, чтобы учителей ОПК назначал местный священник, а не директор школы. Поэтому обвинение во вмешательстве в государственные дела – натянуто. Священнослужители – такие же граждане страны, как и все остальные. И если их уровень образования позволяет, они могут занимать должности наравне с мусульманами, атеистами и иудеями. Никакой дискриминации здесь быть не должно.

Кстати, защитники специфического понимания светскости, не устают напоминать, что в России много религий и конфессий. И что, якобы изучение учения одной из конфессий может привести к дискриминации. По моему опыту, в 100% случаев этот аргумент звучал из уст людей, не причисляющих себя ни к одной из конфессий. Проще говоря, о правах мусульман/иудеев/буддистов беспокоятся в основном люди неверующие или «верующие в душе». Им не нравится идея преподавания теологии вообще, поэтому они и приводят этот аргумент. Хотя проблема уже давно решена: больше десяти лет назад принят образовательный стандарт по «теологии», который имеет общую часть и специальные дисциплины для каждой из религий. При желании, на одной кафедре теологии могут читать свои курсы и мусульмане и буддисты.

 

Почему вокруг кафедры теологии в МИФИ поднялась шумиха?

Мне кажется, это больше спор о символах, чем о словах. Все те курсы, которые будут читаться в рамках теологии, сейчас возможно читать в рамках кафедры философии и других гуманитарных кафедр. С точки зрения образовательного процесса изменений будет не так много. Даже в известном обращении членов РАН (среди которых есть несколько моих бывших учителей, которым я очень признателен за заботу о нас, студентах МФТИ), мы видим: «Вопросы гуманитарного образования студентов позволяют достаточно успешно решать существующие кафедры философии и социологии». Именно таким образом у нас в МФТИ читались такие курсы как «Наука и религия», «Миф и ритуал на Древнем Ближнем Востоке» и многие другие. Религиозные вопросы неоднократно затрагивались и в курсах философии. И никакой угрозы «светскому характеру образования» в этом не было и нет. Кстати, у нас в МФТИ с 1988 по 1999 год на кафедре истории культуры преподавал священник Георгий Чистяков. Более того, с 1993 по 1999г. он этой кафедрой заведовал. Но не потому, что он священник, а потому что он — кандидат исторических наук, выпускник МГУ.

Повторюсь, с точки зрения светской науки нет принципиальной разницы между «теологией» и «философией». Поэтому попытки найти в Конституции запрет на преподавание теологии, можно обратить и против философии. Позволю себе перефразировать письмо уважаемых мною академиков: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 13 Конституции РФ). Существенно, что в нашей стране представлены все основ¬ные современные философские школы. Появление в государственном вузе кафедры философии под руководством неокантианца/постпозитивиста/экзистенциалиста находится в прямом противоречии с Конституцией России (ст. 13) и со здравым смыслом тоже».

Абсурдность данного построения мне кажется очевидной.

 

Символы современной России

Так почему же такая шумиха? Мне кажется, что здесь речь идет о символах. МИФИ – символ величия СССР. Создание атомной бомбы – одно из величайших достижений Союза. Именно атомный проект спас человечество от третьей мировой войны. Но СССР был атеистическим государством и МИФИ, да и вообще ведущие технические вузы воспринимаются как его наследие. В СССР религиозная пропаганда была запрещена и остается искушение сохранить этот запрет. Если не в масштабах страны, то хотя бы локально, в технических ВУЗах. Как будто успехи СССР были связаны с атеизмом, а не с самоотверженным трудом наших отцов и дедов.

Кафедра теологии в МИФИ, как и домовый храм в этом ВУЗе, символизирует то, что эпоха изменилась. Сегодня среди ученых, среди преподавателей и студентов МИФИ, МФТИ и других ведущих технических ВУЗов – немало верующих людей. Православные студенты и профессора не требуют себе исключительных прав и не ущемляют интересов других конфессий. Но они не хотят быть маргиналами в обществе, где 70% людей считают себя православными. Кафедры теологии уже давно существуют в государственных вузах (и особой шумихи это не вызывало). В 2001 году она создана в Тульском университете, 2002 году — в Рязанском и Белгородском гос. университетах, в 2003 году – в Самарском, в 2005 в РГСУ. У нас в МФТИ существует общество православных студентов, проводятся лекции известных священников и богословов. Времена меняются, и значительная часть современной молодежи не видит противоречия между наукой и верой, между физикой и теологией. На мой взгляд, появление кафедры теологии в МИФИ лишь подтверждает, что Россия перестала быть атеистической страной и религия сегодня является одним из важнейших аспектов нашей общественной жизни.

 

В заключение, могу лишь порекомендовать довольно актуальную и сегодня заметку протоиерея Георгия Чистякова

 

СПРАВКА 

Денис Собур, кандидат физико-математических наук, заведующий Светотехнической лабораторией в коммерческой компании, в настоящий момент занимается разработкой источников УФ излучения для задач обеззараживания. Выпускник МФТИ, кафедра теор. астрофизики и проблем термоядерного синтеза.

Источник

Смотрите также:

Академик Борис Раушенбах: От ракеты — к иконе, от математики — к Троице

Только ли наука ищет и находит истину?

Космология соглашается с первым стихом Книги Бытия

Вера ученых. Беседа с профессором мехмата МГУ В.И. Богачевым

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Google Buzz

Find more like this: АНАЛИТИКА

4 Responses to Физик-теолог: богословие нужно ученому, чтобы он не стал митрофанушкой

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *