За восемь дней до Пасхи Православная Церковь вспоминает воскрешение Спасителем святого праведного Лазаря. Это событие имеет особенное значение даже среди других чудес, совершенных Спасителем. Не случайно, оно занимает такое важное место в годовом богослужебном круге Церкви. Лазарева суббота непосредственно следует за последним днем святой Четыредесятницы, завершающейся в пятницу 6-й недели Великого поста, и предваряет Вербное Воскресенье, Вход Господень в Иерусалим.
Этот день является неким поворотным пунктом от подготовительных недель поста к самой важной Страстной седмице и величайшему празднику Воскресения Христова, к Господней Пасхе.
В чем же особенный смысл этого чуда, выделяемого Церковью из других чудес, совершенных Спасителем? Воскрешением Лазаря Христос явил Себя, как никогда до этого момента, истинным Богом и истинным Человеком. Явление божественной силы Спасителя было ошеломляюще очевидно для всех свидетелей этого чуда. Лазарь, умерший четыре дня назад, чье тело в жарком климате Палестины уже начало разлагаться и распространяло вокруг себя трупный запах, одним словом Христа воскрес и вышел из гробницы навстречу своему Создателю. Это воскрешение было прообразом грядущей победы над грехом и смертью, чья власть была упразднена крестной смертью и воскресением Спасителя. «Прежде Твоих страданий, желая убедить всех в общем воскресении, Ты из мертвых воздвигнул Лазаря, Христе Боже», — свидетельствует Церковь в тропаре праздника. В день воскрешения Лазаря, хотя он и приходится на субботу, впервые в богослужебном году поются не просто воскресные, а уже пасхальные песнопения.
Истлевший, обмотанный по иудейскому обычаю с ног до головы погребальными пеленами Лазарь, вместе с тем, является образом всей исковерканной грехом прародителей человеческой природы и каждого человека, связанного по рукам и ногам собственными грехами. Ни один человек, если бы был так обмотан, как погребенный Лазарь, не мог бы ходить, а Лазарь вышел, повинуюсь голосу Спасителя: «Лазаре, гряди вон!». Так и Бог зовет каждого к жизни и свободе, задача человека лишь откликнуться на этот призыв, — и тогда, как бы не казалось невозможным выйти из пещеры греха и смерти, как бы не смердело оттуда, произойдет чудо воскресения и преображения человеческой личности. Такой духовный смысл исторического события, воспоминаемого в этот день. «Мертвеца смердящего, связанного пеленами, Владыко, воздвигнул, и меня, и меня, связанного узами прегрешений, восстави», — молится Церковь в одном из тропарей канона этого праздника.
Однако, евангелист Иоанн, который передает рассказ о воскрешении Лазаря, свидетельствует о проявлении в этом чуде не только божественной, но и совершенной человеческой природы Христа. В частности, апостол приводит такую поразительную деталь. Подойдя к гробу Лазаря, Господь заплакал. Этот эпизод может показаться странным. Кто как не Он, Бог, создавший человека и Сам незадолго до этого сказавший сестре Лазаря Марфе: Я — воскресение и жизнь, знал, что Его друг уже скоро воскреснет.
Христианские проповедники всегда утешали верующих, потерявших близких, что смерть не навсегда, умершие воскреснут и с ними еще предстоит радостная встреча в вечности. И они были правы, однако человек, даже укрепленный верой в вечную жизнь, не может быть равнодушен к смерти. Смерть — это трагическая катастрофа, предельно возможное разрушение, разрыв целостности человеческой личности. Потеряв руку или ногу, или какой-нибудь другой важный орган, человек становится инвалидом. Смерть, в некотором смысле, крайняя степень инвалидности, когда человек теряет уже все тело. А людям противоестественно быть инвалидами. Преподобный Ефрем Сирин в одном из своих Слов приводит замечательный, но одновременно и неожиданный образ: души святых стоят у порога рая, но не входят в него, ожидая, когда они воссоединятся со «своими любимыми телами». Поэтому человеческому сердцу невозможно не испытывать отвращение к смерти и не скорбеть, видя мертвым своего ближнего, лишившего тела, которое стало, пусть и временной, добычей смерти (в каноне праздника смерть прямо называется всеядным и лютым волком). Бог воистину вочеловечился, поэтому как Человек Христос и оплакал Своего ученика и друга, а как Бог Спаситель вывел Лазаря из темницы смерти, и смерть не смогла удержать своего пленника.
В рассказе о воскрешении Лазаря, как и во всех евангелиях, содержится бездонная глубина смыслов, но две истины: о божественной силе Спасителя, способной победить смерть и Его истинном вочеловечивании, — являются в нем главными.
Смотрите также:
Протоиерей Андрей Ткачев. Воскрешение Лазаря
Протоиерей Александр Шаргунов. «Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой»
Find more like this: АНАЛИТИКА
Уведомление: Вербное Воскресенье — Неделя Ваий: царский путь | Церковь Успения Богородицы